В 1735 году, когда
был установлен фонтан "Самсон",
М. Земцов передвинул Нишельные
фонтаны через аллею к берегу
канала. Вместо деревянных чаш были
изготовлены известняковые бассейны в
виде корзин, а трубы фонтанов были переделаны
так, что струи воды образовывали различные
геометрические фигуры. Среди этих фигур
были пирамиды, благодаря которым фонтаны
стали называться Пирамидными.
В 1853 году архитектор
А. Штакеншнейдер задумал переделать
Нишельные фонтаны. К 1860 году
мастера Петергофской гранильной
фабрики по его чертежам изготовили
и установили вдоль Морского
канала, начиная от Большого каскада,
14 круглых мраморных бассейнов.
Ими заменили известняковые бассейны,
установленные еще М. Земцовым,
хотя 8 старых бассейнов так и
остались на своих местах, только
были окрашены под цвет мрамора.
Их заменили намного позже,
в 60-е годы 20 века.
В круглых бассейнах
были установлены одноструйные
водометы, и, вероятно, именно с
тех пор появилось название "Аллея
фонтанов". Связано оно было
с тем, что четырехметровые
струи, бившие из плоских мраморных
чаш-бассейнов, поразительно напоминали
сказочные, сотворенные из воды
деревья.
В годы Великой
Отечественной войны немцами
были повреждены напорные трубопроводы,
колодцы с регулирующими устройствами
и мраморные поребрики бассейнов.
Аллея фонтанов снова заработала
25 августа 1946 года.
Большой дворец
Большой дворец
- самое крупное и значительное
архитектурное сооружение дворцово-паркового
ансамбля Петродворца. (Приложение
18)
Дворец был построен
на границе Верхнего сада и
Нижнего парка, на естественном
уступе высотой в 16 метров. Хорошо
видный с моря, он возвышается
над всеми фонтанами, каскадами
и статуями центральной части
петергофского комплекса. Длина
дворца по фасаду составляет
почти 300 метров. Средняя, трехэтажная
часть здания выделяется фигурной
кровлей. На самой высокой точке
кровли (17 метров) установлена золоченая
ваза с цветочными гирляндами
и фигурами крылатых гениев. К
средней части с двух сторон
примыкают боковые части, тоже
трехэтажные, но с шатровой, более
низкой кровлей. Два самых больших
трехэтажных флигеля, связанные
со средней частью дворца, обращены
в сторону Верхнего сада. Одноэтажные
застекленные галереи замыкаются
двумя двухэтажными корпусами
- Гербовым и Церковным.
По одному только
внешнему виду фасада можно
различить два основных этапа
в истории постройки дворца. Средняя
часть с балконом сохранилась
с петровских времен, а флигеля
и боковые корпуса, фигурная
кровля, изощренно украшенные купола,
наличники с картушами на окнах
второго этажа - все это было
добавлено позднее, в середине
18 века.
Первоначальный
проект Большого дворца, выполненный
по рисункам самого Петра I,
относится к 1714 году. В том же
году началось строительство
дворца, которое продолжалось до
1725 года. Работами поочередно руководили
известные архитекторы того времени
- И. Браунштейн, Ж. Леблон, Н. Микетти.
У подножья дворца, согласно замыслу Петра,
был возведен Большой каскад - своеобразное
фонтанное украшение парадного входа.
С 1747 года дворец
начали перестраивать по проекту
В. Растрелли. Сохранив внешний
облик здания, архитектор увеличил
его центральную часть, пристроил
два боковых флигеля и соединил
их остекленными галереями с
боковыми корпусами - Гербовым
и Церковным. Внутри дворца
была устроена анфилада парадных
залов, украшенных в духе барокко
золоченой резьбой, живописными
плафонами, зеркалами и наборным
паркетом.
В 70-х годах
18 века архитектор Ю. Фельтен,
работавший в Петергофе, заново
оформил интерьеры трех залов
дворца - Чесменского, Тронного и
Белой столовой. Пышность барокко
сменилась строгими лепными композициями.
Среди парадных
залов, гостиных и салонов Большого
дворца особое место занимает
кабинет Петра I, отделанный светлым
дубом. На стенах и створах
дверей кабинета - резные дубовые
панно, исполненные по проекту
Н. Пино французскими и русскими
резчиками. Сюжеты панно - единая
аллегорическая композиция, которая
прославляет деяния Петра, военные
победы России, расцвет наук и
искусства.
Центром Большого
дворца можно назвать парадный
Портретный, или Картинный, зал,
который был создан в 1716-1724
годах Ж. Леблоном и Н. Микетти.
Зал занимает всю среднюю часть
дворца, а из его окон можно
любоваться как Морским каналом,
так и Верхним садом. В середине
18 века Портретный зал был украшен
богатой золоченой резьбой по
рисункам Б. Растрелли. В 1768
году Ж. Вален-Деламотт практически
полностью закрыл стены зала
картинами художника-портретиста
П. Ротари, разделив 368 картин золочеными
планками.
Самое торжественное
помещение в Большом дворце - двусветный
Тронный зал. Просторность и
строгую величественность зала
подчеркивают высокие полукруглые
окна, перемежающиеся с зеркалами.
Стены зала украшают монументальные
полотна, посвященные истории
России - от крещения Руси до
Чесменского сражения, а также
портреты Петра I и его преемников.
С Тронным залом
непосредственно связан Чесменский,
который, по замыслу Ю. Фельтена,
представлял собой памятник морской
славы России. Стены зала оформлены
двенадцатью живописными полотнами
кисти Ф. Гаккерта. Все картины
посвящены одной теме - походу
русской эскадры в Средиземное
и Эгейское моря в 1770-1775 годах.
В неповторимых
интерьерах Большого дворца отразились
все основные стили 18 века - барокко,
рококо, классицизм.
В годы Великой
Отечественной войны Большой
дворец был взорван немцами.
Восстановление дворца по проекту
и под руководством реставраторов
В. Савкова и Е. Казанской
началось в 1951 году. В 1964 году
была восстановлена Куропаточная гостиная
- замечательный образец русского жилого
дворцового интерьера 18 века; в 1969 году
- Тронный и Чесменский зал; в 1978 году -
воссоздана отделка Аудиенц-зала работы
Б. Растрелли. Реставрационные работы
ведутся и в наши дни.
Большой каскад
Большой каскад
- одно из грандиознейших фонтанных
сооружений в мире. Задуманный
как своеобразное фонтанное обрамление
парадного входа в Большой
дворец, он представляет собой
выдающийся образец синтеза неподвижной
скульптуры и стремительно льющейся
воды. (Приложение 19)
Большой каскад
по праву называется "Большим"
- он включает в себя 64 фонтана,
255 скульптур и барельефов. В состав
каскада входят три водопадные
лестницы, объединенные гротом, который
прорезан по фасаду пятью высокими
арками. Композиция каскада подчинена
единому художественному замыслу
- прославлению победоносного могущества
России.
Строительство
Большого каскада началось в
1716 году по личным эскизам Петра
I и разработанным на их основе
чертежам И. Браунштейна. Позднее
работами по устройству каскада
руководили Ж. Леблон и Н.
Микетти. По его проекту последнего
был создан Малый грот, оформленный
маскаронами - декоративными рельефами
в виде масок. В 1723 году Большой
каскад был полностью закончен,
а фонтаны впервые введены
в действие.
Скульптурное убранство
каскада частично было отлито
из свинца в Англии и Голландии
в 1720-1721 годах, частично изготовлено
в 1721-1723 годах в Петербурге
мастерскими Б. Растрелли, Г.
Оснера и П. Вассу. В 1724 году
Петр I распорядился, чтобы по рисункам
М. Земцова Растрелли изготовил
более крупные маскароны для
пристенных фонтанов Малого грота.
На этом и завершилось создание
первоначального облика Большого
каскада.
В 1799-1806 годах
свинцовые скульптуры каскада
были заменены скульптурами из
золоченой бронзы. Среди скульптур
были как копии с античных
произведений, так и новые работы
крупнейших русских скульпторов
того времени, включая И. Мартоса
и Ф. Щедрина. Все архитектурные
работы велись под общим руководством
архитектора А. Воронихина.
Огромное значение
для сохранения Большого каскада
имела его капитальная реставрация,
которую в 1858-1860 годах провел
Н. Бенуа. Он почти полностью
разобрал каскад, а затем возвел
его заново, усовершенствовав многие
конструкции сооружения. Кроме того,
Бенуа изменил рисунок фонтана
"Корзинка", который находится
перед Большим гротом, и струй,
бьющих по сторонам водопадных
ступеней.
В годы Великой
Отечественной войны этому редкостному
памятнику фонтанного зодчества
был нанесен тяжелейший ущерб.
Была нарушена гидротехническая
система, уничтожена часть скульптурных
украшений, а уцелевшие барельефы, маскароны
и четыре статуи были вывезены оккупантами.
В 1946-1947 годах благодаря самоотверженному
труду реставраторов Большой каскад и
его гидротехническая система были восстановлены.
Верхний сад
Верхний сад,
называемый иногда Верхним парком,
расположен перед южным фасадом
Большого дворца. Прямоугольный
по форме, он занимает 15 гектаров
и служит своеобразным парадным
подходом к Большому дворцу. Верхний
сад представляет собой типичный
регулярный сад первой половины
18 века, в котором использованы
характерные для регулярных садов
и парков декоративные элементы
- партер, боскеты, перголы и берсо
(крытые аллеи и беседки), геометрической
формы пруды, фонтаны и статуи.
Парадность Верхнего сада подчеркнута
его оградой: 150 массивных кирпичных
столбов, украшенных рельефными
львиными масками, чередуются
со звеньями из деревянных
копий.(Приложение 20)
Планировка Верхнего
сада отличается строгой симметричностью
и органично связана со структурой
дворцового фасада. Средней, самой
высокой части дворца соответствует
широкий партер, окаймленный линиями
подстриженных деревьев. Посередине
партера один за другим расположены
три больших зеркальных бассейна
с фонтанами, как бы нанизанными
на одну ось. Каждый бассейн
окружен симметричным газоном.
По обе стороны от партера
попарно расположены шесть боскетов
- замкнутых участков с насаждениями,
причем каждая пара боскетов
имеет свою геометрическую форму.
Ближе всего ко входу в сад
находятся Квадратные боскеты,
за ними идут Косые, и последняя
пара - Круглые. Такой прием характерен
для регулярных садов и парков,
где на сравнительно небольшом
участке нужно было добиться
разнообразия впечатлений. Перед
самым фасадом Большого дворца
размещены Квадратные пруды со
статуями и фонтанами. Строго
говоря, по форме они не вполне
квадратные: длина их составляет
54 метра, а ширина - 45 метров.
Идея создания
Верхнего сада принадлежит Петру
I. По наброскам императора в
1716 году И. Браунштейн разработал
планировку сада, работы по устройству
которого были поручены Л. Вандерхисту.
В 1724 году было завершено устройство
прудов, а еще через год созданы
крытые аллеи - берсо.
Первоначально
Верхний сад предназначался для
чисто утилитарных целей, так
как главный фасад Большого
дворца все-таки выходил на
Нижний парк. В петровские времена
в боскетах росли плодовые
деревья и даже были разбиты
овощные грядки. Но уже в 1732
году возникла идея сделать
Верхний сад парадным преддверием
Большого дворца. В 1733-1739 годах
были убраны грядки, в партере
поставлены трельяжные беседки
и золоченая скульптура, в бассейнах
установлены фонтаны.
В 1754-1760 годах,
когда по проекту Б.-Ф. Растрелли
был перестроен Большой дворец,
границы Верхнего сада расширили
и обнесли существующей ныне оградой.
В 19 веке широкое распространение получили
пейзажные парки, и Верхний сад отчасти
утратил свой регулярный облик - вдоль
центральной оси велась бессистемная
посадка деревьев, что сужало парадную
перспективу и нарушало впечатление от
симметричной структуры сада. Только в
1929 году удалось воссоздать первоначальный
вид Верхнего сада, который, однако, был
полностью уничтожен немцами в годы Великой
Отечественной войны. Вернуть его к жизни
смогли только в 1972 году, после долгих
и кропотливых работ по проекту П. Ковалевского,
Р. Контской и К. Агаповой.
В композиции
Верхнего сада значительное место
занимают фонтаны.
Ближе всего
к парадным воротам расположен
фонтан "Межеумный". В центре
бассейна находится бронзовая
скульптура - разъяренный дракон
с распростертыми крыльями, окруженный
четырьмя дельфинами. В 1858 году
на месте дракона была установлена
ваза, с связи с чем и фонтан
до 1941 года назывался "Ваза".
Во время войны фонтан "Межеумный"
был полностью разрушен, а при
его восстановлении в 1957 году
скульптор А. Гурджий воссоздал
статуи дракона и дельфинов.
Центральный и
самый крупный фонтан Верхнего
сада - "Нептун". В 1737 году в
огромном (92 метра длиной, 33 шириной)
бассейне была установлена "Нептунова
телега" - свинцовая золоченая
скульптура Нептуна на колеснице,
отлитая по проекту скульптора
Б.-К. Растрелли и первоначально
предназначавшаяся для каскада
"Шахматная гора". В 1799 году
свинцового Нептуна заменили
бронзовым, приобретенным в Нюрнберге.
Кроме этой скульптуры, в фонтане
использовано около 40 крупных
фигур и мелких деталей, и
по своему скульптурному убранству
"Нептун" уступает только Большому
каскаду.
Третье звено
фонтанной цепи Верхнего сада
- фонтан "Дубовый". Это название
связано с тем, что первоначально
в бассейне был установлен
дуб с ветвями и листьями
из золоченой жести, из которого
била вода. Под дубом располагались
свинцовые скульптуры тритонов
и дельфинов. В 1746 году дуб
и тритоны были убраны, и в
1768 году в центр фонтана был
помещен "Рог изобилия". "Рог"
не выдержал испытание временем,
так как был сделан из дерева.
В 1929 году в центр фонтана
поместили статую Д. Росси "Амур,
надевающий театральную маску",
которая заняла место на постаменте
в виде шестилучевой морской
звезды.
Дворец Марли