Художественные мемориальные музеи. Сравнительный анализ дом-музея Васнецова и музея-заповедника Поленово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание

Художественные музеи выполняют в обществе важную и благородную роль — сохраняют память и рассказывают о жизни и творчестве лучших представителей этого профиля, передают эстафету духовного наследия следующим поколениям.

Работа состоит из  1 файл

готово.docx

— 110.01 Кб (Скачать документ)

Дочери Поленова обладали совершенно разными характерами, но, помимо музея, их объединяло общее дело — театр.

Екатерина Васильевна (1887-1980), старшая дочь художника, пробовала  себя также в живописи. Первые уроки  ей давал отец. После окончания  гимназии Екатерина Васильевна училась  в Мюнхене. Но, оценив свой дар художника верно, стала заниматься живописью исключительно для себя. Это пейзажи и иллюстрации к сказкам, причем выполненные акварелью в манере реалистической живописи. Главным делом ее жизни стал литературный труд: разбирая архивы семьи Поленовых, она опубликовала основные материалы о жизни и творчестве отца и тети: «Хроника семьи художников. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова». Именно Екатерина Васильевна была автором первого путеводителя по музею.

Творчество средней дочери, Марии Васильевны (1891-1976), несмотря на то что она не имела специального образования, заслуживает самого пристального внимания. Живя в Париже, вдали от своего родного дома, она пыталась сохранить в памяти уют родного очага, семейные устои и традиции.

Из пятерых детей В. Д. Поленова только младшая, Наталия  Васильевна Поленова (1898-1964), стала профессиональным художником. От своего отца она унаследовала любовь к природе, к фантазии, к  театру. От своей тетки — Елены  Дмитриевны — глубокое понимание  сказки и чарующего русского пейзажа. Но свой талант Наталия Васильевна реализовала как театральный  художник. В 20-х годах вместе с  сестрами Наталия Васильевна увлеклась  театральной деятельностью. Страховский деревенский самодеятельный театр просуществовал до 1941 года.

В третьем поколении рода Поленовых также, несомненно, сказался художественный талант. Внуки В. Д. Поленова Елена Анатольевна Поленова и  Алексей Николаевич Сахаров (1928-1998) получили архитектурное образование.

Поленовы никогда не оставляли  дом беззащитным, и уже почти  сто лет фамилия директора  музея неизменна. Федор Дмитриевич (1929-2000), внук художника, внешне был очень  похож на деда. А духовное родство  — для Поленовых качество генетическое: им дорожат, им гордятся. Он родился  и вырос в старом доме, построенном  его дедом, сохраненном его отцом. Ему было чуть больше тридцати, когда  он, капитан-лейтенант, водивший корабли  на Тихом океане и на Балтике, волею  судьбы стал подвижником музейного  дела: Федор Дмитриевич Поленов с 1960 года стал директором музея.

В это время большая  часть усадьбы была в запустении, но не разрушена. Федору Дмитриевичу  пришлось возвращать усадьбу к жизни. Многим Федор Дмитриевич знаком как  автор рассказов об истории России, о музее и о природе: унаследовав  пейзажный талант деда, он воплотил его в слове. Федор Дмитриевич был уверен: нужно сначала спасти потрясающую по красоте и покою  частичку России, а потом и всю  ее. Писателем он был тонким, лиричным. Жизнь природы и поленовская усадьба — основные темы его творчества25.

Храм Святой Троицы в Бёхове — небольшой, изящный, можно сказать, изысканной архитектуры, тоже творение художника. Рядом — старое сельское кладбище. Здесь похоронен сам Василий Дмитриевич и его жена. Этот небольшой кусочек земли стал местом упокоения всех Поленовых.

Более ста лет живет  усадьба как музей, и изменения, вносимые временем, не уничтожили ее прошлого облика, ложась только новыми, легкоразличимыми пластами.

Помимо художественных ценностей  и уникальных коллекций музея, места  эти притягательны еще и той  творческой традицией, начало которой  было положено В. Д. Поленовым. Дом-музей  был и продолжает оставаться местом плодотворной работы представителей нескольких поколений выдающихся деятелей русской культуры. И сейчас интерес к музею-усадьбе не ослабевает. Ныне он один из наиболее популярных и перспективных мемориальных музеев Подмосковья.

Автор настоящей подборки картин художник Леонид Михайлович Корсаков тесно связан с поленовскими местами. В представленных здесь работах он добился выразительности и лаконизма, присущих зрелому мастеру. Можно с уверенностью сказать, что "поленовский цикл Корсакова - удачная попытка нового воплощения хорошо знакомого ему мира26.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты».

3.1. Биография И. Е. Репина.

 

Илья Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в семье военного поселенца Ефима Васильевича  Репина (1804—1884) в городе Чугуеве  Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у  пономаря и дьякона. В 1855 году занимался  в топографической школе, но при  упразднении военных поселений  её закрыли. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве у И. Бунакова.

В 1863 году поступил в Академию художеств в Петербурге. В рисовальной  школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его  наставником. Обучался также у Р. К. Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был  награждён малой золотой медалью  за картину «Иов и его друзья».

Во время своего путешествия  по Волге в 1870 году написал ряд  этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя  Владимира Александровича картину  «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела  сильное впечатление на публику  и критиков.

Одной из первых картин Репина, получивших широкое признание, был  большой групповой портрет Славянские композиторы, выполненный по заказу предпринимателя А. А. Пороховщикова.

В 1872 году за программную  работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование.

С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии, где корифеи старинной  живописи произвели на него отрицательное  впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко».

Возвращается в Россию летом 1876 года. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву27.

В 1878 году, от гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского  историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам  и требовал от них покорности. Ответ  запорожцев был смел, дерзок, полон  издёвок над султаном. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году. Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Первый Репин подарил другу, историку Дмитрию Яворницкому, а тот — Павлу Третьякову. Большая часть моделей для него взята из Екатеринославской губернии (писарь — Яворницкий, Иван Сирко — киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров, раненый в голову казак — художник Николай Кузнецов; войсковой судья в чёрной шапке — Василий Тарновский; молодой казачок в круглой шапке — его сын, обладатель обширной лысины — Георгий Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии, обер-гофмейстер двора его Величества, почётный гражданин Екатеринослава и страстный нумизмат. Поначалу он отказался позировать с затылка. Пришлось пойти на хитрость. Яворницкий пригласил его посмотреть свою коллекцию, а позади тайком усадил художника, и пока предводитель любовался монетами, Репин быстро набросал портрет. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся.

Второй вариант картины (1880—1891 гг.) хранится в Русском музее  в Санкт-Петербурге. Кто для него позировал, неясно. А третий вариант (1893 г.) — в Харьковском художественном музее. Он уступает по размерам первоначальному, а писарь подан тщедушным интеллигентом в очках.

В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г., став одним из вождей реалистической школы  живописи. На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иван Грозный  и его сын Иван» (1885)28.

В 1887 году Репин развёлся с женой Верой Алексеевной  Шевцовой, от этого брака у художника  осталось четверо детей: сын Юрий и три дочери, Вера, Надежда и  Татьяна, которых он нежно любил  и не раз писал их портреты. В  том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются в себе и не принимают  новых членов, особенно молодых.

В этот же период созданы  картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887), а также портреты П. А. Стрепетовой, Н. И. Пирогова, П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, И. С. Тургенева, В. М. Гаршина, В. В. Самойлова, М. С. Щепкина, баронессы Икскуль и многих других29.

С начала 1890-х годов Репин  подолгу работал в приобретённом  им имении Здравнёве Витебской губернии. Здесь им созданы картины «Белорус» (1892), «Осенний букет» (1892), «Охотник с ружьём» (1892), «Дуэль» (1896), «Портрет сына Юрия на террасе Здравнёвкого дома» (1896) и другие, ряд этюдов.

В 1893 г. Репин стал действительным членом Петербургской Академии художеств. В 1894—1907 годах он — профессор-руководитель мастерской в Академии художеств, а  в 1898—1899 гг. — ректор Академии.

В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное  многофигурное полотно (35 м²) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы30.

В 1899 году Репин женился  на Наталье Борисовне Нордман и приобрёл на её имя землю в посёлке Куоккала в Финляндии, на которой он выстроил усадьбу и назвал «Пенаты» . Там он провёл последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии. Сейчас Пенаты (усадьба) — музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. Куоккала) Курортного района Санкт-Петербурга; памятник архитектуры (федеральный), Приморское шоссе, 41131.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. История усадьбы в  переплетении с жизнью художника.

 

«Пенаты» — так называется Музей-усадьба И. Е. Репина на Карельском перешейке, в сорока четырех километрах от Санкт-Петербурга. У этого музея нелегкая, но счастливая судьба, как и у самого Репина, который считал, что ему в жизни очень везло. Однако же, когда в 1918 году внезапно закрылась финляндская граница, художник в его «Пенатах» оказался отрезанным от родины. Казалось бы, в этом мало хорошего: неясность положения, невозможность получения известий от близких и друзей, ограниченность в передвижении, отсутствие верных свидетельств о том, что происходит по другую сторону границы. И все же, несмотря на волнения, связанные с происшедшим, Репин оставался в своем доме и мастерской. Он мог работать, и это выгодно отличало его от многих русских беженцев и лишенцев, которых волею обстоятельств обделили на родине или даже вытеснили за ее пределы. Репин не был эмигрантом — и даже не принял финского гражданства, сохраняя верность России. Его духовная близость родине выражалась не только в тоске и беспокойстве за судьбу государства и своих родных, но и в приветствии тех явлений, в которых, как ему казалось, просвечивало новое и талантливое. Безусловно, Репин не был связан впрямую с отечеством. Его заменили маленькие «Пенаты» — русский островок на территории Финляндии. Когда годы художника пошли к закату, он решил, что пора самому подумать о могиле. Репин написал в Россию, заявив о желании быть похороненным в «Пенатах». Так как усадьба была завещана Академии художеств еще до того, как Финляндия отделилась, Репин спрашивал, существует ли академия, не отказывается ли от его дара и согласны ли там выполнить его последнее желание. Одновременно художник обратился к финским властям, которые оформили разрешение на будущую могилу в «Пенатах». В 1930 году 29 сентября Репин умер — и, согласно его воле, был похоронен в усадьбе, в том месте, которое сам выбрал32.

Через десять лет после  кончины художника, после того, как  отгремели военные действия на Карельском перешейке в так называемой «зимней войне» 1939-1940 годов, сотрудники Академии художеств навестили усадьбу и вступили в права владения. В доме Репина было зафиксировано и разложено по комнатам все, что в нем оставалось. Через шесть месяцев был открыт мемориальный музей. Это случилось в июне 1940 года. Сюда хлынули посетители, но ненадолго. Прошел только год, и началась Великая Отечественная война. Из дома Репина стали вывозить содержимое. В первую очередь — картины и рисунки, скульптуру, личные вещи, костюмерную. Из предметов обстановки старались взять хотя бы по одному образцу, чтобы по нему в дальнейшем можно было воссоздать новое. Не сумели вывезти только громоздкую мебель. Но с круглого стола сняли декор. Все было спрятано в надежных подвалах старинного здания Академии художеств на Васильевском острове.

В июне 1944 года, в результате стремительного наступления Карельский перешеек вновь возвратили России. Дом Репина и все постройки  вокруг догорали, превращаясь в угли и пепел. Было ли это актом мщения или результатом мощной артиллерийской подготовки перед наступлением, теперь уже никогда не узнаем. Примерно через полтора месяца, 5 августа 1944 года, исполнялось сто лет со дня рождения Репина. Юбилей широко отмечался. Многие музеи организовали выставки произведений Репина. В парадных залах Академии художеств показали картины, рисунки и мемориальные предметы — словом, все то, что перевезли из Куоккалы (ныне Репино) летом 1941 года. Постановлением правительства было принято решение воссоздать «Пенаты» в полном объеме. Исполнялось решение нелегко. Не сразу, но все-таки чудо произошло, и дом как бы «пророс» новыми стенами. Привезли из Академии художеств репинские вещи, расставили их по местам, и 24 июня 1962 года мемориальный музей художника принял своих гостей33.

Само слово «Пенаты» прочно связано в нашем представлении  с именем Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Но, вместе с тем, его трудно даже представить себе без имени Наталии Борисовны Нордман (1863-1914). Она хотя и рано ушла из жизни из-за туберкулеза, но оставила яркий след в судьбе Репина и окружавших ее людей.

Неизвестно, кому первому  пришло в голову назвать клочок болотистой земли с убогой дачей так уютно и легко «Пенаты». У древних римлян это были хранители домашнего очага. Для Н. Б. Нордман, на имя которой и купил Репин маленькую усадьбу, это было исполнением её мечты, домашним очагом, местом, где человеку может быть тепло и хорошо и где он никогда не будет чужим. Купчая была подписана 27 мая 1899 года по новому стилю, который давно уже принят был в Скандинавии.

Информация о работе Художественные мемориальные музеи. Сравнительный анализ дом-музея Васнецова и музея-заповедника Поленово