Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:18, курсовая работа
Задачей курсового проекта является закрепление теоретических знаний и практических навыков, приемов работы в избранной технике, более глубокое изучение свойств материалов и методов работы с ними, а также накопление опыта научной и творческой работы в свете подготовки к последующей дипломной работе.
Введение………………………………………………………………………3
Обоснование выбранной темы…………………………………………….3
1.1. Об искусстве графики………………………………………………………4
1.2. Элементы графики………………………………………………………….6
1.3. Краткие сведения о возникновении и развитии графики……………..7
1.4.Станковая графика………………………………………………………….9
Рисунок……………………………………………………………………….10
2.1.Типы рисунка………………………………………………………………..12
2.2. Материалы рисунка………………………………………………………...13
Тема материнства в искусстве. Аналог работ…………………………..14
3.1. «Венеры» первых художников Земли…………………………………....18
3.2. Священный лик Богоматери……………………………………………...19
3.3. Женщина – мать в искусстве XIX-XX вв………………………………..20
Характеристика работы……………………………………………………22
4.1. Идейно-смысловое содержание серии…………………………………....22
4.2. Композиция……………………………………………………………….....23
Ход работы…………………………………………………………………...24
5.1. Описание последовательности выполнения работы…………………..24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………27
Список иллюстраций……………
3.1. «Венеры» первых художников Земли
Во
время археологических раскопок
в разных странах мира было найдено
более ста пятидесяти маленьких
женских статуэток, которым ученые
дали условное название «палеолитические
Венеры». Не грацию и стройность женского
тела воплощали в себе эти каменные
изваяния высотой 5-10 сантиметров, напротив
они выглядели крайне примитивными
и даже грубыми. Их лица были заменены
гладкой выпуклостью без
3.2. Священный лик Богоматери
Средневековое
искусство европейских стран
сегодня невозможно представить
без широко запечатленного образа Богоматери.
В Западной Европе он был связан
с культом Мадонны, а на Руси с
Богородицей, которая воспринималась
как покровительница и
Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирской Богоматери» (илл.4), созданная в Константинополе в XII веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли. Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Заменили коней – они стояли как вкопанные. С тех пор и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нем эту удивительную икону. Много раз выручала и охраняла она русских людей на полях сражений и в трудовых деяниях.
Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как радость «святой печали». Эти слова очень точно передают ее главный смысл. Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у нее защиты. Левой рукой Мария придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
«Владимирская Богоматерь» – одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э.Грабарь справедливо назвал «несравненно, чудесной, извечной песнью материнства».
В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли; обеим были присущи общие начала святости и материнства. «Первая мать – пресвятая Богородица; вторая мать – сыра земля», – гласит народная мудрость. В сознании русского человека образ Богоматери всегда был окружен ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.
Древнерусская
иконопись насчитывает
К
подлинным шедеврам древнерусской
иконописи относится «
Согретая
глубоким человеческим чувством, «Донская
богоматерь», как и Владимирская,
является выражением безграничной материнской
любви к Сыну, которого в будущем
ждет мученическая смерть во имя спасения
человечества. А пока она бережно
и ласково держит его на руках.
Скупая красочная гамма, в которой
преобладают неяркие темные тона,
все же создает ощущение спокойствия,
тихой и светлой радости.
3.3. Женщина-мать в искусстве XIX-XX веков
Искусство XIX века по-новому раскрывает образ женщины-матери. Например, признанный портретист, академик живописи А.Г.Венецианов (1780-1847) стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой. Вдали от шумной городской жизни у художника складывалось свое представление об идеале женской красоты, во многом отличное от общепринятых норм. Он писал «Жницу», «Кормилицу с ребенком», «Девушку с васильками», «Пелагею (девушку с косой и граблями)», «Девушку в платке» – множество картин, где в облике величавой славянки им подчеркнуты одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Выбор подобных тем можно было объяснить желанием автора подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и оставалась хранительницей лучших традиций крестьянской жизни.
В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.
Наиболее
яркое художественное воплощение она
нашла в творчестве художника
К.С.Петрова-Водкина (1878-1939). Созданию лучших
произведений на эту тему предшествовало
знакомство с полотнами итальянских
мастеров Эпохи Возрождения, и в
особенности с шедеврами
Интересно воплощена эта тема в картине «Мать» художника А.А.Дейнеки (1899-1969) (илл.11). Ее композиция удивительно проста: на гладком темном фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребенком на руках. В облике матери передана величавая осанка венецианских крестьянок, нежные трепетные чувства к прильнувшему к ее плечу малышу. Противопоставляя хрупкое, разморенное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребенка от любых жизненных невзгод.
Поражают
своей красотой, величественной простотой
и силой образы матери в живописных
полотнах М.А. Савицкого. Пережитые
ужасы войны оставили глубокий след
в его творчестве. В образе матери
воплощается израненная войной родная
страна Беларусь. Савицкий поклонился
Беларуси–партизанке. Ярким и необычным
явлением в эпопее о Великой Отечественной
Войне стала картина «
В 1978 г. художник вновь обращается к этой тематике и пишет новую картину, которая не только не уступает художественным достоинством первой, но и несет новое содержание. И в названии у нее добавилось слово – «Минская». Глядя на эту работу, невольно вспоминаешь «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. Вертикальный формат полотна, недетская серьезность сына на руках у матери. У Рафаэля преклонил колени перед Марией старый Сикст. Здесь вместо молодого партизана на переднем плане, как бы в дополнение к окаменевшей в тяжких раздумьях старой женщине, нарисован старый мужчина с винтовкой в руках, готовый защищать их до последней капли крови.
Наследие
мастеров прошлого и настоящего невероятно
велико. Образ матери будет вечным
сквозь века.
4. Характеристика работы
Мой курсовой проект представляет собой композицию из трёх графических листов в смешанной технике. Работы посвящены самым теплым чувствам и незабываемым воспоминаниям с образом будущей мамы, которая позже будет давать первые уроки нравственности, духовности, доброты и терпимости. Потому что мать – это самый важный человек в нашей жизни, это человек, который подарил в мир новую жизнь.
Объединяют
серию, как манера исполнения, так
и композиция. Во всех работах я
ввожу образ матери на условном, театральном,
декоративном и одновременно символично-философском
фоне жизни, тем самым создаю работу с
характером. Это моя попытка соотнести,
свет и тень при помощи цвета, лини, пятна,
используя контраст и полутон, штриховку,
а также другие технические приёмы.
4.1. Идейно-смысловое содержание серии
Где бы ни жила женщина, какое бы небо не раскинулось перед ней, низкое и темное или высокое и прозрачное, какие бы ветры, полные колких снежинок или душистых медвяных запахов не обвевали ее,- каждая женщина одарена светлым и неистребимым, тревожным и радостным чувством материнства. Иногда оно приходит незаметно и постепенно прорастает в душе будущей матери, иногда оно возникает внезапно и требовательно, но это чувство материнства неизбежно и естественно, как смена зимы и лета, как цветение, как жизнь и любовь.
Сюжет всей серии – это «Женщина – настоящая или будущая мать. В ней сильны материнские инстинкты. Эти материнские инстинкты - тоже великая сила, они дают матери великую радость». Так писала Н. К Крупская в одной из своих статей. И радость эта совершенно особая. Она какая-то всеобъемлющая. В ней и тревога, и радость, и самозабвение, чувство исполненного долга. Это чувство исполненного долга появляется сразу после рождения ребенка. И не зависимо от того, будут ли на следующий день цветы и улыбки или мать одна в тишине удивленно и благодарно прижмет к себе свое дитя, - все равно для нее это праздник, огромный, особенный и неповторимый праздник.
Идейное
содержание моей курсовой работы состоящей
из 3 работ заключается в попытке
показать и раскрыть для зрителя
всю истину красоты женского образа во
всём своём многообразии при помощи выразительных
средств графики в жанре портрета. Мне
хотелось передать своё отношение и понимание
к самому волнительному моменту жизни
любой женщины – беременности при помощи
графики, которая в идеале стремиться
к узору, а не к форме.
4.2. Композиция
В процессе работы над композицией в работах, продумывая построение изображения, я стремилась найти такое соотношение отдельных его частей, которые в конечном итоге образовало единое целое – завершенное и законченное по линейному и тональному строю изображение.
Композицию я строила при помощи цвета, лини, пятна, используя контраст и полутон, штриховку, а также другие технические приёмы.
Симметрия
в работах достигается за счёт организованной
соразмерности, уравновешивания основных
и второстепенных элементов композиции
через распределение света, тени, размещение
частей композиции на плоскости. Условность
графического языка позволяет придать
образность и определённую значимость
женским образам.
5. Ход работы.
Изучение аналогов и сбор литературы в ходе работы над курсовым проектом играет важную роль. Прежде, чем браться за создание собственных композиций, следует изучить творчество мастеров графического искусства прошлого и настоящего.
Огромную
часть времени для создания серии
графических работ занимает создание
эскизов. Каждая деталь в проделанной
работе должна быть осознана, все детали
должны соподчиняться единому
5.1. Описание последовательности выполнения работы.
Первоначальный замысел.