Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:31, лекция
Советский раздел Международной выставки декоративных искусств и
художественной промышленности, проходившей в 1925 г. в Париже,
размещался в нескольких павильонах. Экспозиции, посвященные де-
коративно-прикладному искусству, полиграфии, рекламе, архитектуре,
театру и художественному образованию, располагались в Гран-Пале
(это здание с ажурным металлическим перекрытием было построено в
21. Рекламная графика в России.
22. Традиции и новаторские
Европейские историки и критики дизайна отмечают, что в японском
дизайне сочетаются дух Востока и Запада, историческое прошлое и
завтрашний день.
«Японскому дизайну
го и французского постмодерна, немецкая точность, гибкость класси-
ческого скандинавского стиля, бравурность американского стайлин-
га... С одной стороны, он эклектичен, а с другой, если принять во
внимание конечный результат, — оригинален»
В нем естественно переплетаются традиции ремесла с бережным
отношением к натуральным
изводство. Особенно это свойственно классике, такой, например, как стул «Butterfly» Сори Янаги (рис. 73). В этом стуле соединились традиции
японского дизайна, созерцательность простоты, отработанная века-
ми эргономика с новыми тенденциями в искусстве начала XX в.,
стремлением к геометричности, элементарности форм.
Также традиционны и в то же время авангардны бумажные абажуры для светильников скульптора и дизайнера Исаму Ногучи.
Когда в Москве в 1983 г. проходила выставка японского дизайна,
ее устроители использовали эффектный ход для того, чтобы познако-
мить людей совершенно другой культуры с достижениями художни-
ков, контекстом жизни и традициями. Был представлен каталог, «по-
строенный» дизайнером-графиком Танака Икко по принципу
календаря.
Четыре сезона, четыре состояния природы и настроения.
Весна. Весенние мотивы в росписи лаковой шкатулки и одежде,
плотницкие инструменты, стул «Butterfly» и юмористические керами-
ческие фигурки в духе поп-арта.
Лето. Стул из стеклянных плоскостей и бумажные абажуры, плете-
ные ширмы и корзинки для еды. Стальные ножи и керамические нож-
ницы. Традиционные заводные игрушки и пластмассовые роботы.
Осень. Яркие цвета опадающей листвы. Четырехструнный музы-
кальный инструмент и электроорган фирмы «Ямаха». Летящие журав-
ли на шкатулке и изображение рисовых стеблей с колосьями на теат-
ральном костюме. Элегическое настроение во всем.
Зима. Зимний пейзаж на кимоно, огонь очага и стоящий на огне
чайник, современная кухня, тепло и уют, ледяной дворец и мотонар-
ты, игрушки-головоломки и
К представленным на выставке осенним мотивам вполне могла бы
подойти и сделанная десятилетием позже настольная лампа «Жу-
равль» Исао Хосоэ. В ее устройстве масса технических находок. Под-
ставка бесшумно и мягко перемещается по столу на скрытых колеси-
ках. Противовес всегда удерживает абажур в горизонтальном
положении, на какую бы высоту вы его ни подняли. И в то же время
эта вещь символична и традиционна.
История японского дизайна как история массового серийного произ-
водства начинается, быть может, с 1868 г. , когда страна открыла двери
для европейцев. Процесс модернизации, занявший около 100 лет, был
направлен на внедрение западных технологий з тяжелую и легкую
промышленность.
В 1899 г. на японском рынке появляется электрическая лампа, вы-
пущенная компанией, прародительницей современной «Тошибы».
В 1919 г. Камасуки Мацусита основывает компанию по производству
электроприборов, известную ныне под брэндом «Панасоник». В 1925 г.
начинается выпуск радиоприемников, основанных на американских
моделях. Когда в 1926 г. император Хирохито взошел на трон, миллио-
ны японцев слушали репортаж о церемонии у себя дома. К 1931 г. было
продано почти 900 тыс. радиоприемников.
В период Тайсё (1912—1926), краткий, но культурно насыщенный,
японский графический дизайн многое заимствовал из стиля ар деко
и кубизма. В это время возник интерес и к русскому авангарду. С 1926
по 1974 г. издавался ежемесячный журнал «Новости промышленного
искусства». Важную роль в развитии дизайна играл Институт промы-
шленного искусства, созданный при Министерстве торговли. В ос-
нову теоретической базы института легли взгляды Бруно Таута, изве-
стного архитектора, члена «Веркбунда», эмигрировавшего в СССР из
нацистской Германии. В 1933 г. он приехал в Японию, а в 1936-м стал
консультантом института.
В 1940 г. Японию по приглашению Министерства торговли посе-
тила французский дизайнер Шарлотта Перрио, автор многих проек-
тов мебели и интерьеров, работавшая вместе с Ле Корбюзье. Перрио
знакомилась с традиционными японскими ремеслами и материала-
ми, а перед возвращением в Европу организовала выставку под назва-
нием «Традиция — Выбор — Творчество», представив на ней свои ди-
зайнерские работы, сделанные за время пребывания в стране из
традиционных материалов — бамбука и дерева.
Наряду с тенденцией развития промышленного искусства в евро-
пейском духе сохранялась линия на возрождение народных традиций в производстве предметов быта. Соцу Я наги основал Ассоциацию на-
родного искусства, преследующую цель открыть заново красоту, цело-
стность, рациональность повседневных вещей, созданных аноним-
ными мастерами.
Вторая мировая война
Институт промышленного
шие сроки подготовить проекты 30 образцов мебели и организовать
производство для того, чтобы обставить более 20 тыс. домов, выстро-
енных для оккупационных сил. На основе американских моделей японцы также производили для этих домов электрооборудование, стиральные машины, холодильники, кухонные принадлежности. За два года Япония овладела американской промышленной технологией в бытовых отраслях. Американские вещи все более и более проникали в японскую культуру и быт. Сформировался образ «западного стиля жизни», частично сохранившийся и поныне.
Когда оккупация Японии официально завершилась, страна всту-
пила в индустриальную эпоху, ознаменовавшуюся своеобразной «потре-
бительской революцией. выросло производство телевизоров, холодильников
Мотивы американского дизайна нередко буквально воспроизво-
дились в формах бытовой радиотехники или транспортных средств.
Сверхскоростной японский поезд «Хикари» 1960-х гг. напоминал об-
текаемые дизельные поезда США 1930-х гг.
В то же время не прекращалось и развитие традиционных ремесел
и технологий. Известный во всем мире дизайнер Сори Янаги, работая
над излюбленными для японского дизайна темами — мебелью и кера-
мической посудой, сумел примирить традиции ремесла, чистоты фор-
мы и стандартизацию, технологичность промышленных изделий.
Обретение самостоятельности
В I960—1970-х гг. экономика Японии, а с ней и дизайн вступили в но-
вый этап. Проводятся международные конференции по дизайну,
в 1973 г. в Киото состоялся конгресс ИКСИД. Японские дизайнеры и
графики оформляют Всемирные выставки (Осака, Окинава), разраба-
тывают фирменные стили этих мероприятий. В 1964 г. в Японии про-
ходят Олимпийские игры, для которых Масару Кацумие создает ин-
тернациональную систему визуальных коммуникаций. Дизайн
становится не просто инструментом организации этих событий, не
только связующим звеном, но и постоянной темой обсуждений ши-
рокой общественностью. С дизайном начинают связывать решение
многих проблем человечества: экологии, урбанизации, образования,
взаимодействия национальных культур.
Ханае Мори — первый японский модельер, получившая известность
на Западе, второй — Кензо Такада, третий — Иссей Мияке. Формы
его одежды навеяны традиционными японскими мотивами. Конст-
рукция кимоно — «вечная» тема для современных дизайнеров, кото-
рых подкупает геометрическая простота выкройки. Мияке учился как
график в университете Тама в Токио, занимался театральными поста-
новками, стажировался в Париже у модельеров Юбера де Живанши и
Ги Лароша. Именно в Париже прошел его первый крупный показ мо-
делей одежды. И уже как модельер он вернулся в Токио и открыл свою
студию. Мияке стремится делать такую одежду, в которой человек чувствовал бы себя свободно, естественно, раскрепощенно. Его моде-
ли всегда выполняются из мягких фактурных тканей, трикотажа, позволяющих вмешиваться в саму конструкцию переплетений, создавать комбинации из нитей с различными свойствами.
Японцы первыми вступили в постиндустриальную эру. Своеобраз-
ной точкой отсчета стало появление популярной модели портативно-
го плеера «Sony Walkman»
После коммерческого успеха плеера «Walkman» многие компании
открыли отделы по изучению рынка для того, чтобы оперативно от-
слеживать новые тенденции, предпочтения разных социальных
групп, точно выявлять запросы.
В Японии уже в средней школе вводятся специальные занятия по
цвету, моделированию форм и предметов. Оригами как искусство
трансформации из плоскости — неотъемлемая часть обучения. Изоб-
ретательность и пространственное воображение, вкус к технологии и
алгоритмам моделирования, абстрактное и символическое мышле-
ние — все это развивается в ходе складывания объемных фигур из
квадратного листа бумаги.
От моделирования форм из бумаги — к пониманию взаимоотно-
шения человека и вещи, пониманию факта рождения и умирания ве-
щи. «Человеческие чувства, сформированные в совокупности всех
этих разнообразных ощущений, позволяют осознавать красоту бытия
вещей» — такова задача обучения в школе
23. Теория и практика дизайна
в творчестве Т.Мальдонадо.
24. Проблемы развития
25. Создание ВХУТЕМАСа, его роль
в разработке принципов
После октябрьской революции 1918 года
в России совершается реорганизация
всей системы художественного
Перед ними стояли задачи: «объективизация»
процесса обучения художественным дисциплинам;
сближение различных видов
Целью ВХУТЕМАСа бала подготовка художников-мастеров к промышленной работе, а также подготовка инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования.
ВХУТЕМАС состоял из восьми факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также живописный, скульптурный. Студенты проходили первоначальное двухгодичное обучение на основном отделении. Первым деканом был Александр Родченко. Они приобщались к основам художественной культуры, изучали цвет, объем, пропорции, ритм, динамику. На графическом факультете ВХУТЕМАСа были отделения ксилографии, литографии, гравюры на металле, фотомеханики и наборно-печатное. Здесь преподавали выдающиеся художники и ученые В. Фалилеев, А. Сидоров, А. Эфрос, П. Флоренский, В. Фаворский и др.
Во ВХУТЕМАСе был введен макетный способ проектирования. Его автор Ладовский считал что будущий архитектор должен учиться мыслить объемно пространственной компазицией, эскизировать не на бумаге, а в объеме. В 1926 году ВХУТЕМАС переименовали в Высший художественно-технический институт (ВХУМЕИН). В конце 20-х годов обнаружился резкий дефицит специалистов с высшим образование, было принято решение расширить количество вузов и сократить сроки обучения. В связи с этим ВХУТЕИН был расформирован с распределением факультетов по определенным отраслям, так на его основе были созданы: Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ), ныне МАРХИ, Московский полиграфический институт и Художественным факультет московского текстильного института.