Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:22, дипломная работа
Так как я представительница молодого поколения, то для каждого из нас большим счастьем является знать и любить все бесценное, что создали своим талантом наши далекие и близкие предки, жившие судьбами народа. История не умирает, а живет в нас, помогая осознать действительность – эту почву настоящего искусства, его реалистического метода.
Я выбрала тему «История в звуках и красках»: творчество М. Мусоргского и В. Сурикова», так как она актуальна и интересна для меня. Ведь уже доказано, что искусство, как и история, развивается по спирали. Всё повторяется на новом витке. И изучая трагическую роль русского народа в истории на примерах произведений М.П. Мусоргского и В.И. Сурикова, есть над чем задуматься и в нашей современной жизни.
Введение 2
Глава 1.
1.1. Экскурс в историю России 19 века 3
2. Художественная культура XIX века 5
Глава 2. История в звуках М. Мусоргского.
1.Биографические сведения и творческое наследие композитора. 8
2.2. Опера М. Мусоргского «Борис Годунов». 11
Глава 3. История в красках В. Сурикова.
3.1. Биографические сведения. 15
3.2. Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова». 17
3.3. Творческое наследие художника 21
Заключение. 23
Список литературы. 24
М.
И. Глинки, Ф. Шуберта, Р. Шумана. Балакирев
помогал Мусоргскому в изучении композиции.
Модест Петрович с жадностью изучал творчество
классических и современных авторов, посещал
концерты и спектакли. В нем пробудилась
жажда к творчеству, созиданию прекрасного,
стремление к совершенствованию в музыкальном
искусстве, которое стало целью его жизни.
В июне 1858 он вышел в отставку.
Благодаря этому он полностью мог посвятить
себя творчеству. Чтобы освободить крепостных
от выкупных платежей, он отказался от
наследства и остался без всяких средств
к существованию. Но он был молод, здоров,
энергичен, окрылен большими планами и
дружбой с замечательными людьми.
В 60-е годы XIX столетия начинался
новый этап в русской музыкальной культуре.
Члены "Могучей кучки" продолжали
дело Глинки, чутко прислушиваясь ко всему
новому. К этому времени относиться ряд
крупных творческих замыслов.
В 1856 Мусоргский задумал оперу
"Ган Исландец" на сюжет В. Гюго, из
которой, как он сам вспоминает впоследствии,
"ничего не вышло, потому, что не могло
выйти" (Модесту было 17 лет).
В конце 50-х годов Мусоргский
работает над музыкой к трагедии "Царь
Эдип" Софокла. В 1863 он начал сочинять
оперу "Саламбо" на сюжет Флобера.
Опера осталась неоконченной, но некоторые
из ее эпизодов вошли в оперу "Борис
Годунов".
В это время Мусоргский жил
интересами "Могучей кучки", принимал
участие во всех собраниях, в исполнении
новых произведений. Он блестяще играл
на фортепиано (в чем он не имел соперников,
кроме Балакирева), превосходно исполнял
вокальные произведения. Но занимаясь
музыкой, он был вынужден служить чиновником
Инженерного Управления ( 1863-1867 ), Лесного
департамента и в ревизионной комиссии
Государственного контроля (1868-1880).
В начале 60-х годов Мусоргский
совершил несколько поездок, обогативших
его яркими воспоминаниями и впечатлениями.
Январь 1861 он провел в Москве, поразившей
его своей красотой и величием исторических
памятников, среди которых развертывалось
действие его "Бориса
Годунова"
и "Хованщины". Мусоргский очень хорошо
понимал значение этих поездок: "Когда
меняешь обстановку и окружающую среду
- освежаешься, прошлое очищается, становится
рельефнее и тогда смело разбирает прожитое:"
1- из письма к Балакиреву. Много народных
типов запечатлелось в памяти композитора,
и это богатство наблюдений дало драгоценный
материал для творчества: "Подмечаю
баб характерных и мужиков типичных - могут
пригодиться и те и другие. Сколько свежих,
не тронутых искусством сторон кишит в
русской натуре, ох, сколько! И каких сочных,
славных"2. Эти впечатления Мусоргский
выразил в романсах 60-х годов: "Светик
Савишна" - являющаяся, по свидетельству
Стасова, зарисовкой с натуры, "Колыбельная
Еремушки" (слова Н.А.Некрасова), "Гопак"
(слова Т. Г.Шевченко), "Семинарист"
(слова М. Мусоргского).
Наряду
с вокальной музыкой Мусоргский не забывает
и об инструментальной. В 1867 он задумывает
симфоническую поэму "Подибрат Чешский".
Однако этот замысел остался незавершенным,
т.к. Мусоргский начал сочинять в начале
июня оркестровую фантазию "Ночь на
Лысой горе", которую писал сразу в партитуре
и закончил 23 июня 1867.
В июне 1868 было
сочинено первое действие комической
оперы "Женитьба", на сюжет Гоголя.
Однако и она не была закончена, по причине,
о которой сам автор говорил: "Женитьба"
- это клетка, в которую я засажен пока
не приручусь, а там на волю:"3
( В наше время "Женитьба" была закончена
М.М. Ипполитовым-Ивановым).
В 1869 закончена
опера "Борис Годунов". Партитура
была написана полностью. Она являлась
центром, сосредоточением долгих исканий
Мусоргского, который работал очень быстро,
с огромным увлечением, буквально дышал
каждой нотой.
Тогда же в 1869 был
написан памфлет "Раек" - единственный
пример музыкальной сатиры на врагов передового
искусства. В 1870 Мусоргский пишет несколько
песен, из числа вошедших в цикл "Детская".
Зимой 1871 композитор
вынужден был переработать оперу "Борис
Годунов", которая была "не пропущена"
на сцену Мариинского театра. В связи с
этим и дабы угодить цензорам Мусоргский
добавляет в нее "Польский акт" и
сцену под Кромами. В это время он жил бок
о бок с Н.А. Римским-Корсаковым. Оба работали
с увлечением, как бы дополняя друг друга.
В этой обстановке были закончены: Мусоргским
- "Борис Годунов", а Римским-Корсаковым
- "Псковитянка". 27 января 1874 на
сцене Мариинского театра под управлением
Э.Ф. Направника состоялось первое представление
"Бориса Годунова".
Я согласна со словами Г. Хубова о том, что для Мусоргского «семидесятые годы - период высшего развития творческого гения - самая яркая и самая мрачная полоса его жизни. Это время великих творческих завоеваний и невозвратимых утрат, время мужественных порывов и опустошительных душевных бурь… В эти годы создавались «Хованщина», « Сорочинская ярмарка», вокальные циклы: «Без солнца», «Песни и пляски смерти», «Картинки с выставки» и многое другое. Безотрадно складывались обстоятельства жизни Мусоргского. Разлад с друзьями углублялся.»4
Еще в 1872 , когда не была полностью
завершена работа над "Борисом
Годуновым", Мусоргский задумал
новую оперу - народную музыкальную
драму "Хованщина". В то же
время были сочинены песни
- "Кот Матрос", "Поехал на
палочке", вошедшие в последствие в
сборник "Детская". Летом 1875 Мусоргский
усиленно работает над 2-м действием "Хованщины".
В опере показаны судьбы русского народа
в период, непосредственно предшествовавший
царствованию Петра I. Идея оперы глубоко
трагична. Как чуткий художник, Мусоргский
чувствовал неизбежность гибели старого
порядка, но видел, что и петровские реформы
не принесли народу облегчения. Широкий
социальный фон, правдивый колорит эпохи,
яркие характеристики исторических личностей
и различных слоев народа делают "Хованщину"
выдающимся произведением искусства.
В середине 1876 Мусоргский начинает
писать комическую оперу "Сорочинская
ярмарка" (по Гоголю) и « в течении 1875-1880
годов написал целый ряд эпизодов и сцен,
дышащих жизнерадостным чувством и добродушием.
Смех Мусоргского потерял здесь свой острый
саркастический оттенок, стал ясным и
солнечным. Лирика зазвучала светлей и
оптимистичней.»5
Последние годы Мусоргского
были очень тяжелыми. Пошатнувшееся здоровье,
материальная необеспеченность мешали
ему сосредоточиться на творческой работе.
Он был вынужден работать аккомпаниатором
в вокальных классах, организованных певицей
Д.М. Леоновой.
В 1879 он совершает концертную
поездку по югу, которая принесла ему много
новых и ярких впечатлений. Эти впечатления
отразились в фортепианных пьесах, сочиненных
на Крымском полуострове. Тогда же, во
время путешествия по югу была написана
знаменитая "Песня о блохе".
1880 - новые испытания. Мусоргский
остался без службы, без средств к существованию.
Лето Мусоргский провел в Ораниенбауме (сейчас г. Ломоносов, Ленинградской обл.), где продолжал работу над "Хованщиной" и "Сорочинской ярмаркой". 22 августа он сообщает Стасову, что "Хованщина" готова. Оставалось только оркестровать оперу. Но сделать этого он не смог.
12 февраля 1881 Мусоргского разбил
паралич. Скончался он 16 марта
в военном госпитале. В
Мне бы хотелось обратить внимание на знаменитый портрет Мусоргского, который был написан Репиным в последние дни жизни композитора. ( ил. 1) Усталое, измученное лицо, встрепанные волосы, явная небрежность в одежде…Однако, всматриваясь, замечаешь и другое - энергичный поворот массивной головы, проницательный взгляд, в котором не угасла еще незаурядная сила духа.
Как я вижу, Мусоргский прожил трудную жизнь. По семейной традиции он должен был стать военным, но в девятнадцать лет Модест Мусоргский решает посвятить себя сочинению музыки - делу, которое тогда вообще не считалось серьезной профессией. Это свидетельствовало об исключительной силе творческого потенциала молодого музыканта. Полностью отдаваясь творчеству и определяя этим совершенно новое для того времени отношение к искусству, композитор писал: « Требования искусства от современного деятеля так громадны, что способны поглотить всего человека. Прошло время писаний на досуге; всего себя подай людям - вот что теперь надо в искусстве».2
Жизнь Мусоргского была преданным служением искусству, а в искусстве - народу. Стремление к социальной справедливости, сочувствие крестьянской доле, уважение и вера в силу народа - становятся его идеями и воплощаются в музыкальных образах. Горькая ирония бедняка в песне “Калистрат”, стихийная мощь бунтовщиков – стрельцов в опере “ Хованщина” , прекрасная печаль протяжной русской песни в колыбельной “спи, усни, крестьянский сын” – все это типичные для Мусоргского и очень русские образы, привлекающие его с юных лет и на протяжении всего творческого пути. Только воплощались эти образы в разные годы по-разному: композитор постоянно искал новые пути, новые музыкальные средства выражения. Его задачей была жизненная правда; к ней он стремился всю жизнь, и на этом пути открыл столько перспектив, смог увидеть столько возможностей в различных музыкальных жанрах, что его справедливо считают реформатором в музыке.
Мусоргский почти не пишет «чистой музыки» - в жанре симфоний, концертов, прелюдий; его интересуют прежде всего вокальные жанры, а инструментальные сочинения всегда связаны с какой-то сюжетной или живописной идеей. Музыкальному мышлению композитора свойственна программность: его вдохновляет либо литературный текст, либо зрительный образ.3 В этом проявляется и индивидуальность художника, и убежденность творца: «чистую» музыку он считает более низкой ступенью в искусстве, идеал для него – синтез искусств. Именно поэтому главный жанр для Мусоргского – опера как жанр, синтезирующий драматическое действие, музыку и литературно-поэтический текст.
Новаторство Мусоргского не было оценено современниками. Непривычные для их слуха выразительнейшие звукосочетания, нетрадиционные формы и приемы оркестровки делали его стиль труднодоступным даже для друзей-музыкантов. Лишь в XX веке было осознано национальное и всемирное значение творчества Мусоргского, открывшего новые пути развития музыкального искусства.4
Творчество его оказало большое влияние на многих композиторов: К. Дебюсси, М. Равеля,
С. С.Прокофьева,
И. Ф. Стравинского, Д.Д. Шостаковича, Л.
Яначека.
2.2.
Опера М.П.
Мусоргского
« Борис Годунов».
Я хотела бы продолжить тему о трагической роли русского народа на примере оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Поразмышлять, как средствами музыкального языка можно рассказать об этой проблеме.
Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов" (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей,- писал он.- Это моя задача. Я попытался решить ее в опере". 1
На сюжет трагедии Пушкина « Борис Годунов» М.П. Мусоргским написана народная музыкальная драма «Борис Годунов» - одно из самых замечательных созданий русского оперного искусства. Центральная фигура, которая передала содержание эпохи, - царь Борис. От его характера и действий зависела историческое развитие.
Правление Бориса Годунова история описывает так: после смерти царя Федора Годунов был избран на царство в 1598 году. Царствование Бориса Годунова было трудным. Голод 1601- 1603 годов вызвал крестьянские волнения. В разгар борьбы с Лжедмитрием I Борис Годунов скропостижно скончался. По утверждению некоторых историков, он был причастен к убийству царевича Дмитрия Угличского. “ Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя,-привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали невидимыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия; его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на всё способным”2,-так писал историк В. Ключевский.
Сама мысль о создании оперы
“ Борис Годунов” была не
просто смелой, а дерзкой, вызывающей.
Историческая драма,
« Прошло время писаний на досуге, всего себя подай людям - вот что теперь надо в искусстве». 3 В драматических страницах русской истории, в прошлом композитор видел настоящее, драматическую ситуацию своего времени. Конфликт между царём и народам, народный мятеж против царя – не это ли преддверие крестьянской революции, о которой говорили Чернышевский и Добролюбов? Мусоргского волновала, интересовала роль народа в истории и, конечно, образ Бориса – сильная трагическая личность, вызывающая осуждение и сочувствие.
Именно Борис совершил такое деяние, которое положило начало неожиданному и трагическому повороту истории. Жертвой этого поворота стал он сам. Оно же породило Смуту и новые бедствия государственного масштаба и значения. Логическим завершением преступления Бориса явились гибель его жены, его сына и воцарение Самозванца, выступившего отрицанием не только Бориса и его династии, но и всей предыдущей русской истории. Событие истории не создаются народом: тот привлекается либо для одобрения, либо для низвержения того или иного властителя. И Борис, и Самозванец, и бояре стремятся заручиться его поддержкой, но никто из них не рассматривает народ как действующую силу. Не народ создал ситуацию, после которой началась Смута, не народ посадил Бориса царём и не народ призвал Самозванца в Москву.
Мне кажется, с точки зрения обычной логики, реакция народа неразумна: на благие дела, совершённые Борисом он отвечает чёрной неблагодарностью и клеветой. Борис не в силах понять народные настроения, а народ не может простить Борису нечистую совесть. Царь оказывается жертвой собственного преступления. Убийство Дмитрия обернулось всеобщим грехом царя, бояр и народа.
Дирекция
императорских театров