От остальных
фасадов главный фасад отличается
наличием таких же, как на Камероновой
галерее, колонн, чем подчеркивается
единство этих сооружений.
Холодная баня
— редкий в истории русской
архитектуры образец здания, в
самом плане которого нашла
отражение идея следования античным
образцам. Разрабатывая проект Холодной
бани, Ч. Камерон, по-видимому, исходил
из плана терм Константина, уничтоженных
в начале XVII века и известных по обмерам
А. Палладио. В число помещений этих терм
входили аподитерий, или помещение для
раздевания; унктуарий — для хранения
масел; сферистерий — большой зал для
упражнений; кальдарий — горячая баня;
лаконик — парильня; тепидарий — теплая
комната с подогретой водой и фригидарий
— холодная баня. То, что в царскосельской
Холодной бане архитектор попытался воспроизвести
планировку римских терм, подтверждают
и документы. В числе комнат нижнего этажа
в них упоминается помещение с оловянным
бассейном в центре, «жаркая баня» и «отдыхательная
комната».
В интерьерах
второго этажа Ч. Камерон применил
цветной камень, живопись и лепку.
Лепные работы в Холодной бане
выполнил О. Мельников — крепостной
Н. А. Львова, известного архитектора
и поэта, скульптурные работы
— Ж.-Д. Рашетт и К. Гофферт.
В отделке интерьеров участвовали
и другие талантливые мастера-декораторы,
работавшие в Санкт-Петербурге
в 1780-х годах, среди которых
следует особенно отметить скульптора
и декоратора Ж.-Б. Шарлеманя-Боде
и живописца И. Рудольфа.
Для полов Холодной
бани были использованы паркеты,
выполненные мастером X. Мейером
по проектам Ю. М. Фельтена
для дома А. Д. Ланского, строившегося
в этиже годы в Санкт- Петербурге
(из-за смерти фаворита императрицы
они остались невостребованными).
Несмотря на
повреждения военных лет, первоначальная
отделка интерьеров павильона
сохранилась. В настоящее время
помещения первого этажа Холодной
бани используются для временных
выставок.
Русская баня
За входом в Термы
Камерона из-под сводов Висячего
сада начинается коридор, по
сторонам которого в XVIII веке
располагались служебные помещения:
комнаты для прислуги, кладовые
для хранения масел и различных
банных принадлежностей. Здесь
же размещались печи и котлы
для нагревания воды.
Сегодня мы входим
в комнаты первого этажа через
хозяйственные помещения, за которыми
располагается не предусмотренная
в римских термах, но традиционная
для России горячая баня (русская
баня, русская парная) — небольшое
помещение, ранее имевшее деревянный
потолок, простой дощатый пол
и обшитые деревом стены. Назначение
парной предопределило ее скупое
функциональное решение.
Ч. Камерон не
имел представления об устройстве
русской бани и для ее создания
обратился за помощью в Контору
строений. Работа была поручена
архитектору И. В. Неелову, который
представил заказчикам смету
в октябре 1785 года. Согласно его
проекту в южном углу комнаты
поставили печь, на решетчатом
своде которой было сложено
250 пушечных ядер; их поливали
водой для образования горячего
пара. В углу напротив находился
полок из липовых досок, скамейки
и баки для воды. Подогретая
вода поступала из комнаты,
расположенной за стеной.
Путь следования
по Термам Камерона подчинялся
сложившемуся в древнеримской
практике закону постепенного
снижения температуры от помещения
к помещению — от русской
парной к Купальной комнате.
Регулярный парк
Старейшая, регулярная
часть Екатерининского парка
создавалась в первой половине
XVIII века в голландском вкусе,
для отдохновения и равлечения
августейших хозяев от тягот
государственной службы. Небольшой
фруктовый сад, существовавший
на Сарской мызе в первые
годы после ее перехода в
собственность Екатерины I, в 1720-х
годах был перепланирован садовыми
мастерами Я. Роозеном и И.
Фохтом. «В каждой куртине, —
писал историк Царского Села
И. Яковкин, имея в виду 1721-й
год, — насажены были яблони
и вишни, с коих плоды, во
время присутствий Двора в
Москве, отдаваемы были на откуп,
а с некоторых и тогда сохраняемы
были впрок различным образом.
Видите ли, что в некоторых
аллеях деревья, против прямой
линии, посажены выгнутыми впадинами?
По каждой аллее были в них
беседки с лавками из брусков,
к коим деревья привязывались.
Таких беседок, в верхнем и
нижнем садах, по всем аллеям
было 48; а здесь, на углу к
каналу и набережной, были открытые,
по сторонам, галереи с кровлями,
на 90 сажен длины и 6 сажен ширины».
В царствование
Елизаветы Петровны, при реконструкции
всего царскосельского ансамбля,
начатой в 1743 году, территория
Старого сада значительно расширилась.
В работах по устройству нового
регулярного парка участвовали
архитекторы А. В. Квасов, С.
И. Чевакинский, Ф.-Б. Растрелли,
по проектам и под наблюдением
которых велись работы по строительству
Большого Царскосельского дворца.
В основе композиционного
решения регулярного парка лежит
правильная, симметричная организация
пространства вокруг дворца, строгая
система расположения аллей, площадок,
павильонов и скульптур. Деревья
и кустарники использовались
в регулярном парке как своеобразный
строительный материал: придавая
им форму шаров, ниш, арок
и т. п., мастера искусно превращали
аллеи в зеленые галереи и
залы под открытым небом. Столь
же строгие правила соблюдались
при отборе и посадке деревьев,
кустарников и цветов. Среди стриженой
листвы аллей возвышались увеселительные
павильоны и скульптуры, расположенные
в соответствии с продуманной
иконографической программой, которая
подчас несла дидактическую нагрузку.
Некоторые черты
Старого сада прослеживаются
ныне в парадной части Екатерининского
парка, воссозданной в послевоенные
годы по проекту архитектора
Н. Е. Тумановой на основании
сохранившихся чертежей и документов
А. В. Квасова, С. И. Чевакинско-го,
Ф.-Б. Растрелли.
В настоящее
время регулярная часть Екатерининского
парка занимает территорию между
Екатерининским дворцом, Каскадными
прудами и Большим прудом. Центральная
аллея Старого сада — главная
композиционная ось всего дворцово-паркового
ансамбля — соединяет дворец
с павильоном «Эрмитаж». С террасы
хорошо просматривается деление
парка на две части: верхнюю
(перед Екатерининским дворцом)
с понижающимися уступами-террасами,
связанными между собой каменными
лестницами, и нижнюю.
На террасе,
параллельной фасаду Екатерининского
дворца, привлекает внимание узорный
партер, напоминающий паркеты дворцовых
залов. Такие партеры, представляющие
собой своеобразную мозаику из
битого кирпича, угля, толченого
стекла и песка различных оттенков,
были типичным украшением регулярных
парков в XVIII веке.
Пейзажный парк
Пейзажная часть
Екатерининского парка начинается
сразу за архитектурным ансамблем
Ч. Камерона и простирается
между Рамповой аллеей и Подкапризовой
дорогой до Виттоловского пруда,
по южному берегу Большого
пруда и по территории к
западу от него. Площадь парка
составляет 70 гектаров. Его границы
остаются неизменными с XIX века:
с северо-востока он примыкает
к Регулярному парку, с северо-запада
граничит с Александровским парком,
с юго-востока и юго-запада
окружен жилой застройкой города
Пушкина.
Начало строительства
Пейзажного парка относится к
1760-м годам, а основные работы
в нем проводились в 1770–1780-е
годы. Первоначальный план был
выполнен архитектором В. И.
Нееловым, вместе с которым работали
его сыновья И. В. и П. В.
Нееловы, а также садовый мастер
Т. Ильин. Для создания пейзажной
части Екатерининского парка
архитектор В. И. Неелов был
отправлен в Англию, где изучал
новые образцы садово-паркового
искусства, главной особенностью
которых было подражание естественным
природным ландшафтам. «Искусство
прекрасно, когда оно кажется
природой, а природа удачна, когда
искусство подчеркивает ее незаметно»,
— так выразил эту традицию
английский писатель Д. Аддисон.
Анализ гравированных изображений
английских усадеб свидетельствует
о том, что многие из них
вдохновляли создателей пейзажного
парка в царскосельской резиденции.
Однако основной
план, которому следовали паркостроители
в Царском Селе, принадлежит И.
Бушу. В целом его план повторяет
В. И. Неелова, но в нем
чувствуется рука опытного мастера
ландшафтной архитектуры. С 1771
года Бушу были поручены все
парковые работы, которые он вел
до отъезда из России в 1789
году. Его сын Д. Буш продолжал
работы в царскосельских парках
до 1810 года.
При создании пейзажного
парка были выкопаны многочисленные
водные протоки, созданы насыпные
холмы и горки, посажены тысячи
деревьев разных пород. Центром парка
стал Большой пруд. В живописные парковые
пейзажи были органично включены экзотические
павильоны в виде древних руин, «готических»
и «турецких» сооружений, «китайских»
беседок, всевозможные мостики и колонны,
созданные архитекторами Ч. Камероном,
Д. Кваренги, В. И., И. В. и П. В. Нееловыми,
А. Ринальди, Ю. М. Фельтеном, а также целая
сюита памятников победам русского оружия
в войнах с Турцией. Впрочем, по словам
Д. С. Лихачева, «"турецкие" постройки
в Царскосельском парке вовсе не были
связаны только с победами над Турцией.
Это не столько памятники побед, сколько
<…> стилистическая особенность романтизма
— делать сад экзотическим и национально
разнообразным».
К концу XVIII века
Екатерининский парк приобрел
в основном завершенный вид.
В XIX столетии он обогатился
лишь несколькими павильонами
и скульптурными произведениями.
4) Петергоф
Петродворец (он
же Петергоф или Питергоф, как
говорили в начале 18 века) изначально
возник потому, что Петр I регулярно
путешествовал из строящегося
Петербурга в строящийся Кронштадт
- сначала по берегу, потом на
корабле. Для отдыха царя на
территории нынешнего Петродворца
были построены "заезжие светлицы",
с которых и началось строительство
города.
(Приложение 16)
Впервые это место
упоминается в "Походном журнале"
Петра Великого 13 сентября 1705 года,
но только в 1714 году у него
возник замысел создания загородной
резиденции, которая по своей
роскоши не уступала бы французскому
Версалю. Надо сказать, что
Петергоф можно было бы в
буквальном смысле называть "Петра
твореньем". До наших дней сохранились
собственноручные рисунки императора,
чертежи с его пометками и
исправлениями, прочие документы,
подтверждающие, что Петр не только
занимался общей планировкой
петергофского ансамбля, но и
разрабатывал отдельные детали
архитектурных сооружений и фонтанов.
Работы по созданию
новой резиденции велись с
ошеломляющей быстротой. Уже в
августе 1723 года состоялось торжественное
открытие Петергофа, причем к
этому времени был распланирован
Нижний парк, прорыт Морской канал,
действовала часть фонтанов, были
отделаны верхние палаты, а также
построены дворцы "Монплезир"
и "Марли". По замыслу Петра,
Петергоф должен был, с одной
стороны, равняться в великолепии
с самыми знаменитыми королевскими
резиденциями Европы, с другой - стать
триумфальным памятником успешного
завершения борьбы России за
выход к Балтийскому морю. И
то и другое удалось блистательно
осуществить.
На естественном
уступе высотой 16 метров был
возведен Большой дворец, в середине
18 века перестроенный в стиле
барокко под руководством Растрелли.
По замыслу Петра, желавшего
украсить парадный вход дворца
водопадами, возвели Большой каскад - огромный
грот, по сторонам которого расположены
богато украшенные водопадные лестницы.
Это одно из самых грандиозных фонтанных
сооружений в мире, композиционным центром
которого является фонтан "Самсон"
со статуей библейского Самсона, раздирающего
пасть льву. Этот фонтан стал символом
победы русских над шведами: лев был частью
герба Швеции, а Петра часто сравнивали
с Самсоном. "Самсон" - самый высокий
петергофский фонтан, высота струи которого
может подниматься до 20 метров.
Семейство фонтанов
Петергофа обширно и многообразно.
Фонтан "Пирамида", похожий формой
на обелиск, - памятник победам
русских войск над шведами.
Двухъярусные "Римские фонтаны"
созданы по образцу каменных
фонтанов, установленных в Риме
перед собором Святого Петра.
Причудлив и изыскан каскад "Шахматная
гора" ("Каскад драконов"), а
вот фонтаны-шутихи "Зонтик", "Дубок"
и "Елочка" явно предназначены
для того, чтобы поднимать настроение
у посетителей, которые не боятся
промокнуть.
Во время Великой
Отечественной войны Петродворец
был захвачен немцами. Его оккупация
длилась почти три года, и за
это время немцы взорвали и
сожгли Большой дворец, нанесли
тяжелый урон Большому каскаду,
каскадам "Золотая гора" и "Шахматная
гора", уничтожили подземные водоводы,
вырубили, перекопали и заминировали
парки, вывезли множество статуй,
в том числе и "Самсона".
То, что сейчас мы имеем возможность
любоваться уникальной красотой
Петергофа, гармонией искусства
и природы, получившей отражение
в парках и фонтанах этого
города-музея, - плоды кропотливого
и самоотверженного труда многих
людей.
Аллея фонтанов
По обеим сторонам
Морского канала, который соединяет
Большой каскад с Финским заливом,
расположена Аллея фонтанов. Такая
планировка была задумана самим
Петром I, желавшим достойно оформить
"морские ворота" в свою резиденцию.
(Приложение 17)
22 фонтана вдоль
Морского канала были построены
в 1723-1724 годах по проекту архитектора
М. Земцова. Первоначально они
назывались "Нишельными", потому
что были размещены в трельяжных
нишах, причем гораздо дальше
от воды, чем в наши дни. В
бассейнах из туфа, ровно посередине,
установили деревянные чаши, из
которых били струи воды. В
четырех бассейнах, ближайших
к Большому каскаду, в покрытых
свинцом чашах были размещены
скульптурные группы Н. Пино
по мотивам басен Эзопа. Сюжеты
скульптурных сценок были аллегорической
сатирой на главных врагов
России на тот момент - шведов.
Скульптуры Пино дали фонтанам
вдоль Морского канала название
"фабольные" (от "фабола" - басня),
сама же идея таких скульптур
была подсказана Петру воспоминаниями
о версальском лабиринте.