Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:04, реферат
Объект исследования: Катхак как один из стилей индийского классического танца.
Предмет исследования: особенности исполнения стиля Катхак, его основные школы и их отличительные черты.
Актуальность темы определила ее основные цели и задачи: основной целью исследования является определение места и значения стиля Катхак, обозначение его специфических особенностей в общей системе индийского классического танца и, вместе с тем, полного раскрытия истории индийского танца для казахстанского исполнителя.
Введение
1. Различие стилей индийского классического танца
1.1 История Развития индийского классического танца
1.1.1 Индийский классический танец: Бхаратанатьям
1.1.2 Индийский классический танец: Катхакали
1.1.3 Индийский классический танец: Одиси
1.1.4 Индийский классический танец: Манипури
1.1.5 Индийский классический танец: Кучипуди
1.1.6 Индийский классический танец: Мохиниатт
1.2 История Катхак: Гхараны (школы) в индийском классическом стиле Катхак.
1.2.1 Джайпур гхарана
1.2.2 Лакнау гхарана
1.2.3 Бенарес гхарана
1.2.4 Три разновидности Нритта, Нритья, Натья.
1.2.5 Оновные эмоции и Хасты (жесты рук)
2. Знаменитые танцоры стиля Катхак
2.1 Раджендра Гангани
2.2 Прерна Шримали
2.3 Биржу Махарадж
2.4 Сасвати Сен
Заключение
Список использованных источников
1.2.5 Оновные эмоции и Хасты (жесты рук)
Язык жестов в индуистском танце ведет свое происхождение из Яджур Веды, символической формулы жертвенных ритуалов. Первоначально жесты призваны были вызывать духовный подъем в ходе церемоний, условно выступая в качестве ритуала. Сложная идеография символов представляла богов.
Индийская танцовщица руками выражает жизнь Вселенной вкладывая множество символов и сюжетов в каждое сложение пальцев и движение рук. Знакомясь с обозначением каждого пальца рук, понимаешь насколько важно для индусов владение жестами и конфигурацией пальцев. И только с этим знанием приходит понимание танцевальной пластики, где движения рук имеют первоначальное значение.
Пальцы выражают 5 основных или главных элементов это Воздух – Вайю, Огонь – Агни, Земля – Присви или Дхуми, Эфир (пространство, небо) – Акаш и Вода – Джала. Все вместе эти 5 элементов называют в Индии Панч Махабхут. Каждый из этих элементов имеет свой характер, свойства, каждый ассоциируется с определенным направлением и формой, цветом, вкусом, запахом и частью дома.
Существует три вида хаст:
1. Асамьюта Хастас - жесты одной руки, несущие определенную смысловую нагрузку.
2. Самьюта Хастас - жесты двумя руками, также имеющие определенное значение.
3. Нритта Хастас - декоративные
жесты, неимеющие
Таким образом, подробный анализ основных семи стилей индийского классического танца показал историю зарождения и особую специфику развития каждого отдельного стиля в зависимости от штата, его природных особенностей и особых человеческих проявлений, связанных с этими объективными характеристиками. Несмотря на некоторые различие проявлений, все они базируются на индусской религии. Стиль Катхак выделяется из этого числа своим обобщением двух религиозных направлений: индусской и мусульманской. Связь с индуистской религией — в смысловом наполнении. Мусульманское влияние отразилось в технике исполнения танца и в костюме, который напоминает костюмы народов Ирана, Афганистана и Средней Азии. Следующим отличительным моментом стиля Катхак от других классических стилей является наличие в нем трех школ, которые будучи объединенные единым стилем отражают узкие, специфические особенности проявления танца.
Глава 2. Знаменитые Танцоры стиля Катхак
Индийская традиция ставит учителя на высшую ступень почитания среди людей Гуру, то есть учитель - самый важный человек в жизни любого из нас. Мать - это самый первый учитель. Когда ребенок начинает подрастать, он учится познавать мир, в котором живет. Он идет в школу, где встречает того, кто учит его жить и понимать окружающее. Так значение учителя в обучении индийскому танцу имеет культовое отношение. Специфика обучения индийскому танцу предполагает тесный контакт с учителем, под его внимательным взглядом на протяжении нескольких часов в день отрабатывается одно или другое движение, и учитель сам определяет, когда движение или поза доведены до своей окончательной формы. Индийский классический танец – это огромный физический труд. Для того чтобы добиться четкого исполнения одного только движения, требуются месяцы упорных тренировок.
2.1 Раджендра Кумар Гангани
Раджендра Кумар Гангани - знаменитый Гуру, исполнитель и хореограф, считается непревзойденным в технике исполнения и постановках стиля Джайпур гхарана по нынешний день. Его техника отличается сложнейшими вариациями движений и необычайной скоростью исполнения различных комбинаций ног и пируэтов.
Раджендра Гангани обладает необычайным шармом, который гипнотически притягивает взор зрителей, публика замиряет от восхищения и полностью растворяется в его танце под звон гунгуру, который заканчивается шквалом аплодисментов и признания его лучшим в стиле Джайпур гхарана.
Постановки Раджендра Кумар Гангани всегда отличались сложной техникой, красивыми разнообразными рисунками и новизной авторских работ.
2.2 Прерна Шримали
Одна из самых выдающихся танцовщиц стиля
Катхак, Джайпур гхарана на сегодняшний
день – Прерна Шримали. Волшебная грация,
виртуозная работа ног, исключительная
абхиная – вот несколько черт, характеризующих
стиль исполнения Прераны-джи. Прерна
Шримали относится к тем редким в наши
дни танцорам Катхака, которые одинаково
сильны в технике и в лирике, обладают
качествами актера и мыслителя, виртуоза
и поэта. В 1995 году Прерна Шримали поставила
танцевально-художественно-
2.3 Пандит Бирджу Махарадж
Пандит Бирджу Махарадж - легендарный танцор и гуру в стиле Лакхнау гхарана. Признанный лучшим, неповторимым и необычайнно талантливым в исполнении абхиная (мимика). Его мастерство перевоплощения в разные персонажи такие как - непослушный маленький Кришна (индуистский бог), девушка, ждущая своего возлюбленного, смелый и благородный Рам (индуистский бог) заставляет зрителя поверить в реальность происходящего. Через технику ног он сочиняет новые композиции на современную тему, к примеру: звуки телефона, поезда, коней, современые диалоги между парнем и девушкой и т.д.
В его творчестве очень заметно мусульманское влияние, оно выражено в жестах, заимствованных из арабских танцев. Больше внимание в танце уделяется движениям запястий, звучанию гхунгру, выражению лица танцора. Вся терминология танца переведена на урду, как результат большого влияния персидской литературы. Нежность и элегантность считаются особенностью этой школы, что особенно отличает танец Бирджу Махарадж.
2.4 Сасвати Сен
Знаменитой, талантливой танцовщицой стиля Катхак Лакнау гхарана является Сасвати Сен. Она стала рассматриваться как одна из непревзойденных учениц Бирджу Махараджа. На сегодняшний день она является одной из выдающихся представительниц Лакхнау-гхараны. Сильнейшей стороной её исполнения является абхиная, которая всегда получала высочайшую оценку у зрителей и критиков. Сасвати Сен является хореографом как отдельных композиций, так и танцевальных драм.
С такими мастерами-исполнителями и знаменитыми учителями древние традиции вновь оживают, а ученики и зрители чувствуют вкус, сладость и величие многовекового искусства индийского классического танца.
Заключение
Таким образом, совершив подробный анализ индийского классического танца и конкретно стиля Катхак, мы пришли к выводу, что данный стиль, несмотря на то, что имеет значительные отличительные качества, является неотделимой частью как индийского классического танца, так и всей индийской культуры. Стиль Катхак отражает эстетику не только данной школы и штата, где он процветает, но и представляет историческое свидетельство целой эпохи правления Великих Моголов.
Это единственный стиль
классического индийского танца, в
котором проявлено взаимное влияние
индусской и мусульманской
Доминирующий стиль танца Катхак – Нритта, чистый танец, отличительной особенностью которого является работа ног. На щиколотках у исполнителей много колокольчиков, как ни в одном другом индийском стиле танца, танцор отбивает ногами целый ряд ритмических рисунков и вариаций. Стиль Катхак способствовал развитию невероятно сложных танцевальных ритмов и отображению этих ритмов посредством движений ног. Часто танцовщик и музыкант соперничали в мастерстве передачи всевозможных ритмов. Это умение – основополагающая часть стиля.
Структура традиционного исполнения Катхак имеет прогрессию от медленного темпа к очень быстрому, заканчивающемуся драматической кульминацией. Характерно для Катхака большое количество быстрых поворотов, мягкие движения рук и акцентированный элемент выстукивания ритмических узоров ногами танцовщицы, на которые намотаны специальные ножные браслеты с множеством колокольчиков – гунгру. Красоту танца Катхак составляют совершенство гармоничных пластических движений рук и изгибов тела, дающих визуальное выражение ритмическим положениям ног. Вариации темпа, пермутации цикла тактов в перекрестных ритмах, быстрые круговые движения и внезапные неподвижные позы – вот техническая сторона Катхак. Текучие движения, грация и уравновешенность являются его эстетическими характеристиками. В отличие от других индийских классических танцев, танцор не выставляет согнутые колени вперед или в стороны и не совершает глубоких наклонов тела.
Особенности исполнения способствует и костюм, который визуально отличает Катхак от других стилей, где танцевальный костюм напоминает сари. В костюмах Катхак используется длинная юбка-солнце, подчеркивающая динамичность поворотов. Макияж, как правило, естественный, с ярко выраженным подчеркиванием глаз.
Важной особенностью стиля Катхак является высокий потенциал проявления индивидуальности исполнителя, богатые возможности для самостоятельной импровизации.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы относительно специфических особенностей стиля Катхак, его достоинств, отличающихся от всех остальных существующих стилей индийского классического танца.
Ими являются:
- основная позиция танцора - естественная на прямых ногах;
- ритм – фундамент этого искусства, акцент стиля в работе ног - таткар - разнообразные и сложные ритмические рисунки, выбиваемые стопами, пятками, носками танцора;
- импровизация - исполнитель Катхака не обязательно подчинен композиции, он, скорее, интерпретатор музыкальной темы, где импровизация становится отдельным номером «джугалбанди»;
- пируэты чаккар - в катхаке множество поворотов и полуповоротов в разные стороны, в композициях можно встретить до нескольких десятков пируэтов;
- декламация слогов (бол) - перед исполнением танцор озвучивает ритмический рисунок;
- необыкновенно плавные движения рук;
- весь рассказ передается через мимический танец. Акцент искусства абхинаи в умении танцора выразить одну тему различными средствами с бесконечными нюансами эмоций;
- в катхаке мягко
сочетаются культура
Данное исследование, предположительно, будет способствовать более глубокому, серьезному подходу в изучении классического стиля индийского танца Катхак.
Список использованных источников
1 Балвант Гарги. Театр и танец Индии. Москва, 1963 г.
2.Dr. Bharti Gupta. Kathak Sagar.
3.Enakshi Bhavnani. The dance in India. 1965.
4.Leela Vankataraman, Avinash Pasricha. Indian Classical Dance: Tradition in Transition. Lustre Press, Roli Books, 2005.
5.Regenald Messey “Indian’s Kathak dance Past, Present, Future” 1999.
6.Leela Venkataraman, Photographs: Avinash Pasricha. The dancing phenomenon Birju Maharaj. Lustre Press, Roli Books, New Delhi 2001.
7.Бирджу Махараджа, Официальный сайт: http://www.birjumaharaj-
8.Тарасова Елена. http://www.apsara.ru/ profile-elena_tarasova.html.
9.Ashish Khokhar. Shriram Bharatiya Kala Kendra A History. Lustre Press, Roli
Books, New Delhi.
10.Ranjana Srivastana. Tantra Mantra Yantra. New Delhi 2004.
11 По материалам книги «Ритмы радости» Лилы Самсон
12.Sunila Kothari. Indian Classical Dance: Kathak. New Delhi.1988.
13.Sunila Kothari. Indian Classical Dance: Bharata Natiyam. New Delhi.
14.Sunila Kothari. Indian Classical Dance: Odissi. New Delhi.
15.Sunila Kothari. Indian Classical Dance: Kathakali. New Delhi .
16.Sunila Kothari. Indian Classical Dance: Manipuri. New Delhi.
17.Sunila Kothari. Indian Classical Dance: Kuchipudi. New Delhi.
18.Sunila Kothari. Indian Classical Dance: Mohini Attam. New Delhi.
19.Bharata Muni, Natya-Sastra, vo. I, Manamohan Ghosh, 2end edn., Granthalaya Pvt. Ltd. Calcutta , 1967
20.Bharata Muni, Natya-Sastra, vols I, 1971; II, 1975; III, 1981, with commentaries Abhinava-bharati, Madhusudai 7 Balakrida, Banaras Hindu University, Varanasi.
21.Г.Саитова и О.Шубладзе. Восточные танцы. Алматы, 2007.
22.Сайт: Индийские герои www.iloveindia.com
23. http://www.indiandance.ru/Ru/
24. http://www.aum.su/news/indian_
25.Галеркина О.И., Богданов Ф.Л. Искусство Индии в древности и средние века.
М., 1963.
26.Гринцер П.А. Основные категории классической индийской поэтики. М., 1987
27.Кабир Хумайюн. Индийская культура. М., 1963
28.Короцкая А.А. Сокровища индийского искусства. М., 1966.
29.Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. М., 1972.
30.Котовская М.П. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии. М., 1982.
31.Ольденбург С.Ф. Культура Индии. М., 1991.
32.Прокофьев С.С. Искусство Индии. М., 1964.
33.Прокофьев С.С. Искусство Индии// Всеобщая история искусств. Т.2. М., 1961.
34.Пугаченкова Г.А. Искусство Гандхары. М., 1982.
35.Рангунвалла Ф. Кино Индии. М., 1987
36.Суворова А.А. У истоков новоиндийской драмы. М., 1985
37.Тюляев С.И. Искусство Индии. М., 1968.
38.Тюляев С.И. Искусство Индии. III тыс. до н.э. – VII в н.э. М., 1988.
39.Челышев Е.П. Сопричастность красоте и духу. Взаимодействие культур
Востока и Запада. М. ,1991
40.Котовская М.П. Синтез искусств. Москва, 1982.
41.Виноградова Н.А., Прокофьев О.С. Искусство Древней Индии// Всеобщая
история искусств. Т.I. М., 1956.
Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі
Т.Жүргенов атындағы Қазақ ұлттық өнер академиясы
Тохтиева Шахризат Аблахатқызы
«Үнді классикалық би жүйесінде Катхак стилі»
6M040600
Ма Мамандығы «Режиссура»
Мамандандырылуы «Хореография режиссері»
Магистр академиялық өнер дәрежесін іздестіруге диссертация
Информация о работе Стиль Катхак в системе индийского классического танца