Автор работы: Таня Грачёва, 17 Июня 2010 в 17:06, лекция
1. Символизм (франц. symbolisme, от греч. symbolon – знак, символ) – направление в европейской художественной культуре конца 19-начала 20 вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного «здравомыслия» (в философии, эстетике – позитивизма, в искусстве – натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России.
Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера.
Своего рода откровением для сюрреалистов явились созданные между 1910 и 1918 годами произведения итальянского поэта и живописца Джорджо де Кирико (1888-1978 гг), основателя так называемой метафизической живописи, возникшей как реакция на футуризм с его динамическим характером изображения. В 1916 году Андре Бретон случайно заметил в витрине картину де Кирико «Мозг ребенка», проезжая мимо в автобусе. На следующей остановке он вышел, чтобы вернуться к картине и проверить, не было ли обманчивым его первое впечатление.
Приведу высказывание де Кирико того периода: «Не надо забывать, что картина всегда должна быть отражением глубокого ощущения и что глубокое означает странное, а странное означает неизвестное и неведомое. Для того, чтобы произведение искусства было бессмертным, необходимо, чтобы оно вышло за пределы человеческого, туда, где отсутствуют здравый смысл и логика. Таким образом, оно приближается к сну и детской мечтательности». Это своеобразное эстетическое кредо творчества де Кирико оказалось чрезвычайно близким сюрреалистической концепции.
Говоря о де Кирико
в контексте явления
Художественная практика сюрреалистов: сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Различают два периода сюрреализма: первый, ранний, период характеризуется смутным, полуабстрактным, зашифрованным воспроизведением образов, второй период – конкретной, «достоверной» передачей предметного мира (С. Дали. «Сон», 1937г.)
Творческие методы сюрреалистов отличались чрезвычайным разнообразием. Например, в хронологических рамках первого периода Макс Эрнст вводит новую технику, названную им фроттажем ( от фр. frotter- натирать), заключавшуюся в рисовании на бумаге, положенной на рельефную поверхность какого-либо предмета. Художник получал непредсказуемые изображения, повторяющие неровности основы. Таким образом, он как бы отстранялся от осознанного творчества, становясь инструментом, извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям.
Создавался не просто новый стиль в искусстве и литературе, а, в первую очередь, проявлялось стремление переделать мир и изменить жизнь. Сюрреалисты были уверены в том, что бессознательное и в не разумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле.
Предпосылки образования сюрреализма
В формировании сюрреализма важное место занимает предшествовавшее течение – дадаизм.
Основные идеи направления.
Одним из первых шагов сюрреализма
было так же сосредоточение на чисто
пассивной роли автора. Чтобы освободиться
от «контроля разума» применялись чисто
механические методы «охоты за случайностью»
(например, подкладывали под лист бумаги
шероховатые поверхности и натирали бумагу
сухими красками, получая при этом фантастические
конфигурации, напоминавшие заросли фантастического
леса – техника «фроттажа»). Ведущие мастера
не могли удовлетвориться такими примитивными
методами. Они добивались и внутренней,
личностной иррациональности, отключения
разума на уровне психической жизни. Для
этого практиковались своеобразные формы
зрительного самогипноза. «Завораживающая»
сила, как известно, проявляется при длительном
наблюдении языков пламени, движения облаков
и т.п. Переход от «механических» приемов
к «психическим» (или психоаналитическим)
постепенно захватил всех ведущих мастеров
сюрреализма.
Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества:
1. Освободить сознание
от рациональных связей и
2. Полностью подчиниться
неконтролируемым и в
3. Работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного.
Полному отрицанию подвергались подробные описания в художественном произведении, похожие на «набор картинок из каталога», убаюкивающие сознание и не дающие возможности домыслить, дофантазировать.
Своеобразными «тренировками» были собрания сюрреалистов, которые они называли термином sommeils – что означает «сны наяву». Во время своих «снов наяву» они играли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловые сочетания, которые возникают в ходе игр типа «буриме»: они по очереди составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры.
Так однажды родилась фраза «изысканный труп будет пить молодое вино». Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических связей. Таким образом, из бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы.
Философия Зигмунда Фрейда в сюрреализме. Идеи венского психолога и мыслителя имели особый смысл для сюрреализма. Однако было бы упрощением думать, что сюрреалисты работали по рецептам Фрейда или «иллюстрировали» его идеи. Фрейдизм помогал им в ином плане. Сами концепции сюрреалистов получали мощную поддержку со стороны психоанализа и других открытий фрейдизма. И перед собой и перед другими они получали весомые подтверждения правильности своих устремлений.
Они не могли не заметить, что «случайностные» методы раннего сюрреализма (напр. фроттаж) соответствовали фрейдовской методике «свободных ассоциаций», употреблявшейся при изучении внутреннего мира человека.Одной из основ сюрреализма, на которую обращалось первостепенное внимание, стал метод, в соответствии с которым записывались либо зарисовывались именно сновидения сразу после пробуждения, галлюцинации, подсознательные образы, пока их не затронуло осмысление, реальное сознание, в процесс не включилась логика. Это метод психоанализа Фрейда, так называемый анализ произнесенной мысли в следствии как можно быстрого монолога, когда сознание человека не успевает вынести никаких суждений.
Главенствующую роль
в сюрреализме принадлежит
Обновленная Фрейдом психология привлекала к себе широкое внимание и выглядела как новый взгляд на человека, на его историю, его религию, его искусство. Новая психология доказывала, что бессознательная жизнь людей – бурная, активная и во многом определяющая поведение, идеи, творческие возможности человека – развивается по таким законам, которые не имеют ничего общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с «вечными ценностями». Фрейдизм приводил к тому выводу, что величайший на свете праведник подсознательно равнодушен к заповедям морали, а лучшему мыслителю разум не столько помогает, сколько мешает.
Европа уже давно
была погружена в споры о сущности,
пределах и необходимости
Фрейдизм укоренился не только на университетских кафедрах и в сознании интеллектуалов, он неудержимо завоевывал себе место в более широких сферах общественного бытия. И он исключал мораль и разум из самих основ жизнедеятельности человека, считая их вторичными и во многом даже обременительными образованиями цивилизации.
Таким образом, нельзя не признать параллельности интересов, точек зрения, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма.
Сальвадор Дали – король сюрреализма. Одним из наиболее ярких представителей сюрреализма по праву можно считать испанского живописца Сальвадора Дали, образ жизни, образ мышления которого неимоверно сюрреалистичен, практически с рождения и до самой смерти. «Нормальность ставит меня в тупик» – утверждал он и был здесь искренен.
Сальвадор Дали
11 мая 1904 года в
семье дона Сальвадора Дали-и-
Многоликий гений, с присущей ему чисто каталонской изменчивостью (столь заметной также у Пикассо и Миро), Дали очень рано проявил себя как человек необычайно живого ума. В 1920-1925 он испытал искушение писать в духе академизма (он получил образование в мадридской Академии художеств), голландского и испанского реализма, футуризма, кубизма и кубизирующего реализма послевоенного времени (Девушка у окна, 1925. Мадрид, Испанский музей современного искусства). Его пристрастие к изображению подсознательного было инспирировано чтением Фрейда, и Дали серьезно занялся вначале метафизической живописью.
Его первая выставка прошла в ноябре 1925 в Барселоне (гал. Дальмау). В это время он пишет композиции, в которых неустанно изображает морские пейзажи, отпечатавшиеся в памяти с детства, – навязчивая идея, не покидавшая художника никогда (Женщина перед скалами, 1926, Милан, частное собрание). Приезжая в Париж в 1927, а затем в 1928, он знакомится с Пикассо и Бретоном и с готовностью присоединяется к группе сюрреалистов, разрабатывавшей идеи, близкие его собственным, и, по словам Бретона, уже в 1929 полностью внедряется в нее. Тогда же он знакомится с Галой Элюар, которая вскоре становится его женой и вдохновительницей.
Дали создал сюрреализму
шумную и блестящую рекламу. В 1929
на выс тавке в гал. Геманс экспонировались
его сюрреалистические
Несмотря на разрыв с Бретоном в 1934, вызванный поведением художника, искусство Дали вырастает именно из сюрреалистической эстетики, в которой он нашел столь близкие ему мотивы: чувство потерянности человека в огромном мире. чувство юмора, и самое главное – полная свобода воображения (Стойкость воспоминания, 1931, Нью-Йорк, Музей современного искусства, Предчувствие гражданской войны, 1936, Филадельфия, Музей искусства). Было бы ошибкой отрицать оригинальность этих мотивов: если свою технику исполнения сам художник с вызывающей гордостью сближал с техникой Мейссонье, то сюжеты, переходящие из одной картины Дали в другую, открывают вселенную его личных переживаний, в которой присутствуют и эротизм, и садизм, и гниение. Влияние Де Кирико, Эрнста и Танги были ассимилированы Дали с явным отвращением к простоте, художник воплотил их под знаком стиля модерн своего соотечественника Гауди, в котором он воспевал ужасающую и съедобную красоту. Все эти мотивы нашли отражение и в поэмах и фильмах художника, снятых в сотрудничестве с Бюнюэлем (Андалузский пес, 1928, Золотой век, 1930).
В 1936 Дали совершает
неожиданный и подчеркнутый поворот
к итальянскому классицизму, что
обозначало разрыв с историческим сюрреализмом.
В 1940-1948 он живет в США. По возвращении
в Испанию, он живет в Порт-Льигат
в Каталонии. В 1958 он венчается с Галой.
В своем творчестве Дали обращается к
самым разным источникам – нидерландскому
реализму, итальянскому барокко (Христос
св. Иоанна на кресте, 1951, Глазго, Художественная
гал.). абстракционизму (в частности, к
живописи действия), поп-арту. С 1970-х он
нередко прибегает к методам, позволяющим
как можно реальнее передать рельефность
(наподобие голографии или стереоскопии).
Художник проявил свой талант саморекламы, имевшей целью создать и укрепить в глазах публики миф о Дали как об экстраординарной личности и починном представителе сюрреализма. И эта цель была достигнута посредством головокружительных затей и махинаций, предложений и компромиссов в отношениях с политической и религиозной властями. Жизнь и творчество Дали причудливо сплелись в единое мистическое целое, как еще одно произведение художника, заслуживающее если не одобрения, то, по крайней мере, менее скептического отношения.
Музей Дали, инициатором
создания которого был сам художник,
открылся в 1974 в Фигерасе, его родном
городе. В кливлендском музее с 1971 находится
собрание Рейнольда Муза. Крупная ретроспективная
выставка художника проходила в 1979-1980
в парижском Нац. музее современного искусства,
по этому случаю на форуме у Центра Помпиду
художник осуществил удивительную по
широте замысла Героическую кермессу.
Произведения Дали представлены в европейских
и американских музеях, например в Базеле,
Лондоне, Глазго, Париже, Чикаго, Кливленде,
Хартфорде, Нью-Йорке (музей Метрополитен,
Музей современного искусства), Филадельфии,
Вашингтоне. Выставки Дали прошли в Москве
в 1989 (Музей изобразительных искусств
им. А. С. Пушкина) и в 1994 (Центральный дом
художника).