Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:27, курсовая работа
Цель данной работы – предоставить красочный развернутый анализ русской ландшафтной архитектуры первой половины XVIII века.
Архитектура – явление
При восприятии произведений
русской архитектуры
Моя курсовая работа посвящена
русской ландшафтной
Цель данной работы –
Задачи, которые я поставил для себя в этой работе:
Особенности развития садово-паркового искусства в России
Начало декоративного садоводства в нашей стране относится к глубокой старине. В V в. до н. э. греческий историк Геродот упоминает о садах, расположенных в нижнем течении Днепра. Летописец Нестор в XI в. описывает яблоневый сад Киево-Печерского монастыря, основанного в 1051 г. Ярославом Мудрым.
В IX в. появились
сады в Киеве, Курске, Орле, Туле.
Во второй половине XII в. Андрей
Боголюбский заложил в 11 км
от Владимира, при слиянии рек
Нерли и Клязьмы, один из
первых садов того времени.
Этот сад служил образцом при
создании садов в Суздале,
До XVI в. в средневековой
России были распространены
В Москве садоводство
стало развиваться с начала XIV
в. На склоне Кремлевского
Большое внимание
развитию декоративного
В XVI в. на южном
склоне Кремлевского холма
Из дворцовых садов
в XVI в. в Москве были известны:
сад, на правом берегу р.
Неглинной, между Троицкими и
Боровицкими воротами, другой —
за р. Москвой, напротив
И. Барбаро в
описании путешествия в Россию
в середине XV в. упоминает о
рощах, которые окружали
Аптекарский сад.
Он занимал часть территории
нынешнего Александровского
Из числа сохранившихся
дворцово-парковых ансамблей
В старинных русских
городах были и зеленые
Особенно большое
развитие декоративное
В XVIII в. в Петербурге,
Москве и других городах
К этому периоду
относится возникновение
Среди выдающихся
произведений садово-паркового
Дворцово-парковый
ансамбль Петергоф (ныне Петродворец)
создан Петром I в начале XVIII в.
В сохранившихся документах
Петродворец занимает
территорию 800 га, включая Дворцовый
парк и парк Александрия.
В этой главе я хотел бы привести ярчайшие примеры русских садово-парковых ансамблей, относящихся к первой половине XVIII века.
1) Летний сад
Еще в далеком 1704 году, на берегу Невы, на месте бывшей усадьбы шведского майора Конау, царь Петр велел заложить декоративный сад, на подобии тех, что он видел в своем путешествии в Европу.
Таким образом, Летний стал самым старым садом в городе.
Царь собственноручно нарисовал план парковой зоны и приказал ежегодно засаживать его однолетними растениями, то есть «летниками». Отсюда и название сада – Летний.
Уже в 1706 году здесь появился первый фонтан, а в 1710 году на стыке Невы и речки Безымянный Ерик построили Летний дворец Петра Первого.
В 1714 году в саду установили три открытых галереи, в одной из них поместили статую Венеры, подаренную Петру Папой Римским.
Венеру охранял часовой, дабы вандалы не повредили первое, из появившихся в России, изображение обнаженного женского тела (это хороший пример того, что вандализм – не удел современной бестолковой молодежи, а забава всех поколений подвыпивших «героев»).
Как и большинство земель столицы, территория Летнего сада была местностью болотистой, поэтому в 1711 году ее было решено осушить.
Для этих целей, между Марсовым полем и Летним садом прорыли Лебяжий канал и сад оказался на острове. Но и этого оказалось мало, и в 1716 году, прорыли еще один канал, разделивший Летний сад надвое. Теперь садов стало два, который так и называли: первый и второй.
В начале половине 18 века сад обустроили, согласно принесенной из Европы, моде на регулярные парки.
Дорожки и аллеи в Летнем саду проложили прямые, а кусты и деревья стригли, придавая им правильную, сферическую или кубическую, форму.
На юге садовой зоны вырыли Карпиев пруд, получивший свое название благодаря карпам, которых в нем разводили.
Во втором Летнем саду по французской моде устроили Лабиринт, стенами которому служили ровно подстриженные кустарники. Лабиринт был посвящен древнему баснописцу Эзопу, статуя которого помещалась на входе, а внутри Лабиринта установили фонтаны, изображавшие персонажей его басен.
Здесь же поместили разнообразные фонтаны-шутихи, неожиданно окатывавшие струями воды посетителей сада.
Всего в Летнем саду установили более полусотни фонтанов, вода для которых поступала из реки под названием Безымянный Ерик. С тех пор эта река именуется Фонтанка.
В 1721 году на берегу Фонтанки установили павильон, названный Грот. Внутри, в трех помещениях павильона, были установлены фонтаны, их работа сопровождалась звучанием органов, которые приводила в действие вода.
Петр замыслил украсить Летний
сад многочисленными
Наследники продолжили дело, и к концу царствования Елизаветы Петровны (дочь Петра 1) скульптурная группа Летнего сада насчитывала более двух сотен статуй.
Во все времена вход в сад разрешался только прилично одетой благородной публике.
При Николае Первом вход в сад сделали платным, цена была довольно высока. Это не лишено смысла. В наши дни, когда вход в сад разрешен всем желающим, немногие из оставшихся скульптур, регулярно портятся вандалами (по-простому – двуногими скотами).
В 1771 году, во время обустройства Дворцовой набережной, у Летнего сада соорудили ограду из «дикого морского камня», ставшую впоследствии одним из символов Северной столицы и получившей собственное имя Решетка Летнего сада.
С ней связаны две легенды, говорящие об уникальности этой ограды. Согласно одной из них, очень богатый англичанин, мечтавший увидеть красоты города, решил однажды его посетить. Подплыв на яхте к ограде Летнего сада, он не стал даже сходить на берег, решив, что красивее этой ограды быть ничего не может.
По другой легенде, американцы предложили за ограду сто новых паровозов.
Разумеется, и то, и другое – сказки, призванные потешить самолюбие доморощенные патриотов.
Вероятно англичанин просто не сумел пришвартоваться на необустроенной набережной, а американцы всего лишь сравнили цену изготовления решетки и сотни паровозов.
Как бы там ни было - решетка Летнего сада действительно очень элегантна и красива.
Сад трижды очень сильно страдал от наводнений.
В 1777 году вода повредила фонтанную систему, разрушила Грот и уничтожила Лабиринт.
В 1824 году наводнение уничтожило Грот окончательно, и на его месте построили Кофейный домик.
В 1924 году сад в очередной раз сильно пострадал от наводнения и простоял разрушенным в течение десяти лет.
Во время прогулки по Летнему саду, 4 апреля 1866 года, на императора Александра Второго было совершено покушение. По счастливой случайности, царь остался жив и, в память об этом, в саду установили часовню (которую, к сожалению, разобрали после революции)
Во время Великой
Сейчас Летний сад входит в состав Русского музея.
В 2009 году сад закрыли на капитальный ремонт. Говорят - на три года, но сколько ремонт продлится на самом деле – неизвестно. Долгостроев в России много. Достаточно вспомнить многострадальный Большой театр или Новую Голландию.
Информация о работе Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII века