Художественные мемориальные музеи. Сравнительный анализ дом-музея Васнецова и музея-заповедника Поленово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание

Художественные музеи выполняют в обществе важную и благородную роль — сохраняют память и рассказывают о жизни и творчестве лучших представителей этого профиля, передают эстафету духовного наследия следующим поколениям.

Работа состоит из  1 файл

готово.docx

— 110.01 Кб (Скачать документ)

Это помещение часто еще  называли верандой бюстов, так как  вдоль окон стояли скульптурные работы мастера. Еще в молодости, поступив в Академию художеств, Репин решил  помимо живописи заняться лепкой и стал посещать скульптурный класс, что принесло ему большую пользу как живописцу.

На зимней веранде находится  скульптурный портрет Л. Н. Толстого. Пожалуй, никто из художников так много не рисовал и не писал Толстого, как Репин. По мастерству и проникновенности этот бюст можно отнести к лучшим скульптурным портретам художника, сумевшего уловить переменчивость некрасивого и одновременно прекрасного облика модели.

В декабре 1908 года в Москве Репин позировал скульптору Н. А. Андрееву. Так появился скульптурный портрет, очень нравившийся Репину. Он тоже всегда стоял на веранде.

На небольшом возвышении — мягкое кресло, в которое Репин  любил усаживать тех, с кого писал  портрет. В 1930 году веранде было суждено  стать местом, откуда Репина проводили  в последний путь. Здесь стоял  гроб с телом великого художника.

Из гостиной открываются  большие двери в столовую —  просторную комнату с большим  окном, выходящим в сад, и стенами, почти сплошь увешанными картинами. Здесь, в кругу друзей, в непринужденной атмосфере проходили, обычно по средам, знаменитые репинские обеды, о которых говорилось выше49.

Первое, что привлекало внимание гостей, был круглый, оригинальной конструкции  стол. Обычно к обеду оставались только приглашенные. В шесть часов вечера раздавались мелодичные удары гонга, и под звуки механического органчика все входили в столовую. Обеды в «Пенатах», хоть и вегетарианские, были вкусны и обильны, о чем свидетельствуют заполненные рукою Н. Б. Нордман бланки меню.

На стенах столовой —  произведения Репина, созданные в различные годы его жизни. Раньше картин было значительно больше. Но развеска часто менялась. Картины уходили в музеи или частные собрания.

В конце 20-х годов Репин  настолько ослабел, что уже не мог подниматься на второй этаж, и столовая стала для него одновременно и спальней, и мастерской. Спал он обычно на диванчике между трибуной и печью. Упадок физических сил хотя и не позволял ему работать так же интенсивно, как прежде, но и не повлек за собой творческого упадка. Об этом свидетельствует хотя бы такая из последних работ, как графический портрет дочери Веры, деланный с нескрываемой любовью, с большой точностью в передаче черт характера и максимальной достоверностью облика. В этой же столовой в августе 1930 года художник принял гостей, пришедших поздравить его с 86-летием. Этот день рождения оказался последним.

Мастерская художника  находится на втором этаже. Туда ведет  узкая крутая лестница. Репин устраивался  здесь основательно, потому что намеревался  оставить преподавание в Академии художеств, что и сделал в 1907 году, чтобы полностью  посвятить себя воплощению давно занимавших его идей и замыслов.

Как и все остальные  пристройки дома, мастерская была создана  в соответствии с представлениями  самого Репина, стремившегося доставить  себе максимальные удобства, необходимые  любому живописцу. Мастерская занимает весь этаж. По-видимому, проектов строительства, в обычном понимании, не существовало. Во всяком случае, их нет в архиве «Пенатов», но, скорее всего, Репин пользовался советами и консультациями архитектора и строителя Вадима Платоновича Стаценко. В его просторном доме иногда останавливались на ночлег друзья Репина50.

В мастерской Репин проводил, по его словам, «лучшие часы своей жизни». Именно эти часы были смыслом его существования, его счастьем, которое спасало от всех невзгод. Несмотря на свое вынужденное затворничество в «Пенатах» после 1918 года, Репин продолжал работать. После поездки в Хельсинки написал коллективный портрет финских художников, музыкантов и писателей — картину «Финские знаменитости», или «Банкет». В это же время в Швеции распространилось ложное известие о смерти художника.

Дом Репина неотделим от замечательного природного ландшафта, среди которого он расположен. Создавая свой парк-сад, хозяева «Пенатов» использовали особенности пейзажа здешних суровых мест. Так, большие валуны, каких много на полянах, в лесу и на берегу Финского залива, стали украшением сада. Вблизи дома разбиты клумбы с различными цветами. Посадили и декоративные кусты — сирень, жасмин, калину, шиповник.

Берега выкопанных прудов были укреплены булыжником, у воды посажены ивы. Дорожки в парке тоже мостили мелкими камешками, привозимыми с моря. Через протоки прудов и канавы перекинули деревянные мостики с перилами. Некоторые из мостиков сделаны из дикого камня.

Не только беседкам давали имена — «Храм Озириса и  Изиды», «Башенка Шехерезады», свои названия также имели почти каждая дорожка или просто какой-то уголок парка. Иногда в честь друзей и родных, часто под впечатлением от чего-то прочитанного или увиденного во время путешествий. С годами некоторые наименования менялись51.

Парк стал достопримечательностью этих мест, как и дом. Многие гости  художника оставили свои описания репинского сада, в облике которого отразились черты творческой индивидуальности Репина.

В трудные 1920-е годы все  постепенно приходило в запустение. Дорожки зарастали, беседки разрушались. Один из прудов засыпали, а на образованном участке разбили огород. Однако в целом парк сохранил свой облик до 1940 года, когда в «Пенатах» был открыт музей.

Великая Отечественная война  принесла «Пенатам» большие разрушения. Следы пожара, погубившего репинский дом, хранят и поныне старые деревья, на стволах которых можно увидеть не заросшие корой шрамы. В парке и окрестностях сгорели тогда все постройки. Но уже в 1946-1947 годах участок привели в порядок, а к 1962 году, когда вновь открывался для посетителей воссозданный из руин репинский дом, были обновлены дорожки и восстановлены беседки.

За прошедшие годы многое было сделано для изучения творчества и жизни Репина, разобраны архивы и фотографии. Стала возможной и настоящая реставрация усадьбы. Когда в 1977 году проводились работы по благоустройству, были выявлены новые памятные уголки, прежде скрытые. Несмотря на это, реставрацию нельзя считать завершенной. Еще не все репинские беседки установлены, еще могут быть обнаружены какие-то реальные приметы прошлого репинской усадьбы. Маленький репинский парк был когда-то личным владением, и его посещали немногие. Сейчас репинская усадьба стала местом паломничества. Поэтому следует особенно бережно и вни мательно относиться ко всему, что растет на двух гектарах мемориального парка.

Могила И. Е. Репина находится  в саду, на небольшом холме. Изначально там был поставлен деревянный православный крест. В 1940 году на могиле Репина временно установили гипсовый бюст. В 1946 году его заменили бронзовым  бюстом, исполненным в 1908 году Н. А. Андреевым. В 1994 году, когда отмечалось 150-ле- тие со дня рождения Ильи Ефимовича Репина, его захоронению вернули первоначальный вид.

И дом, и сад, где можно  поклониться могиле художника, несут  в себе память об этом замечательном  человеке52.

 

 

 

Заключение.

Художественные музеи  продолжают выполнять в обществе важную и благородную роль – сохраняют  память и рассказывают о жизни  и творчестве лучших представителей этого профиля, передают эстафету духовного  наследия следующим поколениям.

Рассматривая музеи-заповедники  «Поленово» и «Пенаты», относящиеся к профильной группе художественно-мемориальных музеев можно выявить общие черты свойственные художественно-мемориальным музеям музеям. В художественно-мемориальных музеях собраны личные вещи, здания, внутреннее убранство помещений, детали обстановки обладают удивительным свойством – рассказывая о живших людях, передавать колорит прошлого. Поэтому в усадьбах стремились сохранить неизменными дом, кабинет, рукописи, книги, предметы домашнего обихода писателя. Рассмотренные художественные музеи действуют и как научно-исследовательские учреждения, собирая по крупицам сведения и предметы, подготавливая экспозиции, связанные с жизнью и творчеством художников. Кроме того, художественные музеи организуют лекционную работу, устраивают встречи посетителей с видными деятелями искусства. Кроме того, музеи заповедники можно назвать комплексными, так как кроме художественного профиля, они содержат мемориальную и природную экспозиции. По строению усадьбы напоминают друг друга: головной дом, регулярный парк – все что свойственно усадьбам 19 века. Музеи-усадьбы созданы приблизительно в одно и то же время. В окружении музеев-заповедников исторические села, связанные с судьбами художников. Оба художника увлекались музыкой, по этому в обоих усадьбах присутствует, вещи связанные с музыкой: в «Поленово» - пластинки, и музыкальные шкатулки, в «Пенатах» - рояль. Главные дома обоих музеев-заповедников, с точки зрения архитектуры больше напоминают зарубежные постройки. Столовым в обоих усадьбах уделялось особое внимание, поэтому ключевой составляющей обоих композиций является обеденный стол  которые собирали за свою долгую жизнь огромное количество людей.

Различия музеев-заповедников связаны с творчеством художников проживавших  в усадьбах. Именно поэтому музей-заповедник «Поленово» включает в формы работы с посетителями театральную деятельность. В «Пенатах» форма работы с посетителями помимо экскурсий, носит и литературный характер.

В обоих музеях-заповедниках основа экспозиции подлинные предметы, принадлежавшие великим художникам, но в «Поленово» присутствуют работы и его последующих поколений.

Оба музея-заповедника существуют и по сей день. Они продолжают принимать посетителей. Просвещая и приближая нас ближе к искусству великих людей своего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Музееведение: учебное пособие для студентов специальности 031502 – музеология / Л. Г. Гужова и др.; под. Ред. Н. В. Мягтиной; ВлГУ. Владимир, 2010

2 www.museum.ru

3 Поленов Ф. Поленово. -М., 1989

4 Грамолина Н. Н. Поленово. -Тула, 1987

5 www.polenovo.tula-oblast.ru

6 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010

7 www.museum.ru/M267

8 Музееведение: учебное пособие для студентов специальности 031502 – музеология / Л. Г. Гужева и др.; под. Ред. Н. В. Мягтиной; ВлГУ. Владимир, 2010. С. 63-64

9 www.museum.ru

10 Юрова Т. В. В. Д. Поленов. -М., 1961. С. 11-13

11 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 327-328

12Грамолина Н. Н. Поленово. Тула, 1987. С. 139-140.

13 Поленов Ф. Поленово. М., 1989. С. 23.

14 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 328.

15 www.polenovo.tula-oblast.ru

16 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 329-333.

17 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 335-336.

18 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 336-341.

19 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 345-346.

20 Грамолина Н. Н. Поленово. Тула, 1987. С. 144.

21 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 348-349.

22 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 349-350.

23 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 351.

24 Дублинская Л. С. Государственный исторический художественный музей-заповедник Поленово. -М., 1985. С. 87-89.

25 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 352.

26 Грамолина Н. Н. Поленово. Тула, 1987. С. 149-151

27 Лясковская О. А. И. Е. Репин. 3 изд. -М., 1982. С. 15.

28 www.museum.ru/M267

29 www.museum.ru/M267

30 Лясковская О. А. И. Е. Репин. 3 изд. -М., 1982. С. 18-19.

31 www.museum.ru/M267

32 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 353.

33 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 354-356.

34 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 356-358.

35 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 358-359.

36 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 360-362.

37 www.museum.ru/M267

38 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 363.

39 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 365-368.

40 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 368-371.

41 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 372.

42 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 374.

43 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 375-377.

44 Федоров-Давыдов А. А. И. Е. Репин. 2 изд. -М., 1989. С. 34

45 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 377-378.

46 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 379.

47 www.museum.ru/M267

48 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 380.

49 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 381-382.

50Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 382.

51 www.museum.ru/M267

52 Знаменитые музеи-усадьбы России/ Сост. И. С. Ненарокомова. -М., 2010. С. 383.

 


Информация о работе Художественные мемориальные музеи. Сравнительный анализ дом-музея Васнецова и музея-заповедника Поленово