Рисунок с натуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:09, лекция

Описание

Ведущим видом занятий по изобразительному искусству является рисование с натуры. Этот вид учебной работы служит важнейшим средством изучения натуры, окружающей действительности, и прежде всего таких ее сторон и явлений, как форма, пропорции, объем, цвет, материал, освещенность, положение в пространстве, перспективное сокращение предметов.

Работа состоит из  1 файл

Копия рис. с натуры.docx

— 20.11 Кб (Скачать документ)

2.Содержание и методика проведения  уроков рисования с натуры. Разработка урока рисования с натуры.

Ведущим видом занятий  по изобразительному искусству является  рисование с натуры. Этот вид учебной работы служит важнейшим средством изучения натуры, окружающей действительности, и прежде всего таких ее сторон и явлений, как форма, пропорции, объем, цвет, материал, освещенность, положение в пространстве, перспективное сокращение предметов.

Во время рисования  с натуры у школьников  формируется  умение анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые  объекты и явления. Рисуя с натуры, дети учатся наблюдать  и передавать наиболее типичные черты  явлений и предметов.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в  деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование  с натуры приучает мыслить и целенаправленно  вести наблюдение, пробуждает интерес  к анализу натуры и тем самым  подготавливает школьника к дальнейшей учебной деятельности.

В рисовании с натуры процесс  познания предмета изображения является не простым созерцанием, а переходом  от единичных и неполных понятий  о предмете к полному и обобщенному  представлению о нем. Рисуя с  натуры, ученик внимательно рассматривает  предмет рисования, старается отметить его характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании  с натуры понятия,суждения и умозаключения  о предмете изображения становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами  натура доступна зрению,осязанию, измерению  и сравнению. На основе ясных представлениях о предметах,образной памяти у ученика  развивается и способность воображения. Во время рисования с натуры развивается  логическое мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к логическому мышлению невозможно, а при изображении предмета, при  рисовании натюрморта постоянно  приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что  рисование с натуры как никакой  другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все  моменты процесса логического мышления.

Как указывает программа, задания по рисованию могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые  в течение 10-20 минут).  С целью развития у детей зрительной памяти и пространственных представлений на уроках рисования с натуры предусмотрено рисование по памяти и по представлению (в течение 10-15 минут) изображаемых  с натуры объектов.

 В 1 и 2 классах изображаются  простые по очертанию и строениюпредметы  прямоугольной, пирамидальной, цилиндрической, конусообразной  и  шаровидной   формы, расположенные  во фронтальном  (профильном) положении. Перед учащимися   ставятся задачи – определить  в рисунке общее пространственное  положение, пропорции, конструктивное  строение, цвет изображаемых объектов.

С 3 класса программа ставит задачу углубленного изучения закономерностей  конструктивного строения, перспективы, светотени. Учащиеся овладевают навыками изображения объемных предметов, расположенных  во фронтальной и угловой перспективе.

Содержание  уроков рисования  с натуры  включает разнообразные  объекты действительности. Школьники  рисуют предметы домашнего обихода (ваза, кофейник, кружка и т.д.), овощи  и фрукты (помидоры, огурцы, яблоко, груши и т.д.), чучела животных,  птиц,   фигуру человека и окружающую природу (листья, ветки деревьев и  т.д.).

         Такое разнообразие моделей   объясняется целью не только  научить школьников рисовать, но  и помочь им с помощью рисунка  глубже понять разнообразие окружающей  действительности.

Как правило,  натурные постановки должны находиться ниже уровня глаз. В  кабинете должны быть специальные натурные столики, на которых находятся изображаемые предметы.

Методические  рекомендации:

Анализ натурной  постановки – анализируется форма, конструктивное строение, пропорции, пространственное положение объектов натурной постановки, их композиционная связь (если предметы составляют натюрморт). Также подробно изучается распределение светотени  на объектах изображения и цвет натурной постановки.

Анализ натурных постановок должен осуществляться при максимальной активности учащихся.

Анализ формы, конструкции, светотени и цвета проводится от общего к  частному и от частного к общему. От главных частей,  к  деталям и от деталей к основным частям.

Анализ цвета предмета  начинается с определения общего цвета. После чего определяется цвет на освещенной части предмета в тени, в рефлексах, в бликах и еще  раз уточняется на этой основе локальный  цвет.

Наглядный показ – педагогический рисунок - последовательное (поэтапное) выполнение рисунка на классной доске.

Использование информационно- коммуникационных средств: мультимедийные презентации, интерактивная доска  – динамический показ изображения.

Во время  анализа натуры и разъяснения хода работы необходимо демонстрировать различные модели, таблицы, раскрывающие закономерности перспективы, светотени, цветоведения, последовательность выполнения рисунка. Также важно  демонстрировать  лучшие ученические работы.

Постоянное сравнение  своего рисунка с изображаемым предметом  и исправление замеченных в рисунке  ошибок.

Примерными  заданиями  на уроках рисования  с натуры в 4 кл. могут быть следущие:

  1. Изображение с натуры, по памяти и по представлению отдельных предметов: гипсовой вазы, кувшина, ящика, геометрических тел, футбольного мяча, фруктов, овощей, цветов, листьев и веток деревьев , кустарников и т.д.;
  2. Выполнение с натуры натюрмортов из нескольких предметов;
  3. Выполнение набросков и зарисовок с натуры, по памяти и по представлению с человека, птиц, животных в движении;
  4. Выполнение с натуры набросков игрушек: троллейбуса, трамвая, автомашины, трактора самолета, теплохода и т.д.

 

Учет успеваемости школьников

Критерии  для рисунка с натуры

  1. Композиционное расположение изображения ( 1-4 кл.).
  2. Изображение общего пространственного положения объекта в рисунке (1-4кл.).
  3. Передача в рисунке  пропорций объекта изображения (1-4кл.).
  4. Передача в рисунке конструктивного строения объекта изображения (1-4кл.).
  5. Передача в рисунке перспективного сокращения объекта изображения (3-4кл.).
  6. Передача в рисунке цвета натуры (1-4кл.).
  7. Передача светотени в  рисунке (3-4кл.).
  8. Передача в рисунке объема изображаемого объекта(3-4кл.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока  ИЗО

Тема:Искусство  натюрморта

 

4 класс

Вид урока: Рисование с натуры

Тип урока: комбинированный

Цель: Углубить знания учащихся о жанре натюрморт и выполнить эскиз натюрморта в живописи.

Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с различными видами натюрмортного жанра и с их особенностями, с творчеством художников данного жанра. Формировать умения  использовать  художественно-выразительные средства при работе над натюрмортом.

Развивающая: Дальнейшее развитие  композиционного мышления, наблюдательности, глазомера, познавательной активности учащихся, умения анализировать произведения искусства в жанре натюрморта.

Воспитательная:Воспитание художественного вкуса, культуры рисования, самостоятельности в работе.

Оборудование: 

а) для учителя: Натурная постановка  (кувшин, яблоко), мульмедийная  презентация (произведения художников),  учебная таблица, образцы практических работ

б) для учащихся: альбом, акварель, кисти беличьи №3,4,5, палитра и т.д.

 

План урока

 

I.Орг.мом. (1-2м.)

II. Актуализация знаний. Выявление опорных знаний.(3-4м.)

III. Сообщение нового материала. Беседа о жанре натюрморт-презентация. (7-8м.)

а) История, виды, стили, особенности жанра натюрморт.

б) Беседа-анализ произведений художника П. Кончаловского.

IV. Объяснение новой темы.(4-5м.)

а) Анализ натурной постановки.

б) Работа по таблице – поэтапное построение натюрморта и работа в цвете.

в) педагогический рисунок на кл. доске (интерактивная доска)

V. Практическая работа.(Самостоятельная работа) (20-25м.)

VI. Итог урока. Анализ-выставка работ учащихся. (3-4м.)

Закрепление новой темы.

Домашнее задание


Информация о работе Рисунок с натуры