Серия графических работ «Матееринство»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание

Задачей курсового проекта является закрепление теоретических знаний и практических навыков, приемов работы в избранной технике, более глубокое изучение свойств материалов и методов работы с ними, а также накопление опыта научной и творческой работы в свете подготовки к последующей дипломной работе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Обоснование выбранной темы…………………………………………….3
1.1. Об искусстве графики………………………………………………………4
1.2. Элементы графики………………………………………………………….6
1.3. Краткие сведения о возникновении и развитии графики……………..7
1.4.Станковая графика………………………………………………………….9
Рисунок……………………………………………………………………….10
2.1.Типы рисунка………………………………………………………………..12
2.2. Материалы рисунка………………………………………………………...13
Тема материнства в искусстве. Аналог работ…………………………..14
3.1. «Венеры» первых художников Земли…………………………………....18
3.2. Священный лик Богоматери……………………………………………...19
3.3. Женщина – мать в искусстве XIX-XX вв………………………………..20
Характеристика работы……………………………………………………22
4.1. Идейно-смысловое содержание серии…………………………………....22
4.2. Композиция……………………………………………………………….....23
Ход работы…………………………………………………………………...24
5.1. Описание последовательности выполнения работы…………………..24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………27
Список иллюстраций……………

Работа состоит из  1 файл

курсовой проект 2011.docx

— 77.56 Кб (Скачать документ)
УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ГРОДНЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  ЯНКИ КУПАЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ  ИСКУССТВ

КАФЕДРА ДИЗАЙНА 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

ТЕМА: «Серия графических работ «МАТЕРИНСТВО».

 
 

                  Выполнила студентка 4 курса

                  дневной формы обучения

                  специальности

                  «Изобразительное искусство и черчение. Технология»

                  Манчук  Екатерина Валерьевна

 
Работа  к защите Работа защищена
допущена с оценкой _____________
«____» _____________ «_____» ______________
Руководитель  работы _______________________
доцент _______________________
Лещинский А. А. _______________________
____________________ _______________________
            ( Подпись) 
 
 

                                                        

Гродно 2011

       (Подписи членов комиссии) 
 
 

План

    Введение………………………………………………………………………3

  1. Обоснование выбранной темы…………………………………………….3
  2. 1.1. Об искусстве графики………………………………………………………4
  3. 1.2. Элементы графики………………………………………………………….6
  4. 1.3. Краткие сведения о возникновении и развитии графики……………..7
  5. 1.4.Станковая графика………………………………………………………….9
  6. Рисунок……………………………………………………………………….10
  7. 2.1.Типы  рисунка………………………………………………………………..12
  8. 2.2. Материалы рисунка………………………………………………………...13
  9. Тема материнства  в искусстве. Аналог работ…………………………..14

    3.1. «Венеры» первых  художников Земли…………………………………....18

    3.2. Священный лик Богоматери……………………………………………...19

    3.3. Женщина – мать в искусстве XIX-XX вв………………………………..20

  1. Характеристика работы……………………………………………………22
  2. 4.1. Идейно-смысловое содержание серии…………………………………....22
  3. 4.2. Композиция……………………………………………………………….....23
  4. Ход работы…………………………………………………………………...24
  5. 5.1. Описание последовательности выполнения работы…………………..24

    Заключение……………………………………………………………………….26

    Список  используемой литературы……………………………………………27

    Список  иллюстраций…………………………………………………………….28

    Приложение 
     
     
     

Введение

Наперекор 
Изменчивой молве 
Художники 
Прославили в веках 
Не девушку 
С венком на голове, 
А женщину 
С младенцем на руках. 
Девичья красота  
Незавершенна: 
В ней нет еще  
Душевной глубины.  
Родив дитя,  
Рождается мадонна.  
В ее чертах  
Миры отражены. 
Л.Татьяничева.

   Любовь  — самое прекрасное человеческое чувство. Она вдохновляет нас  на самые лучшие поступки в жизни. Она — мать искусства и источник всех его чудес. Все благородные  поступки совершаются под влиянием любви, а какой любви? Духовной? Физической? Любовь едина, а духовный и физический компоненты — две стороны одной  медали. И именно в их слиянии  и рождается истинная любовь.

   Представляю вашему вниманию пояснительную записку  к серии моих графических работ. Серия работ исполнена в смешанной технике . Я выбрала именно этот вид изобразительного искусства и эту технику, так как могу выразиться в нем наиболее ярко и донести этими средствами свои мысли до зрителя.

   Идея  серии заключается в попытке выразить свое понимание новой жизни, отобразить непосредственную связь матери и ребёнка.

   Задачей курсового проекта является закрепление  теоретических знаний и практических навыков, приемов работы в избранной технике, более глубокое изучение свойств материалов и методов работы с ними, а также накопление опыта научной и творческой работы в свете подготовки к последующей дипломной работе.

 

   1.Обоснование выбора темы.

   Графику справедливо считают одним из самых популярных видов изобразительного творчества, так как её ценными качествами являются мобильность, оперативность, массовость. В сравнении с живописью, изобразительная палитра графики более условна. Условность присуща самой природе графики. Цвет в графике употребляется значительно реже, чем в живописи. Однако черно-белая основа графики нисколько не уменьшает ее возможностей. Творческий диапазон графического искусства невероятно широк: соотношение черного и белого, света и тени, умелое использование контрастов и полутонов, разнообразие штриховки и многие другие технические приемы дают художнику самые широкие возможности в показе современности, ставят графику в ранг высокого искусства. Графика связана с изображением на плоскости. Белая бумага в представленной серии работ, играет роль фона, на котором большую выразительность обретают линия, штрих, пятно.

   Мой курсовой проект представляет собой серию  графических работ на тему «». Для меня эта тема особенно актуальна, т.к. я нахожусь в стадии будущего материнства. И начиная с первых дней беременности я испытывала трудности, которые стояли на моём пути, мешая гармоничному взаимодействию с ребёнком. Чувство напряжения и усталости не дают мне возможность получать удовольствие от процесса беременности. Мимо меня проходит бесценная часть моей жизни, ведь беременность - это чудесный и таинственный период в жизни женщины. Великое таинство Природы - зарождение человеческой жизни, по праву считается вершиной Творения, не переставая восхищать своим совершенством и ученых, и поэтов, и людей, далеких от науки и искусства.

   Желание  разобраться в том, что на протяжении всей жизни у каждого человека самые теплые чувства и незабываемые воспоминания ассоциируются с образом мамы, которая дает первые уроки нравственности, духовности, доброты и терпимости стало причиной выбора мною этой темы. Потому что мать – это самый важный человек в нашей жизни, это человек, который подарил в мир новую жизнь. 

1.1. Об искусстве графики.

   Наиболее  общий отличительный признак  графики – особое отношение изображаемого  предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению  советского мастера графики В.А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в  акварельных рисунках) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение  носит в известной мере плоскостной характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большей свободой и гибкостью варьирует степенью пространственности и плоскостности

   Графике могут быть свойственны тщательность объемно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельность  штудирования натуры, выявление структуры  предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намеком на него, обращаясь к воображению зрителя; незаконченность и лаконизм при этом одним из главных средств выразительности. В графике изображение в большей степени создается для того, чтобы выразить связанные с предметом идеи, так как свободный и условный язык графики позволяет выражать впечатления от предметов при минимальной предметности самого изображения. Графика несет не конкретный, реальный образ вещи, а как бы уподобление, иносказание, превращение. В ее произведениях возникает колебание между реальным образом и знаком. Графика утверждает плоскость, чуждается объемности, в идеале стремится к двум измерениям, к узору, а не к форме. Емкость образа часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, изобразительными графическими метафорами, что позволяет сравнивать графику с поэзией.

   Графика ограничена в своих цветовых решениях и никогда не сможет (и не должна) соперничать в этом отношении  с живописью, имитировать ее и  гнаться за цветовым богатством, доступным  только одной живописи.

   Признавая рисунок определяющим, ведущим началом  графики, нельзя думать, что этому виду искусства не свойственны живописные, цветовые задачи. Возможности эмоционального воздействия цвета, его свойства использует и графика. Но в силу особых задач графического искусства и своеобразия графических материалов, цветовые решения в графике существенно отличаются от цветового решения в живописи. При работе черным материалом на белой бумаге различают массу оттенков черного – от самых теплых до самых холодных. Бумага также почти не бывает белой, а всегда имеет легкий оттенок. Графику вовсе не безразлично, какой цвет избрать и на какой бумаге работать в каждом отдельном случае. Очень часто художник к черно-белому изображению привлекает всего один цвет, который становится особо значительным, впечатляющим. Привлекая два-три цвета, редко больше, график бывает занят поисками силы каждого цвета, наиболее выразительного его расположения, учитывает взаимодействие соседних цветов, возможные их наложения друг на друга.

   Когда говорят о живописности графики, то хотят подчеркнуть богатство, гибкость и разнообразие цветовых и  тональных отношений, позволяющих  избавиться в произведении искусства  от ощущения скованности, неподвижности, создать впечатление живости, изменчивости, присущих окружающему нас миру. В этом смысле живописность свойственна произведениям графики и скульптуры и других видов искусства. Если же говорят, к примеру, о графичности живописного произведения, то имеют ввиду резко выраженный рисунок, четкое отделение друг от друга элементов картины, а также преобладание скупых, лаконичных цветовых отношений.

   Основные  особенности искусства графики  сводятся к следующему: графика –  такой вид изобразительного искусства, основу которого составляет рисунок; главными изобразительными средствам графики  является линия, пятно, фактура, светотень; цвет в графике применяется более ограниченно и условно, чем в живописи; изобразительный язык графики отличается скупостью, лаконичностью в применении художественных средств; основным материалом, на котором исполняются и размножаются произведения графики, является бумага; значительная часть графического искусства тесно связана с печатью, с размножением произведений; создание произведений в графике требует относительно меньше времени, чем в других изобразительных искусствах; относительная простота техники, подвижность материалов, лаконизм и точность художественного языка делают графику искусством оперативным, а возможность широкого распространения – самым массовым видом изобразительного искусства.

   Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями графики – от массового воздействия плаката до истинного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произведений, требующих внимательного рассматривания. 

1.2. Элементы графики

   Опираясь  на теоретический и практический опыт прошлого в изобразительном  искусстве, выделяют следующие элементы графики: линия, штрих, пятно, точка, светотень, фактура. К этим средствам относится и фон, то есть и цвет бумаги. Линия – это след от движения точки на плоскости. Она может быть самой разнообразной по начертанию и длине. Чем меньше точка, тем тоньше будет линия. Различают три типа линий: изобразительную, каллиграфическую и геометрическую. По начертанию они бывают прямые, волнистые и комбинированные. Задача линии в определении границы формы, объединении и связывании изобразительных элементов, взаимодействии с плоскостью. Короткие линии называются штрихами. Задача штриха в передаче пятно и фактуры. Взаимодействия с линией, штрих выполняет функцию передачи формы и пространства. В художественной практике линия и штрих обладают большими выразительными возможностями. Их бесконечное разнообразие можно обнаружить в произведениях графики разных эпох.  Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приемов.

Информация о работе Серия графических работ «Матееринство»