Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:18, курсовая работа
Задачей курсового проекта является закрепление теоретических знаний и практических навыков, приемов работы в избранной технике, более глубокое изучение свойств материалов и методов работы с ними, а также накопление опыта научной и творческой работы в свете подготовки к последующей дипломной работе.
Введение………………………………………………………………………3
Обоснование выбранной темы…………………………………………….3
1.1. Об искусстве графики………………………………………………………4
1.2. Элементы графики………………………………………………………….6
1.3. Краткие сведения о возникновении и развитии графики……………..7
1.4.Станковая графика………………………………………………………….9
Рисунок……………………………………………………………………….10
2.1.Типы рисунка………………………………………………………………..12
2.2. Материалы рисунка………………………………………………………...13
Тема материнства в искусстве. Аналог работ…………………………..14
3.1. «Венеры» первых художников Земли…………………………………....18
3.2. Священный лик Богоматери……………………………………………...19
3.3. Женщина – мать в искусстве XIX-XX вв………………………………..20
Характеристика работы……………………………………………………22
4.1. Идейно-смысловое содержание серии…………………………………....22
4.2. Композиция……………………………………………………………….....23
Ход работы…………………………………………………………………...24
5.1. Описание последовательности выполнения работы…………………..24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………27
Список иллюстраций……………
Набросок
– специфический рисуночный тип
художественного произведения. Он развит
только в рисунке, и развит очень
широко; особенности рисунка
Каллиграфический
рисунок представляет собой конкретное
изображение образа по памяти точным
и непрерывным движением пера
или иного инструмента. Предшествует
этому глубокий анализ натуры. Для
каллиграфического рисунка
2.2. Материалы рисунка.
Самыми распространенными являются графитные карандаши разных степеней мягкости. Штрих графического карандаша отличается красивым серым тоном и имеет легкий отблеск. Очень красивый насыщенный черный и бархатный штрих дают так называемые итальянские и угольные карандаши. Нередко графики работают карандашами, изготовлениями из цветных пигментов (сангина, цветные меловые карандаши и др.) Карандаши – материал очень гибкий и позволяющий разнообразно работать в пределах небольшого листа.
Уголь является излюбленным материалом многих художников. Угольный рисунок обычно выполняется на шероховатой бумаге, а иногда на холсте, и отличается красивым бархатным тоном, широким и энергичным штрихом.
Соус – рисовальный материал из очень мелкого черного порошка, скрепленного клеящим веществом. Иногда соус применяется в виде сухого порошка, но чаще всего разбавляется водой.
В перьевом рисунке художник работает с разбавленной тушью или специальными чернилами, применяя обычные стальные, а также гусиные и тростниковые перья, особым способом затачивая их. Перьевой рисунок красив своей четкостью, чистотой и изяществом разнообразных по форме штрихов.
Широко
распространен в графике прием
рисования жидкими черными
Но особенно широко распространена в графике работа тушью, черной акварелью, гуашью, темперой и другими черными материалами, разбавленными водой. Бесконечны тональные нюансы этой техники. Рисунок может наноситься как сухой, так и влажной кистью.
Рисунки
выполняются не только в какой-нибудь
одной технике. Очень часто графики
в одной работе сочетают две, три
и даже большее число различных
техник, что расширяет возможности
и обогащает запас изобразительных
средств художника. Нередко станковые
произведения выполняются черными материалами
с применением цвета в характерной для
графики сдержанной, скупой манере цветовых
решений.
3. Тема материнства в искусстве. Анализ аналогов.
Сквозь века в постижении тайны женской красоты главным и неизменным оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком.
В ходе работы над своим курсовым проектом я ориентировалась на примеры работ известных мастеров в области графики. Они помогли мне более глубоко понять принцип рисования в графике, обратить внимание на саму композицию, тон, фактуру, цвет.
«Мама» — самое первое слово, которое произносит малыш, под звуки материнской колыбели он засыпает. Становясь старше, в самые трудные минуты, мы просим помощи и совета у мамы. Именно матери более чем кто-либо, радуются нашим успехам, искренне и глубоко переживают за наше будущее. С материнством в женщине просыпаются самые наилучшие ее качества, она становится добрее, терпимее и заботливее.
Материнство во все времена было свято и являлось высшей ценностью. В искусстве всех народов есть тема материнства. Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом мадонны, а на Руси - с Богородицей. Одним из лучших образов византийской живописи является икона «Владимирская Богоматерь» (илл.4). Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у нее защиты. На ее строгом лице затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности. Художник Грабарь эту икону назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».
В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли, обеим были присущи общие начала святости и материнства.
В
эпоху Возрождения европейское
искусство вновь обратилось к
античным мотивам, которые нашли
яркое выражение в
Искусство Возрождения принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Ботичелли стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария с младенцем Иисусом Христом — возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям. Внимательно вглядитесь в картину Рафаэля «Сикстинская мадонна» (илл.6). На ней изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, которая легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: Мария должна отдать своего сына Христа на страдания и муки, чтобы все люди были счастливы. Прекрасные глаза матери печальны. Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария — идеал материнства. Художник в своих картинах воспевает красоту, женственность, нежность, бескорыстие матери. Однако, надо отметить, что именно беременных женщин художники изображали не часто. «Портрет беременной женщины» (илл.7), написанный Рафаэлем в начале карьеры – между 1505 и 1506 годами, во Флоренции – один из самых известных в раннем творчестве художника. История не сохранила ни имени женщины, ни достоверных сведений о ее происхождении. «La Donna Gravida» - единственное, что нам о ней известно.
Дама
в интересном положении. Будущая
мать – не слишком красивая, но исполненная
притягательности. Она смотрит на
художника с достоинством и смутной
тревогой. Руки в кольцах – одна
чуть ниже груди, другая – лежащая
на животе – словно она двумя
руками обняла будущего ребенка. Судя
по нарядному, но не поражающему роскошью,
платью и золотым украшениям, она
принадлежит скорее к третьему сословию,
являясь женой успешного
Совершенно
земной облик этой женщины еще
более прельщает и
В 1434 году, Ван Эйк написал «Портрет Джованни Арнольфини и его жены» (илл.8), дающий вполне ясное представление о «чреватости» молодой супруги. Женщина, однако, придерживает перед собой длинный шлейф платья, призванный, с одной стороны, продемонстрировать зажиточность супружеской четы, а, с другой, скрыть выступающий живот – образ, который в ту пору не приветствовался в живописи из эстетических соображений. Художники тех времен, в первую очередь, были ремесленниками, и большая часть работ писалась ими на заказ. Популярным направлением было создание портретов молодых жен в течение первого года после заключения брака, когда возможность их пребывания «в тягостях» была очень даже не исключена, – и, тем не менее, на картинах это обстоятельство напрямую почти не отражено.
Вместе
с тем, художники широко прибегали
к символическим и
Образ беременной или кормящей женщины полноправно входит в мировую живопись, пожалуй, лишь к концу XIX века, когда художник из ремесленника постепенно превращается в свободного творца, начиная изображать на своих картинах мир таким, каким его видит сам, без оглядки на общепринятые моральные и религиозные нормы. Рубеж XIX и XX веков стал в этом отношении настоящим прорывом. Загадка рождения жизни, мотивы эмбриона и беременности нашли воплощение в работах замечательных художников этого уже ушедшего, но пока столь близкого нам столетия: Бердслей, Климт, Шагал, Пикассо – этот список можно продолжить множеством имен, среди которых встречаются уже и женские (илл.9).
Русские художники в своем творчестве также не обходили стороной образ женщины-матери. Признанный портретист, академик живописи Венецианов А.Г. писал простых русских женщин — крестьянок, занятых нелегкой работой.
В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства. Вечная и емкая, она помогает советским живописцам показать новое отношение свободного народа к своему будущему. Наиболее яркое художественное воплощение тема материнства нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина. На картине «Петроградская Мадонна» (илл.10) молодая женщина с грудным ребёнком изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Не случайно она повернулась спиной к городу. Мать и ребенок, как символ вечной жизни и добра, царят надо всеми. Несмотря на то, что художник придает облику молодой женщины иконописные черты, она все же простая петроградская работница. Её главная забота — это забота о ребёнке, о его настоящем и будущем.
Величие и целомудрие, достоинство и женская гордость ощущаются в облике матери с картины А. А. Дайнеки «Мать» (илл.11).
Тема материнства была продолжена в советском искусстве П. В. Кузнецовым в картине «Мать» (илл.12). На переднем плане картины сидит женщина с ребенком на руках. Зрелая и сильная, она вложила немало труда в землю ради будущего своих детей. Это мать, уверенная в будущем, уверенная в том, что труд ее детей в новом обществе будет более легким, чем у людей ее поколения.
Тайны
женской красоты тревожат человечество
на протяжении всей истории его существования.
Едва ли найдется художник, который не пытался бы
постичь эту тайну, но каждый открывал
ее по-своему. Так, австрийский художник,
основоположник модерна в австрийской
живописи Густав Климт создал свои творения
в очень театральном, декоративном и одновременно
символично-философском стиле. Главным
предметом его живописи было женское тело,
и большинство его работ отличает откровенный
эротизм. В картинах Климта сочетаются
две противоборствующие силы; с одной
стороны - это жажда абсолютной свободы
в изображении предметов что приводит
к игре орнаментальных форм. Эти работы
в действительности являются символичными
и их надо рассматривать в контексте символизма
как выражение недостижимого мира стоящего
над временем и реальностью. С другой стороны
- это сила восприятия природы, влияние
которой смягчает пышность орнаментальности
в его картинах (илл.
13, 14).