Средства развития воображения на уроке тематического рисования в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:30, курсовая работа

Описание

.

Целью нашей работы было изучение особенности и возможности развития и активизации воображения детей младшего школьного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Гипотеза исследования.

Использование на уроке тематического рисования дидактических игр способствует позитивному развитию воображения младших школьников.

Основными задачами нашего исследования были:

– раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;

– определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;

– провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей младшего школьного возраста;

– разработать методические рекомендации по развитию творческого воображения детей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ НА УРОКЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие воображения в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Понятие тематическое рисование 9
1.3 Средства развития воображения на уроке тематического рисования. 11
1.3.1 Наглядность как средство развития воображения. 11
1.3.2 Дидактическая игра как средство развития воображения на уроке тематического рисования. 13
1.3.3 Педагогический рисунок на уроке тематического рисования 17
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 23
2.1. Эксперементальная работа. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по методике преподавания изобразительного искусства.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Факультет    педагогический

Кафедра       технологии и методики преподавания 

Дата регистрации  работы на кафедре  _________

Отметка о допуске  к защите    _________

Оценка за защиту                                         _________ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине методика преподавания изобразительного искусства

Тема: «Средства развития воображения на уроке тематического рисования в начальной школе» 
 
 
 
 
 

              Исполнитель:

              студент педагогического факультета  4 курса  группы НФ-41
              Данилов Илья Сергеевич
 
 
 

              Руководитель:

              старший преподаватель 
              Кветко  Зоя Николаевна
 
 
 
 
 
 
 
 

Барановичи  2009 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Социально-экономические  преобразования в обществе диктуют  необходимость формирования творчески  активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые  жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

     Проблема  развития творческого воображения  детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения  в целом. В последние годы на страницах  психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

     Как показали исследования В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности.

     Однако  Л.С. Выготский показывает несостоятельность  таких позиций. Все образы воображения, какими причудливыми бы ни казались, основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. И поэтому опыт ребенка беднее, чем опыт взрослого человека. И вряд ли можно говорить, что воображение ребенка богаче. Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся неожиданными и оригинальными.

     Младший же школьный возраст характеризуется  активизацией воображения, в начале воссоздающего, а затем и творческого. Это период - сензитивный для формирования воображения. Основная линия в его  развитии заключается в подчинении воображения сознательным намерениям, т.е. оно становится произвольным.

     Воспитание  ребенка всегда связано с социальной средой, которая может отрицательно и положительно влиять на развитие творческого воображения.

     Творческое  воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

     Воображение и фантазия – это важнейшая  сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

     Целью нашей работы было изучение особенности  и возможности развития и активизации воображения детей младшего школьного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью.

     Гипотеза  исследования.

     Использование на уроке тематического рисования  дидактических игр способствует позитивному развитию воображения  младших школьников.

Основными задачами нашего исследования были:

– раскрыть особенности воображения детей  дошкольного возраста и его связь  с интересами и эмоциями;

– определить возможные пути развития творческого  воображения детей в процессе изодеятельности;

– провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей младшего школьного возраста;

– разработать  методические рекомендации по развитию творческого воображения детей.

     Объект  исследования.

Понятие воображения в психолого-педагогической литературе.

     Предмет исследования.

Средства  развития воображения на уроке тематического  рисования в начальной школе.

     База  исследования.

     Исследования  проводятся на базе гимназии г. Ляховичи, Брестской области.

     Количество  испытуемых 12 человек.

     Дети 2-го класса (от 7 до 8 лет). Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное  время. 

 

ГЛАВА 1. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ  НА УРОКЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО  РИСОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

1.1 Понятие воображения  в  психолого-педагогической  литературе

 

     Всякая  деятельность человека, результатом  которой является не воспроизведение  бывших в его опыте впечатлений  и действий, а создание новых образов  или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

     Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется  в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

     «Всякое изобретение, – говорит Рибо, –  крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».

     Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

     Воображение порождает замысел, т.е. представление  о будущем творении. И когда  человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

     В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л. С.Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

     «Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

     «Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».

     Многие  исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

     Воображение – это психический процесс, в котором отражение действительности происходит в специфической форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных в процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то имеется в виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно новом, то это значит, что созданный продукт обладает новизной только лишь для самого создателя, в то время как в обществе он уже известен.

     Воображение – это аналитико-синтетическая  деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно  поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в  данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

     Творческое  воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и  особенностей развития (присутствия  какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности

     (устойчивости, осознанности и направленности  мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

     Опыт  ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Информация о работе Средства развития воображения на уроке тематического рисования в начальной школе