Дворец "Марли"
расположен в западной части
Нижнего парка, почти у самой
его границы. Восточным фасадом
дворец обращен к Большому
пруду, западным - к Секторальному.
(Приложение 21)
Небольшое двухэтажное
здание кубической формы венчает
четырехскатная медная кровля
с дымовой трубой; над входом
расположены балконы с коваными
решетками, покрытыми позолотой.
Неброский, но изящный силуэт
дворца как бы парит в воздухе,
отражаясь в зеркальной глади
прудов. От дворца "Марли" расходятся
лучами три аллеи, прорезающие
весь парк, - Марлинская, Малибанская и
Березовая. Название же дворца происходит
от резиденции французских королей Марли,
которая так понравилась Петру I, что он
привез оттуда зарисовки фонтанов и каскадов.
Прежде чем началось
строительство дворца "Марли",
в западной части парка были
созданы искусственные пруды
- прямоугольный Большой, или Большой
Марлинский, и полукруглый Секторальный
(это название появилось позднее,
когда пруд был разделен кирпичными
перегородками на четыре сектора).
К работам по
возведению дворца "Марли", который
в документах того времени
именовался "Малыми приморскими
палатами", приступили в 1721 году.
Руководил строительством архитектор
И. Браунштейн. Вначале предполагалось,
что дворец будет одноэтажным,
однако в следующем, 1722 году, когда
здание было уже подведено
под крышу, Петр I распорядился
надстроить второй этаж. В 1723 году
строительство дворца было завершено,
а на следующий год закончили
основные отделочные работы.
Внутреннее убранство
дворца "Марли" отличалось относительной
скромностью. Примерно с середины
18 века дворец использовался как
хранилище личных вещей Петра
I и предметов, связанных с его
именем.
Дворец простоял,
не подвергаясь переделкам, почти
два столетия, однако в конце
19 века в его стенах появились
трещины, и тогда по предложению
и проекту архитектора А. Семенова
была проведена уникальная в
своем роде операция. Семенов
разобрал дворец до основания
и с поразительной точностью
возвел его заново на бетонном
фундаменте.
В годы Великой
Отечественной войны дворец "Марли"
подвергся сильным разрушениям.
Полная реставрация дворца была
завершена только в 1982 году.
Дворец Монплезир
С дворца "Монплезир",
название которого по-французски
означает "мое удовольствие",началось
строительство дворцово-паркового
ансамбля Петергофа.Дворец "Монплезир"
был любимым детищем Петра
I. Император лично выбрал место
для застройки и набросал план
здания. Строительство дворца "Монплезир"
велось с 1714 по 1721 год под руководством
архитекторов И. Браунштейна,
Ж. Леблона и Н. Микетти.(Приложение
22)
Центральный корпус
одноэтажного "Монплезира" был
выполнен в голландской манере,
с чем связано другое название
дворца - "Голландский домик". От
центрального корпуса здания
влево и вправо расходятся
две длинные галереи с балюстрадами.
Галереи завершаются люстгаузами
- небольшими павильонами с двускатной
крышей, которая увенчана световыми
фонариками. Галереи, находящиеся
на одной лини с центральным
корпусом, зрительно удлиняют фасад
дворца, а их высокие, насквозь
прорезанные и застекленные арки
придают ему прозрачность и
своеобразную легкость.
Перед северным
фасадом дворца, обращенным к
заливу, устроена Морская терраса,
которая выложена разноцветным
голландским кирпичом. И террасу,
и весь Монплезирский мыс ограждает
каменная балюстрада.
Примечательной
особенностью "Монплезира" является
то, что тонкая кладка стен (в
один кирпич - в центральном корпусе,
в два с половиной кирпича
- в галереях и люстгаузах) на
деле отличается необычайной
прочностью: она с успехом выдержала
не только испытание временем,
но и потрясения военных лет.
Среди интерьеров
дворца особого внимания заслуживают
Парадный зал и Китайский, или
Лаковый, кабинет.
Парадный зал
занимает среднюю часть центрального
корпуса. Одна из его застекленных
дверей ведет на Морскую террасу,
другая - в сад. В облицованные
дубом стены вмонтированы шестнадцать
живописных полотен, а шатровый
потолок зала покрыт многоцветной
росписью. В центре плафона изображен
Аполлон с лирой, восседающий
на облаках, ниже, на падугах
- мифологические персонажи, которые
олицетворяют четыре стихии. Пол
Парадного зала вымощен черными
и белыми мраморными плитами,
что в свое время подсказало
расписать таким же узором
сливные ступени каскада "Шахматная
гора".
Китайский кабинет
представляет собой небольшой
музей китайского фарфора. Кабинет
знаменит прежде всего большими
и малыми черно-лаковыми панно
с ярко-красным обрамлением. Большая
часть панно была утрачена
в годы Великой Отечественной
войны, но по нескольким сохранившимся
образцам художники-палешане под
руководством Н. Зиновьева сумели
восстановить бесценные сокровища
Китайского кабинета.
Дворец "Монплезир" и
сегодня пленяет посетителей
изысканной простотой и легкостью
дворцовых фасадов, утонченностью
интерьеров и геометрической красочностью
Монплезирского сада.
Каскад «Золотая гора»
В западной части
Нижнего парка, напротив пруда,
у которого заканчивается Марлинская
аллея, расположен каскад "Золотая
гора". Двадцать две широкие,
облицованные мрамором ступени
с трех сторон ограждены белыми
стенами, а отвесные стенки
ступеней обиты медными золочеными
листами. Самая нижняя ступень,
расходясь полукругом, с двух
сторон охватывает фигурный бассейн.(Приложение
23)
На верхней стене
каскада размещены три статуи:
в центре - статуя бога морей
Нептуна с трезубцем в руках;
справа от Нептуна - Тритон, трубящий
в морскую раковину; слева - бог
вина и веселья Вакх. Под пьедесталами
статуй расположены три золоченых
барельефа в виде сказочных
чудовищ - Медуз. Мощные струи
воды бьют из разинутых пастей
чудовищ, сбегая вниз по бело-золотым
ступеням.
На боковых стенах
каскада "Золотая гора" стоят
Мраморные статуи - по шесть с
каждой стороны. На западной
стороне выше всех располагается
Минерва, воинственная богиня
мудрости. У ног статуи наковальня
- знак того, что богиня ведает тайнами
всех наук и ремесел. Ниже Минервы последовательно
расположены статуи Вулкана - бога огня,
Венеры, Фавна, Флоры с дельфином и Нептуна.
Другая статуя Флоры (с корзиной цветов)
находится на самом верху восточной стены
каскада. На той же стене помещены статуи
Меркурия, Венеры, Аполлона, Андромеды
и Нимфы.
Еще одна статуя
Флоры установлена в бассейне
перед ступенями каскада. Такое
повторение этого образа не
случайно: Флора, богиня весны
и цветов, олицетворяет собой
красоту и величие обновленной
России.
Белизна мрамора, блеск золоченых
ступеней и прозрачная завеса прихотливо
льющейся воды создают торжественно-праздничный
облик каскада.
Строительство
каскада "Золотая гора" началось
в 1721 году по проекту Н. Микетти,
основанному на идеях и указаниях
Петра I. Петр желал, чтобы новое
украшение Нижнего парка походило
на каскад в резиденции французского
короля Марли, отсюда и одно
из названий каскада - "Марлинский".
С 1724 года завершением
работ руководил М. Земцов. Он
предложил свой проект декоративного
украшения каскада, и в итоге
от первоначального сходства
с фонтанным сооружением в
Марли осталось только название
"Марлинский". Именно Земцов
украсил ступени каскада полосами
золоченой меди, откуда и родилось
название "Золотая гора". Сохранив
барельефы в виде Медуз, сделанные
по проекту Микетти, Земцов
прибавил к декору каскада
статуи из мрамора и золоченого
свинца, а у подножия устроил
фигурный бассейн с изваянием
Флоры. Летом 1732 года строительство
каскада было завершено.
В 1870 году архитектор
Н. Бенуа провел капитальную
реставрацию каскада "Золотая
гора". Он облицевал мрамором
всю поверхность ступеней, а взамен
оплывших свинцовых статуй поставил
мраморные - копии с работ античных
и итальянских скульпторов.
В самом начале
Великой Отечественной войны
мраморные скульптуры каскада
были сняты и закопаны в
землю, а декоративные барельефы
вывезли на восток, в глубь
страны. Немцы разрушили каскад,
повредили мраморную облицовку
и уничтожили деревянные лестницы
с балюстрадами, которые тянулись
вдоль боковых стен каскада.
В результате реставрационных
работ 1945-1949 годов каскад "Золотая
гора" 4 сентября 1949 года снова
заработал.
Третья в истории
каскада капитальная реставрация
была проведена в 1978 году. Вместо
деревянных боковых лестниц были
установлены гранитные, расчищена
и восполнена первоначальная
облицовка парапетов.
Каскад "Шахматная гора"
Каскад "Шахматная
гора" (или "Каскад Драконов")
- самое крупное фонтанное сооружение
восточной части Нижнего парка.
Высота каскада, устроенного на
склоне террасы, составляет более
21 метра. Четыре черно-белые, как
клетки шахматной доски, наклонные
сливные ступени покоятся на
глыбе ноздреватого туфа - материала,
который в первой половине 18 века
широко использовался для строительства
фонтанных сооружений Петергофа.
Искусственная гора увенчана гротом, у
которого установлены три фигуры ярко-красных
крылатых драконов. Вода, вырываясь из
широко раскрытых пастей драконов, стекает
сплошной пеленой по "шахматным"
ступеням и падает в полукруглый бассейн,
почти закрывая нижний грот. Сверху вниз
с обеих сторон каскад обрамляют лестницы,
а вдоль лестниц поставлены мраморные
статуи мифологических персонажей. Примечательная
особенность каскада состоит в том, что
любоваться им можно только снизу.
По первоначальному
замыслу, который принадлежал
Петру I, каскад должен был иметь
сходство с Малым каскадом
в резиденции французских королей
Марли. Сам Петр так описывал
будущее фонтанное сооружение: "Наверху
у Малой Марлинской кашкады
против Монплезира делать телегу
Нептунову с четырьмя морскими
лошадьми, у которых изо ртов
пойдет вода и будет литься
по кашкадам, и по уступам делать
тритоны, якобы играли в трубы
морские и действовали бы те
тритоны водою и образовали
бы разные игры водяные. Также
делать разоренное строение или
руины..."
Первоначально
на месте каскада "Шахматная
гора" был Малый грот, который
в 1716-1718 годах построили по
проекту архитектора И. Браунштейна.
Строительство собственно каскада
- тогда его называли Малый
мраморный - началось в 1721 году.
Автором проекта был Н. Микетти.
При жизни Петра I каскад так
и не был достроен - работы затянулись
из-за нехватки воды и материалов.
А "Нептунову телегу", которую
отлил из свинца Б. К. Растрелли,
установили в одном из бассейнов
Верхнего сада.
Новый проект
декоративного оформления каскада
в 1737-1739 годах воплотили в жизнь
архитекторы М. Земцов, И. Бланк
и скульптор К. Оснер. Сливные
ступени сделали наклонными, и
под каждой ступенью скрыли
в туфе по пять трубочек, из
которых выбрасывались струйки
воды. К. Оснер изготовил из
дерева три фигуры драконов, которых
установили на вершине горы. По
обе стороны каскада построили
лестницы, а на парапетах лестниц
поставили мраморные статуи.
Уже через двадцать
лет после окончания постройки
деревянные сливные ступени, обитые
свинцом, начали ветшать и гнить.
В 1769 году их разломали и
временно натянули на их месте
просмоленный холст, разрисованный
в черно-белую клетку. Этот рисунок
сохранился и на новых ступенях,
а "Каскад Драконов" с тех
пор стали называть "Шахматной
горой". В 1859 году были сняты
деревянные драконы, а на их
месте в 1874 году установили
свинцовых драконов, отлитых в
Берлине по рисунку Н. Бенуа.
С тех пор
до 1941 года каскад существовал
практически без изменений. В
начале Великой Отечественной
войны мраморные статуи были
сняты с лестниц каскада и
зарыты в землю. Сам каскад
немцы разрушили, а драконов
вывезли.
Реставрация каскада
началась в 1945 году. Были построены
деревянные сливные ступени, которые
покрыли листовым железом. Скульптор
А. Гуржий по рисункам 18 века
отлил бронзовые фигуры драконов.
И в 1953 году каскад "Шахматная
гора" был полностью восстановлен.
Нижний парк
Нижний парк
расположился по обе стороны
Морского, или Самсоновского, канала
и протянулся вдоль прибрежной
полосы Финского залива. Пять
аллей, расходясь лучами от
Большого каскада, прорезают парк
до самого залива, а от Марлинского
пруда с запада на восток
проходят своеобразным трезубцем
по всей территории парка еще
три аллеи - Монплезирская, Малибанская
и Березовая. Условно Нижний
парк разделяется на три основные
части, каждая из которых вполне
самостоятельна и неповторима, -
Центральную, Монплезирскую (Восточную)
и Марлинскую (Западную).
Планировка Нижнего
парка отличается строгой симметричностью:
на равном расстоянии от Большого
дворца построены дворцы "Монплезир"
и "Эрмитаж"; симметрично Большому
каскаду расположены каскады
"Золотая гора" и "Шахматная
гора", перед каждым из которых
установлены парные фонтаны или
группы однотипных фонтанов.
Место для Нижнего
парка было выбрано в 1710 году,
но его устройство началось
только через четыре года, после
победы русского флота над
шведами при Гангуте. С 1714 по
1728 год разбивкой парка руководил
голландский садовый мастер Л.
Ван Гарнихфельст. Основная планировка
Нижнего парка сложилась уже
ко дню открытия, которое состоялось
15 августа 1723 года. В последующие
годы Нижний парк продолжал
развиваться и пополняться новыми
сооружениями. В 1730-х годах продлили
Малибанскую аллею - раньше она
доходила только до Морского
канала, а в 1763 году по проекту
Ф. Растрелли была проведена
Березовая аллея - последний луч
"Марлинского трезубца".