Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:10, курсовая работа
Художественные музеи выполняют в обществе важную и благородную роль — сохраняют память и рассказывают о жизни и творчестве лучших представителей этого профиля, передают эстафету духовного наследия следующим поколениям.
Одна из важнейших комнат дома — кабинет. Из его окна открываются очень красивые виды на эспланаду, на просеку и на Оку. Интерьер кабинета прост, но это та изысканная простота, которая позволяет говорить о безупречном художественном вкусе. Местоположение кабинета в поленовском доме четко определяет ту степень индивидуальной свободы, в которой нуждался хозяин. Именно кабинет Поленов отдал своим живописным работам и в нем устраивал домашние музыкальные концерты.
Здесь, в кабинете, находится одно из наиболее оригинальных произведений поленовского мебельного творчества — готический шкаф для нот, созданный по эскизу художника в 1885 году. Подобный тип большого, сложно скомпонованного шкафа появился в конце XVI века. Поленов создал свой «архитектурный проект». Шкаф состоит из трех ярусов, которые уступами возвышаются один над другим. Нижний ярус, на который ставятся оба корпуса, — более широкий и в нижней части образует выступ — скамью. Эта необычная деталь вызывает ассоциации со средневековым интерьером, в котором лавки были частью стены. Именно этот шкаф — самое яркое воплощение свойственного только Поленову чувства гармонии в разностилевых деталях и пропорциях19.
Поленов сделал попытку — и она удалась — создать целостный интерьер дома как живое пространство живых вещей, слитое воедино с пространством музея, и в этом пространстве всегда есть место для собственного творчества. Интерьеры поленовского дома воплощают представление о ценности частной жизни и индивидуальной свободы. Поленовский дом наполнен не просто красивыми вещами, но — вещами-историей, вещами-воспоминаниями и собственным творчеством, полон уюта, очарования. Его интерьеры представляют собой гениально сконструированную декорацию для повседневного театра жизни, в точности соответствующую содержанию пьесы, автор которой — Поленов.
Музыка занимала огромное место в жизни и творчестве многих русских художников конца XIX — начала XX века. Но постоянно сочинявший музыку большой русский художник известен лишь один — Василий Дмитриевич Поленов. Абсолютный слух и «абсолютное видение» позволяют в музыкальных произведениях ярко и зримо воплотить цветовые оттенки мелодии, сравнимые с палитрой живописца. Делая попытку глубже понять творчество Поленова, нужно обязательно иметь в виду эту органическую связь его музыки и живописи. Так что фисгармония и фортепьяно в кабинете не случайны: эту комнату в доме даже часто называли музыкальной. Здесь устраивали домашние концерты на весьма профессиональном уровне, и подготовка к ним была самой серьезной.
Поленовский дом постоянно был полон гостями. В усадьбе всегда царила творческая атмосфера, которую создавал так хорошо умевший объединять вокруг себя людей, в особенности молодежь, хозяин усадьбы Борок. Лето 1915 года ознаменовалось грандиозным событием: опера Поленова «Призраки Эллады» (либретто С. И. Мамонтова) была поставлена в Тарусе с участием родственников и друзей семьи Поленовых.
Василий Дмитриевич представляется последовательным в воплощении своих идей: Поленов-архитектор строил храм Святой Троицы в Бёхове, а Поленов-композитор писал Всенощную и Литургию.
Поленов-живописец из всех времен года больше всего любил осень, когда в усадебном парке золото тихого листопада ложилось под ноги. Не случайно музыкальные ассоциации вызывает полотно «Золотая осень», написанное в 1893 году. Здесь слышится тихая музыка, чувствуется безмятежный покой, философское созерцание мира20.
Покидая кабинет, мы оказываемся
у подножия лестницы, ведущей на
второй этаж, где находится мастерская
художника. Это помещение отдано
для графического варианта картины
«Христос и грешница». Он выполнен углем
в 1885 году в размере будущей картины.
Живописный вариант (1887) хранится в
Русском музее в Петербурге. Художник
жил стремлением воплотить
Символична «пейзажная» в поленовском доме. Поленов сумел раскрыть тайну обаяния, притягательной силы окского пейзажа. И главное — сумел воплотить это знание в своей усадьбе, очарование которой неотделимо от красоты Оки. Именно здесь Поленов обрел реальную возможность для воспроизведения того образа широкой, свободной, царственной в своей величавости реки, который был для него символом русского пейзажа. Образ Оки в картинах «Ранний снег» (1891), «Золотая осень» (1893), «Стынет», «Ледоход на Оке» (1918) становится воплощением течения времени.
Столь же живописно воспринимается Аббатство, отдельно стоящее небольшое здание: темная зелень вековых сосен подчеркивает изысканность линий белого строения. Необычна архитектура поленовской мастерской: слияние романского и готического стилей. Двери в Аббатстве низкие и узкие, вход в комнату — не просто ступени, а сцена в обрамлении колонн: жизнь Аббатства была связана не только с живописью, но и с театральными работами Поленовых в крестьянском театре. Чердачное помещение Аббатства всегда служило складом театрального реквизита, декораций и костюмов.
При жизни Поленова мастерская была его любимым местом и работы и отдыха. В Аббатстве Василий Дмитриевич жил летом, устроив там себе небольшую комнату. Будучи очень непритязательным в быту человеком, он ограничивался малым: вся обстановка комнаты состояла из простой деревянной кровати, табуретки с умывальными принадлежностями и столярного верстака. Из мастерской узкая дверь вела в башню с небольшими узкими окнами и балконом: она была предназначена Поленовым для хранения семейного архива.
В усадьбе Василий Дмитриевич завершал работу над евангельским циклом картин «Из жизни Христа». Одна из последних работ — «Пределы Тирские» (1911). От Аббатства берет свое начало Окская аллея. «В последние годы жизни (В. Д. Поленова. — Е. К.) прогулка по этой дороге к реке до этих берез была самая дальняя и любимая, — писала О. В. Поленова. — Поленов с младшей дочерью Натальей доходил до скамейки и отдыхал на ней, смотрел на любимый поворот Оки под деревней Бёхово и на заокские заливные луга. Недаром и первый и последний большой пейзаж, написанный Поленовым, изображает этот поворот Оки. Первый — "Золотая осень" в 1893 г. и последний в 1919 году — весна, разлив, «Ледоход». В данное время перед скамейкой выросли деревья, закрывшие вид на Оку, а еще в 30-е годы вид был открыт и вдохновлял художников, живших здесь, в их оформлениях спектаклей в театрах Москвы21.
По этой аллее, через «окские»
ворота, можно выйти к реке. Недалеко
от ворот находится здание Адмиралтейства.
Фасад украшен настоящим
Было и еще одно строение в поленовской усадьбе: фахверковый сарай напротив Большого дома. В усадьбе почти все хозяйственные постройки были фахверковыми. Фахверк — это каркас здания, обычно деревянный, состоящий из горизонтальных элементов и раскосов, свободное пространство между которыми заполнялось камнем. Фахверк был не только конструктивным, но и декоративным элементом, разбивая фасад на панели различной формы и придавая зданию своеобразный вид. Фахверковый сарай был построен из известняка. Во времена усадебной жизни в нем с торцевой стороны было хранилище садового инвентаря, а с фасада, в самом большом помещении, — столярная мастерская, в которой строили по чертежам Поленова лодки для поленовской флотилии. Сегодня после реставрации в фахверковом сарае создан выставочный зал, где устраиваются выставки, связанные со знаковыми событиями в жизни и творчестве представителей поленовского рода и в жизни усадьбы.
Постоянной является выставка «Художественные традиции рода Поленовых». Многие работы увидели свет более чем сто лет назад: произведения самого Василия Дмитриевича, его младшей сестры, Елены Дмитриевны Поленовой, жены художника, Наталии Васильевны, графические работы матери — Марии Алексеевны Поленовой, живопись учеников Поленова — К. Коровина, И. Левитана, М. Нестерова, М. Якунчиковой. И конечно, работы детей и внуков художника22.
2.3. Судьба музея после смерти художника.
Усадьба Борок стала музеем не случайно, эту судьбу ее гениально предвидел В. Д. Поленов. Василий Дмитриевич просил сына после его смерти хранить музей, не отдавать его в чужие руки. И Дмитрий Васильевич стал потом первым директором музея.
Дети Наталии Васильевны и Василия Дмитриевича никогда не расставались с усадьбой, которая была для них в большой степени своеобразным центром мира: она родилась на их глазах, они росли вместе с ней. Надо было обладать бесконечным терпением и огромной любовью, а главное — преданностью этому дому, чтобы суметь доказать важность и необходимость музея. Поленовы смогли сделать невозможное: не просто сохранили дом и коллекции, но сохранили — мечту, передав ее в наследство внукам и правнукам художника.
В 1927 году, когда не стало Василия Дмитриевича. Началось тяжёлое время. Когда средств для содержания такого большого дома больше не стало, то решено было в пустующих бывших гостевых комнатах устроить пансионат для художников и артистов. В разное время здесь бывали Ю. А. Завадский с женой В. П. Марецкой и совсем молодой Р. Плятт. Ненадолго приезжал навестить семью, проводившую лето в поленовском доме, философ Г. Г. Шпет.
После смерти Василия Дмитриевича и переименования усадьбы в Поленово (1931) пансионат преобразовался в дом отдыха Большого театра. Он действовал только в летнее время. Ни о какой арендной плате речи не было. Был заключен лишь договор, по которому семья художника предоставляла кроме гостевых комнат и все усадебные постройки. Дом отдыха Большого театра брал на себя обязательства содержать все помещения и парк в исправном состоянии23.
В 1927 году сын - Дмитрий Васильевич соединил свою судьбу с Анной Павловной Султановой, ставшей ему верной сподвижницей на всю жизнь. Летом 1929 года у них родился сын Федор. В музее тогда не было штатных единиц, в нем работали на общественных началах только члены семьи. Кроме того, дом отдыха потихоньку разрастался: была построена пара новых флигелей.
В 1937 году вышел указ малого Совнаркома о ликвидации музея в десятидневный срок. Трудами и мужеством трех дочерей Поленова музей был чудом сохранен. В отсутствие Дмитрия Васильевича как бы само небо помогало хранить музей в те жестокие годы. Они обращались во все возможные инстанции с просьбой о пересмотре дела. И во что бы то ни стало они должны были сохранить музей. В 1939 году они передают коллекции в дар государству.
Второе чудо произошло в 1941 году, когда, несмотря на интенсивный обстрел из минометов и артиллерии немецкими войсками, которые стояли на противоположном берегу Оки в трехстах метрах от музея, в музее были только выбиты стекла. Все коллекции были к тому времени эвакуированы, хотя половина была в спешке брошена в пакгаузе на станции Тарусская.
Третье чудо произошло чуть позже, когда немцев отогнали достаточно далеко от Оки. Наши бойцы решили все же уничтожить здание на случай наступления. Они заложили в подвале несколько больших бочек бензина и ушли праздновать победу. А ночью местный крестьянин, добрый ангел-хранитель, решив, что негоже пропадать такому добру, бочки с бензином увез. И когда захмелевшие бойцы решили довести дело до конца, они не нашли бензина. И, предварительно допросив того крестьянина, убрались из усадьбы.
За период с 1937 по 1944 год на посту директора сменилось пять человек. Но, в лучшем случае, только двоих из них можно назвать относительно честными и добросовестными людьми. При последнем директоре из музея пропали некоторые экспонаты и сильно поредела библиотека.
В 1944 году из лагерей, уже больной, вернулся Дмитрий Васильевич Поленов, который, несмотря на свое состояние, активно взялся за восстановительные работы в музее, привлекая к этому делу талантливых людей. Он восстановил основную экспозицию в доме, разыскал некоторые из пропавших экспонатов. Незадолго до смерти, не желая передавать музей в чужие руки, попросил своего сына о том же, о чем его просил когда-то отец»24.
Дмитрий Васильевич пригласил
в усадьбу Елизавету
В 1967 году Дмитрия Васильевича не стало, похоронен он на кладбище села Бёхово, где покоятся его отец, мать и жена. Вся жизнь Дмитрия Васильевича — это огромная работа по сохранению музея с его уникальными коллекциями, усадьбы и парка.