Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:22, дипломная работа
Так как я представительница молодого поколения, то для каждого из нас большим счастьем является знать и любить все бесценное, что создали своим талантом наши далекие и близкие предки, жившие судьбами народа. История не умирает, а живет в нас, помогая осознать действительность – эту почву настоящего искусства, его реалистического метода.
Я выбрала тему «История в звуках и красках»: творчество М. Мусоргского и В. Сурикова», так как она актуальна и интересна для меня. Ведь уже доказано, что искусство, как и история, развивается по спирали. Всё повторяется на новом витке. И изучая трагическую роль русского народа в истории на примерах произведений М.П. Мусоргского и В.И. Сурикова, есть над чем задуматься и в нашей современной жизни.
Введение 2
Глава 1.
1.1. Экскурс в историю России 19 века 3
2. Художественная культура XIX века 5
Глава 2. История в звуках М. Мусоргского.
1.Биографические сведения и творческое наследие композитора. 8
2.2. Опера М. Мусоргского «Борис Годунов». 11
Глава 3. История в красках В. Сурикова.
3.1. Биографические сведения. 15
3.2. Картина В. Сурикова «Боярыня Морозова». 17
3.3. Творческое наследие художника 21
Заключение. 23
Список литературы. 24
XIX век можно смело назвать «Золотым веком
русской культуры». Поэтому о художественной
культуре XIX века поговорим в следующей
главе данной работы.
В XIX веке в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности. «Серьезную содержательность» искусства как его особенность отмечал художественный и музыкальный критик В.В. Стасов (1824-1906).
Искусство критического реализма (непосредственное изображение повседневной жизни людей) становится основным художественным направлением. Оно было тесно связано с идейными исканиями того времени и не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталось раскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Критический реализм 60 — 70-х годов отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).
«Идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г. Чернышевского.»1
В художественной литературе нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. « Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий.»2
Разночинская молодежь своим идейным вождем считала Н. А. Некрасова (1821 — 1877/78). Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В это время он создал свое крупнейшее произведение — поэму «Кому на Руси жить хорошо», в которой дана реалистическая картина жизни русского крестьянства. В творчестве Некрасова выражена не только «мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы крепостного рабства.»3
Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Л. Н. Толстого (1828 — 1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике «великие вопросы» (В. И. Ленин). Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея «Война и мир»). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого «Анна Каренина», в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали, нравам, устоям.
Общественно-идейная
атмосфера сказалась и на состоянии
музыки. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна
(1829—1894) было организовано Русское музыкальное
общество «для развития музыкального
образования, вкуса к музыке в России и
поощрения отечественных талантов». Общество
устраивало симфонические и камерные
концерты. В Петербурге по инициативе
А. Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве
(организатор Н. Г. Рубинштейн, 1866
были открыты консерватории, положившие
начало профессиональному музыкальному
образованию в России.)
В Петербурге в 60-е годы композитором М. А. Балакиревым и преподавателем пения Г. Я. Ломакиным была открыта бесплатная музыкальная школа, существовавшая до 1917 г. Она ставила задачу распространения музыкальных знаний, пропаганды сочинений М.И.Глинки,
А.С. Даргомыжского, композиторов «Могучей кучки», лучших произведений зарубежной музыки (Л. Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза ).
Огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «Могучая кучка» [М. А. Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В. Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием передовых идей 60 —70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов «Могучей кучки» было стремление передать в музыке «правду жизни», национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского). Композиторы «Могучей кучки» много сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав в 60 —70-х годах несколько сборников русских народных песен.
Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайковского (1840-1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.).
Чайковский создал основные произведения в 70 —80-е годы. В своем творчестве он утверждал право человека на свободную жизнь, призывал к борьбе с темными силами зла и несправедливости.
Отличительным свойством музыкального искусства была его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведении. В. В. Стасов отмечал, что композиторы следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, — писал критик, — все дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов и все сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного, определенного содержания».1
В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они составили культурное наследие страны. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях культурного застоя и деградации нашего общества, дальнейшее культурное и общественное развитие России, невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры и общественной мысли. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.2
Прогрессивная общественная
60-е
годы составляют в истории
русского изобразительного
Идейно-художественное
движение этих лет подготовило почву
для возникновения «
Товарищество возникло первоначально в Москва. Идею создания предложил Г.Г.Мясоедов (1835-1911 гг.). Он увидел на опыте европейских художников, что можно жить и работать в товарищеском сообществе, не зависящем ни от каких эксплуататоров творческого труда.
Первоначально в товарищество вошли В.Г.Перов (1833-1882 гг.), Н.Н.Ге (1831-1894 гг.), А.К.Саврасов (1840-1894 гг.), К.А.Савицкий (1844-1905 гг.), В.М.Касаткин (1859-1930 гг.), В.М.Максимов (1844-1911 гг.).
Примерно в это же время в Петербургской императорской академии художеств тоже началось новое движение. В 1863 г. художники И.Н.Крамской (1837-1887 гг.), К.Е. Маковский (1839-1915 гг.), А.Д.Литовченко (1835-1890 гг.) и другие, отказавшись писать картины на предложенный академией сюжет из скандинавского эпоса «Пир в Валгалле», в виде протеста покинули академию и основали свободную Артель художников.
Передвижничество
— ведущее направление в
Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих.
Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е. Репина (1844-1930), художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось в эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современной жизни. Новое, не известное искусству отношение к народу показал И.Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873). Обличая эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу, зреющий протест. И. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты и характеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию блистательных образов — людей своей эпохи. Вершиной мастерства И. Репина является портрет М. П. Мусоргского (1881).
Художники-передвижники
неоднократно обращались к исторической
тематике, причем в их полотнах преобладала
национальная тема. Они использовали
в качестве сюжетов реальные события,
стремились передать эпоху, характер исторических
персонажей. Передвижникам свойственно
было изображение переломных моментов
в русской истории. Они по-новому трактовали
исторические сюжеты, показывая отечественную
историю через психологическую драму
отдельной, как правило, выдающейся личности
(Н. Н. Ге. «Петр I допрашивает царевича
Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный
и сын его Иван», 1885).
Кроме И.Е.Репина картины на исторические темы писал В. М. Васнецов. Образ истории в его произведениях имеет ощутимый былинный, сказочный оттенок: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.), «Аленушка» (1881 г.), особенно ярко соединение эпоса и истории проявилось в грандиозном полотне «Богатыри» (1898 г.).
Передвижники” хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией “передвижников” пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору— идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о само ценности живописи.
Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834—1882). Достаточно вспомнить такие его картины, как “Приезд станового на следствие”, “Чаепитие в Мытищах”. Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом ( “Тройка”, “Старики-родители на могиле сына”). Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).
Некоторые полотна “передвижников”, писанные с натуры или под впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской жизни. В картине С. А. Коровина “На миру” показана стычка на сельском сходе между богачом и бедняком. В. М. Максимов запечатлел ярость, слезы, и горе семейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отражена в картине
Г. Г. Мясоедова
“Косцы”.
Проведя небольшой анализ материалов по истории и культуре XIX века я хотела бы сделать следующие выводы:
- Этот
период характеризуется
- Это
время особенно отмечено
- Деятельность
композиторов « Могучей кучки» и Товарищества
передвижных художественных выставок»
за годы своего существования, позволила
объединить плеяду чрезвычайно - талантливых
людей. Они создали истинные шедевры русской
культуры, которые в настоящее время хранятся
не только в музеях нашей страны, но частично
представлены и в зарубежных коллекциях;
-Анализируя
деятельность целого поколения художников
и музыкантов можно сказать, что их
творчество существенно обогатило реалистическое
направление во всех ее жанрах.
Глава
2. История в
звуках Модеста
Петровича Мусоргского.
2.1. Биографические
сведения и творческое
наследие композитора.
“Мусоргский - гордость и слава нашего народа, Илья Муромец русской музыки…Такого, как он, художника до него не было и доселе поставить с ним рядом некого….Музыка его открыла взору современников и потомков такие «дальние дали», о которых они давно даже мечтать не могли….” 1
Вначале я хотела бы
Мусоргский родился 9 марта 1839 в селе
Карево Торопецкого уезда Псковской губернии.
Фамилия Мусоргских ведет начало из глубин
русской истории: родоначальником своим
они считали князя Смоленского, Рюриковича,
потомок которого, Роман Васильевич Мусоргский
(Мусорга ), живший в XV веке, и был основателем
фамилии. Детские годы провёл в имении
родителей; в автобиографии Мусоргский
писал: «... ознакомление с духом народной
жизни было главным импульсом музыкальных
импровизаций до начала ознакомления
ещё с самыми элементарными правилами
игры на фортепиано».2
Первым педагогом будущего композитора
была его мать - Юлия Ивановна Мусоргская
(Чирикова). Под ее руководством мальчик
делал большие успехи в игре на фортепиано.
Уже в семилетнем возрасте он играл небольшие
сочинения Ф. Листа, а в 9 лет он сыграл
большой концерт Фильда.
Дарование сына радовало и отца - Петра
Григорьевича Мусоргского, также горячо
любившего музыку. Но никто из них не предполагал,
что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась
другая участь. Все Мусоргские, происходившие
из дворянского рода, служили по военной
части, за исключением отца композитора.
В 1849 Модест и его старший
брат Филарет становятся учениками Петропавловской
школы в Петербурге. Тогда же будущий композитор
начинает заниматься фортепиано с А.А.
Герке - одним из лучших Петербургских
педагогов. Мальчик быстро двигался вперед,
с успехом выступал в домашних концертах.
В 1852 при содействии Герке, была опубликована
полька Мусоргского - "Подпрапорщик".
В июне 1856 Мусоргский окончил
школу и, несколько месяцев спустя, был
зачислен на службу в Преображенский полк.
Тогда же, в 1856 , Мусоргский познакомился
с А.П. Бородиным, который стал его близким
другом. Зимою этого же года Модест Петрович
знакомится с А.С. Даргомыжским, а через
него с М.А. Балакиревым, Ц.А. Кюи,
а затем с братьями В.В. и Д.В. Стасовыми.
Для Мусоргского, как впрочем
и для всех членов будущей "Могучей
кучки", Балакирев стал учителем и другом.
Часто два музыканта играли в четыре руки
симфонии Бетховена, произведения