Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:04, реферат
Объект исследования: Катхак как один из стилей индийского классического танца.
Предмет исследования: особенности исполнения стиля Катхак, его основные школы и их отличительные черты.
Актуальность темы определила ее основные цели и задачи: основной целью исследования является определение места и значения стиля Катхак, обозначение его специфических особенностей в общей системе индийского классического танца и, вместе с тем, полного раскрытия истории индийского танца для казахстанского исполнителя.
Введение
1. Различие стилей индийского классического танца
1.1 История Развития индийского классического танца
1.1.1 Индийский классический танец: Бхаратанатьям
1.1.2 Индийский классический танец: Катхакали
1.1.3 Индийский классический танец: Одиси
1.1.4 Индийский классический танец: Манипури
1.1.5 Индийский классический танец: Кучипуди
1.1.6 Индийский классический танец: Мохиниатт
1.2 История Катхак: Гхараны (школы) в индийском классическом стиле Катхак.
1.2.1 Джайпур гхарана
1.2.2 Лакнау гхарана
1.2.3 Бенарес гхарана
1.2.4 Три разновидности Нритта, Нритья, Натья.
1.2.5 Оновные эмоции и Хасты (жесты рук)
2. Знаменитые танцоры стиля Катхак
2.1 Раджендра Гангани
2.2 Прерна Шримали
2.3 Биржу Махарадж
2.4 Сасвати Сен
Заключение
Список использованных источников
Индийский танец
имеет глубокую духовную
Каждый из стилей знаменует собой особый язык мимики и жестов, танцевальных па и эмоций. Все формы индийского классического танца популярны в стране и сегодня. Все классические танцы во многом отличаются друг от друга движениями и костюмами.
1.1.1 Индийский классический танец Бхаратанатьям
Слог «бха» означает «бхава» — чувства, эмоции; «ра» — «рага» — мелодия, «та» — «талам» — искусство ритма, «натьям» означает «танец». Его тематическая и музыкальная структура была создана придворными танджавурскими музыкантами.
Исходное положение выпрямленный торс, согнутые колени и широко развернутые ступни ног — придает танцу строгую и одновременно изящную симметричность, что усиливается красноречивой, выразительной игрой глаз и лицевых мышц.
Все движения в Бхаратанатьям исполняются строго по геометрическим траекториям. Основные фигуры - уравновешенные позы с вытянутыми руками и ногами, что придает танцу линейность. Глаза, голова и руки танцовщицы как бы рисуют круги, прямые линии и треугольники. В древности эти движения носили характер магического действия.
Виртуозность исполнения заключается в том, чтобы передать движениями всевозможные оттенки содержания песни. Этот стиль одинаково пригоден как для сольного, так и для группового исполнения.
1.1.2 Индийский классический танец: Катхакали
Кахкали - рассказ-искусство, пантомимический танец-драма. Он является изумительным сочетанием танца, драмы, пантомимы и инструментальной музыки, он обладает сложным языком жестов, уникальной красочностью костюмов и грима и особой виртуозностью движений. Этот танец, сочетающий в себе пантомиму и драму, берет начало в древнеиндийских эпосах Рамаяна и Махабхарата [2,16].
По традиции исполнителями Катхакали могут быть только мужчины, и связано это с тем, что представлению характерна воинственность, особая свирепость и неукротимая мужская энергия. Женские же роли в спектакле исполняют обычно переодетые молодые люди. Исполнители с детства изучают искусство сложнейшей пантомимы и языка условных жестов и танцуют под аккомпанемент не только музыкальный, но и речитативный.
Танцор Катхакали
Особую торжественность и величие Катхакали придают костюмы и грим. Персонажей узнают по цвету грима, маскообразно наложенного на лицо и отличающегося сложной символикой линии и рисунка.
Катхакали – удивительный театр, включающий в себя более ста различных пьес по мотивам индийского эпоса. Начинается спектакль после заката солнца, когда в сумерках начинают раздаваться завораживающие удары барабанов, выбивающих причудливые индийские ритмы, и длится всю ночь напролет. Каждый спектакль настолько удивителен, красочен и неповторим, настолько полон волшебства, великолепных сюжетов и эмоций, настолько пропитан загадочной индийской атмосферой, что ночь пролетает незаметно. А по окончании представления Катхакали кажется, что ты побывал в настоящей сказке.
1.1.3 Индийский классический танец: Одисси
Одисси — одна из старейших и сложнейших в мире систем индийского танца; прошла почти за два тысячелетия путь непрерывного развития. Стиль Одисси возник в штате Орисса.
Это очень грациозный, нежный, очень каноничный стиль. Его основным качеством является утонченность, а эстетика стиля строится на тесной связи поэзии и музыки. Его иногда называют индийским балетом. Его характерной особенностью является выразительная скульптурность поз и танцевальных движений.
Стиль построен на двух основных
позах: трибанги (тройной изгиб тела),
символизирующий женское
1.1.4 Индийский классический танец: Манипури
Штат Манипур на северо-востоке Индии расположен в долине райской красоты, в горах Ассама на высоте 2000 метров над уровнем моря. Благодаря своей изолированности от иноземных влияний, танец Манипури сохранился в первозданном виде. Знакомству с этим танцем способствовал Рабиндранат Тагор.
Раслила – наиболее характерный из манипурийских танцев; он основан на любовной игре Кришны с юными пастушками.
Движения танцовщицы, отличаются поразительной грацией, изысканностью и плавностью движений медленного темпа, легкой поступью исполнителей; положение тела со сжатыми коленями напоминает цифру восемь; выражение неподвижного лица - мечтательно-лирическое, что является отличительной чертой Манипури от любого другого классического танца Индии.
1.1.5 Индийский классический танец: Кучипуди
Родина танца Кучипуди — деревня под названием Кучелапурам в Андхра-Прадеш, на юге Индии, где традиция классического танца восходит к древнейшим временам, о чем свидетельствуют скульптурные изображения танцовщиц в таких храмах, как Амаравати.
Неповторимое очарование Кучипуди заключается в тонком слиянии драматического и классического танца с сюжетами из индийского эпоса, абстрактный и изобразительный танец сочетаются здесь с ярко выраженным драматическим элементом. Зародившись в XV веке, он исполнялся во время ритуальных шествий, прославлявших богов.
Движения в Кучипуди округлы и стремительны и сочетают плавные шаги с прыжками. Они не имеют единой центральной позиции, вокруг которой строится вся техника. Поза, полусидя с согнутыми и разведенными в стороны коленями используется наиболее часто. Движение вперед, когда большие пальцы 2-х ног перекрещены - это типичная именно для Кучипуди походка с перекрещенными ногами, выполняющаяся в определенном ритме. Кучипуди очень энергичная и "прыгучая" форма танца. Кучипуди исполняется в быстром темпе.
1.1.6 Индийский классический танец: Мохиниаттам
Литературное значение слова Мохини – дева, обольщающая, соблазняющая, похищающая сердца, иллюзорная. Существует хорошо известная история о том, как Вишну принял облик прекрасной Мохини, чтобы Амрита (нектар бессмертия) не попал в руки демонов, и эпизод уничтожения демона Бхасмасуры. В контексте этих историй вероятно, Вайшнавы и дали название Мохиниаттам этой форме танцевального искусства.
Мохиниаттам – это необычайно красивая форма храмового танца. Издревле её исполнителями были только женщины. Волнообразные, округлые движения танца грациозны, невероятно женственны. Как наследие танцевального искусства Девадаси (невеста Бога) Мохиниаттам – это танец-молитва. Его основные темы – это любовь и преданность Богу.
Таким образом, разбор шести танцевальных стилей индийского классического танца показал, как единство их возникновения, так и их отличительные особенности. Единство сюжета в каждом отдельном стиле имеет свою специфику выражения. И, конечно, профессионалы индийского танца сразу же отличают один стиль от другого. Сохраняясь в искусстве Индии одновременно, они обогащают классический танец многообразием пластики, ритма, драматической игры.
1.2 История Катхак: гхараны (школы) в индийском классическом стиле Катхак
Катхак - форма классического танца Северной и Северо-Западной Индии. Своим происхождением танец Катхак обязан сказителям из древней литературы, Катхакам, которые пересказывали Катха, или истории из священных эпосов и Пуран, сопровождая рассказ выразительными жестами и танцем.
Слово "катхак" используется в Брахма Махапуране в значении “танцор”, “актер”, “певец”. Это слово можно найти также в Махабхарате и Натьяшастре. На древнем языке пали слово "катхако" обозначает "объяснение". В непальском языке слово "катхико" значит "тот, кто объясняет" или "учитель". Есть, также версия, что термин происходит от слова “катха” - что означает, в переводе с санскрита, “сюжет”. На языке хинди это слово означает “сюжет”, “история”. Катха кахе со катхак - "тот, кто рассказывает историю, - катхак".
Зародившись в древности в храмах, Катхак стал наиболее популярной формой придворного искусства во времена правления мусульман в Индии. Танец стал больше развиваться в технической части, усложнились ритмы, увеличилось разнообразие пластических движений. Вслед за барабаном танцор отбивает ногами замысловатые ритмы, а кульминацией танца является состязание с барабаном-таблой.
Техника Катхака отличается обилием поворотов, мягкими пластичными движениями рук. В этом стиле мудры (жесты рук) исполняются очень мягко, лишь намекая на те формы, которые отчетливо видны в других стилях.
В этом стиле выражено взаимное влияние индусской и мусульманской традиций. Связь с индуистской религией — в смысловом наполнении. Часто в хореографических темах Катхак используют состояния природы, животных. Очень характерны для Катхака Ванданы – описания Божества, его деяний и взывания к Богу.
Мусульманское влияние — костюм, который напоминает костюмы народов Ирана, Афганистана и Средней Азии. В отличие от других стилей, где танцевальный костюм имитирует задрапированное сари, в Катхаке в костюмах исполнительниц используется длинная юбка-солнце, подчеркивающая стремительность поворотов.
Хореографические композиции в стиле Катках - это представление, имеющее сюжетную линию на основе определенной истории. Основными сюжетами являются индийская мифология и сцены из жизни Богов.
1.2.1 Джайпур гхарана
Джайпур гхарана – одна из трех школ Катхака. Этой школе положил начало самый ранний из известных танцоров катхака Бхануджи, поклонник Шивы и мастер танца Шива Тандава передаваясь от отца к сыну и развиваясь на протяжении много времени, школа привела к современому времини имея сомобытных танцовщиков. одним из ярких представителей данной школы танца на современном этапе выделяется исполнитель Раджендра Кумар Гангани.
В Джайпур гхаране подчеркивается, что абстрактный ритмический элемент имеет гораздо более выразительное содержание, и этому придается очень большое значение, Катхак этого стиля ориентирован на тандава.
1.2.3 Лакхнау Гхарана
Лакхнау гхарана танца Катхак обязана своим происхождением Шри Ишуари Прасаджи, который жил в Ханди Тешил Аллахабада.
1.2.3 Бенарес Гхарана
Бенарес Гхарана – это другое направление джайпурского стиля Катхак, которое достигло расцвета в Бенаресе. Бенарес Гхарана также известен под именем Джанаки Прасад Гхарана. Стиль отличают грация и точность, а также использование танцевальных тактов исключительно для своих ритмических конструкций.
1.2.4 Три разновидности Нритта, Нритья, Натья.
Нритта, или чистый танец - абстрактный танец, состоящий из движений и поз, лишенных драматического содержания. Исполняется непринужденно и весело. Из всех возможных настроений в этом танце может присутствовать только радость. Передать радость - вот смысл танца.
В отличие от других индийских классических танцев, техника чистого танца в Катхаке базируется на очень естественных позах тела и ног танцоров. Так, основная позиция исполнителя Катхака – это выпрямленный корпус и ноги. Для сравнения вспомним, что, например, в Бхарат Натьям одна из основных поз – это араманди или полу-плие с расставленными в стороны коленями и разведенными руками. В стиле Одисси – это трибханги или троекратный изгиб – при этой позе танцор наклоняет шею, изгибается в талии и сгибает колени.
Нриттья - сочетание чистого танца и передача эмоций через жесты и мимику. Нриттья - сплетение разнообразных чувств и настроений. Во время исполнения данного танца зачитываются стихи, а главное - задействованы всевозможные жесты и положение пальцев (хаста) несет смысловую нагрузку.
В индийской культурной традиции их подразделяют на девять категорий, называемых Навараса - девять основных настроений, эмоций. Это:
Шрингара – любовь,
Хасья - радость,
Каруна – сострадание,
Вира – героизм,
Рудра – гнев,
Бхаянака – страх,
Бибхатса - отвращение,
Адбхута – удивление
Шанта – покой.
Каждый танцовщик стремится передать эти эмоции через Бхаву, т.е. внешнее проявление эмоций на лице и в телодвижениях.
Натья - разновидность драматического искусства, то есть представление с танцем или без него. Вообще, строго говоря, это вид драматического искусства. Танцовщик рассказывает историю или развивает какую-то определенную тему. Все три аспекта считались тесно связанными друг с другом и восходили к одной традиции. И действительно, многие элементы танца родились не из строгого следования классическим текстам, а передавались из поколения в поколение через традицию театрального представления.
Информация о работе Стиль Катхак в системе индийского классического танца