Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:30, курсовая работа
.
Целью нашей работы было изучение особенности и возможности развития и активизации воображения детей младшего школьного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Гипотеза исследования.
Использование на уроке тематического рисования дидактических игр способствует позитивному развитию воображения младших школьников.
Основными задачами нашего исследования были:
– раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
– определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;
– провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей младшего школьного возраста;
– разработать методические рекомендации по развитию творческого воображения детей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ НА УРОКЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие воображения в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Понятие тематическое рисование 9
1.3 Средства развития воображения на уроке тематического рисования. 11
1.3.1 Наглядность как средство развития воображения. 11
1.3.2 Дидактическая игра как средство развития воображения на уроке тематического рисования. 13
1.3.3 Педагогический рисунок на уроке тематического рисования 17
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 23
2.1. Эксперементальная работа. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.
В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного формирования воображения. Большинство игр такого рода являются коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования в игре отношений содружества.
Рассмотрим,
в чем состоит специфика
Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условно. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования воображения учащихся.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенными признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Таким
образом, можно добавить, что дидактические
игры должны занять подобающее место во
всей работе и, прежде всего, на уроке.
В начале урока цель игры - организовать
и заинтересовать детей, стимулировать
их активность. В середине урока дидактическая
игра должна решить задачу усвоения темы.
В конце урока игра может носить поисковый
характер. На любом этапе урока игра должна
отвечать следующим требованиям: быть
интересной, доступной, увлекательной.
Дидактическая игра входит в целостный
педагогический процесс, сочетается и
взаимосвязана с другими формами обучения
и воспитания школьников.
Проведение практических занятий по рисунку имеет ряд особенностей, обусловленных своеобразием этого вида деятельности, потребностью в частом и разнообразном наглядном показе методов выполнения работы.
Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет хотя и важную, но все-таки подсобную роль, то на занятиях изобразительным искусством, наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале.
Опираясь на зрительные впечатления, получаемые при рассматривании иллюстрации, сопровождающей объяснение учителя, школьники получают более полное представление об изучаемом материале, им легче монять, осмыслить, запомнить главное в теме урока. Пояснительные рисунки вызывают у школьников повышенный интерес к занятиям изобразительным искусством.
Впечатление, произведенное хорошей иллюстрацией, диапозитивом, репродукцией и особенно рисунком учителя, вызывает у школьников разнообразные ассоциации, способствует проявлению их фантазии, воображения, творческой активности. В ряде случаев рисунок учителя служит побудительным стимулом для изобразительной деятельности учащихся.
Часть работы по созданию иллюстраций для демонстрации учащимся выполняется учителем заранее, при подготовке к тому или иному уроку (наглядные пособия), другая, наиболее трудная часть осуществляется в ходе учебного процесса — рисунки мелом на классной доске, наброски на больших листах бумаги, пояснительные рисунки учителя, сделанные на полях работ учеников, в их альбомах.
Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющую устное объяснение и осуществляемую непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием. Например, пояснительный рисунок преподавателя, сделанный на полях работы ученика, а также лаконичные наброски большого размера, выполненные различными материалами на классной доске или листах бумаги во время урока с целью разъяснения учебного материала и дополнения устного объяснения, являются разновидностями педагогического рисунка.
Эти рисунки можно разделить на два основных вида по методам их использования:
Рисунок учителя является, своего рода, одним из «инструментов» педагогического труда и всецело отвечает интересам повышения качества учебного процесса в целом, так как разъясняет учащимся непонятное, закрепляет в их памяти приобретенное, увлекает их мастерством изображения и привлекает симпатии учащихся и к преподавателю, и к предмету.
Важными качествами любого педагогического рисунка следует считать: правдивую и убедительную трактовку изображаемого, передачу в рисунках главного, существенного, обоснованно упрошенный характер изображения; лаконизм и выразительность графических средств.
Рисунки, предназначенные для фронтального показа учащимся, должны иметь достаточно большой размер, обладать выраженной активностью изобразительных средств, значительной контрастностью. Важность именно этих качеств обусловлена необходимостью обеспечить высокую степень наглядности, хорошую читаемость рисунков с различных мест в классе.
Педагогические рисунки, используемые для индивидуального показа отдельным ученикам, обычно имеют небольшой размер. Они выполняются главным образом на полях рисунков школьников или на отдельных чистых листах бумаги небольшого размера. Здесь не требуется особой активности графических средств, повышенного контраста между изображением и фоном, так как такие изображения рассчитаны на рассматривание одним учеником с близкого расстояния. Выполняются они обычно теми же материалами, какими работают учащиеся.
Педагогические рисунки могут выполнять следующие функции:
1) демонстрация
методической последовательности работы
над
рисунками;
2) показ одной из стадий выполнения рисунка;
3) разъяснение сущности строения изображаемых объектов;
4) показ принципов композиционного решения рисунков;
5) демонстрация
технических приемов работы, показ техни-
ческих возможностей и особенностей различных
материалов, при-
меняемых в рисовании;
6) наглядный
анализ правильных и неправильных решений
изобразительных задач, связанных с темой
занятий;
7) объяснение
особенностей выполнения рисунков на
ту или
иную конкретную тематику.
Возможны и другие случаи применения педагогических рисунков в ходе практических занятий по изобразительному искусству.
Пояснительные рисунки могут различаться также по технике выполнения, применяемым при этом материалам. Такая дифференциация педагогических рисунков не является принципиальной и специфической для них, поскольку и в других видах рисования также используются различные материалы, техники и приемы работы. Однако во всех случаях важными качествами педагогических рисунков, создаваемых учителями изобразительного искусства, являются: содержательность, дидактическая направленность, художественные достоинства и некоторые характерные особенности, о которых говорилось выше.
Как правило, педагогические рисунки выполняются в течение очень непродолжительного времени. Это объясняется задачами и условиями работы учителя. Изобразительная деятельность педагога осложнена еще и тем, что работа над созданием педагогических рисунков проводится одновременно с устным изложением учебного материала.
Важным свойством педагогического рисунка является то, что в нем передаются только главные особенности изображаемого. При этом большое значение приобретает умение рисующего быстро определять главное в изображаемом объекте и быстро выполнять рисунок, в котором найдут свое убедительное воплощение характерные особенности изображаемого. Такая деятельность требует развитого умения избирательно видеть, то есть обращать внимание, прежде всего на те особенности предмета, которые определяют его строение, форму, характерные черты.
Простота и лаконичность изобразительных средств, заостренно-образная передача характерных черт изображаемого объекта облегчают и ускоряют процесс восприятия рисунка школьниками и тем самым усиливают обучающий эффект педагогического рисования.
Учителю-художнику незачем доводить упрощение педагогического рисунка до выхолощенной схемы, условного графического символа, лишь отдаленно напоминающего реальную форму изображаемого объекта. Воздействие такого рисунка на учащихся будет весьма ограничено по сравнению с живым, образным (хотя тоже упрощенным и лаконичным) изображением, которое может создать соответствующим образом подготовленный художник-педагог. Он должен применять для обучения школьников полноценные по своим художественным достоинствам наброски.
В работе учителя изобразительного искусства желательно также чаще использовать быстрые рисунки, этюды, наброски, выполняемые кистью с помощью туши, акварели или гуаши, без предварительной наметки контуров будущего изображения карандашом. В таких набросках активно действуют два основных элемента: красочное пятно и фон (белая бумага), благодаря чему хорошо читается силуэт предмета.
При создании педагогического рисунка учитель обязан руководствоваться прежде, всего методической целесообразностью в выборе изобразительных средств, определении характера изображения и времени, которое следует затратить на его выполнение. Если учитель намерен продемонстрировать школьникам основательно проработанный рисунок, то обычно он готовит его заранее, до начала урока, чтобы показать его на занятиях в тот момент, когда это будет необходимо. В подобных случаях, рисунок мелом на классной доске, выполняет функции наглядного пособия. Это объясняется прежде всего доступностью и экономичностью данного материала. Классная доска и мел есть в любой школе, с их помощью учитель может быстро проиллюстрировать свое объяснение. Меловое изображение легко стереть, изменить какую-либо его часть, дополнить другими элементами. Это бывает необходимо в тех случаях, когда требуется раскрыть перед учащимися процесс работы в динамике, показать возможность обогащения рисунка деталями или принципы исправления ошибок. Используют мел главным образом для создания лаконичных линейно-контурных набросков на классной доске.
Таким образом, при выполнении педагогических рисунков необходимо учитывать возраст детей, уровень их развития, интересы, возможности. Важно еще и то, чтобы рисунки учителя по количеству и сложности заложенной в них учебной информации, по своим изобразительным качествам, по своей целевой ориентации были различными для каждой возрастной группы учащихся. Например, в рисунках, предназначенных для школьников младших классов, степень упрощения изображения может быть несколько большей, чем в рисунках, рассчитанных для демонстрации более старшим учащимся. Соответственно каждой возрастной группе может меняться соотношение увлекательного начала и рационально-логического материала в рисунках учителей.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
Информация о работе Средства развития воображения на уроке тематического рисования в начальной школе