Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:11, курсовая работа
Термин «поп-арт» в 1965 году ввел в искусствоведческий обиход английский критик Лоуренс Эллуэй, хранитель нью-йоркского музея современного искусства Гуггенхайма. Первотолчком возникновения термина послужило то, что один английский художник вывел на своем полотне слово «рор». В обыденной речи слово «рор» - массовая дешевая и вульгарная продукция.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История возникновения поп-арта как стилевого течения
1.1 Дадаизм, сюрреализм и арт-брют……………………….6
1.2 Абстракционизм и фигуризм в Европе, модернистское искусство в США. Абстрактный экспрессионизм и эстетика неодадаизма…11
1.3 Творчество Джона Кейджа, Мерса Каннингхэма, Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса…………………………………….18
Глава 2. Поп-арт в Соединенных Штатах Америки…………………………...22
2.1 Лоуренс Оллоуэй. Эстетика джанка и конструктивизма, перформансы. Нью-Йорк – абстракция попа…………………………………..25
2.2 Творчество Роя Лихтенштейна, Энди Уорхола и Класа Ольденбурга. …………………………………………………………………….32
2.3 Символика попа и события в Чикаго и на Западном побережье………………………………………………………………………...38
Глава 3. Поп-арт в Европе………………………………………………………44
3.1 Материализм нового реализма. Клайн и концептуализм…………………………………………………………………...46
3.2 «Флюксус» и перформансы. Англия…………………..52
Заключение……………………………………………………………………….57
Список используемой литературы…………………………………………...…60
Вот, например,
американский сюрреалист Джозеф Корнелл.
Всю жизнь человек собирал
случайнее предметы, примерно также,
как путешественники
В период между мировыми войнами сюрреализм был ведущим эстетическим направлением в Европе, но во время и после окончания второй мировой лишь немногие художники обращались в своем творчестве непосредственно к теме разрушительных ее последствий. Одним из них стал виноторговец Жан Дюбюффе.
Дюбюффе
занялся разработкой
Он начал коллекционировать работы примитивистов, душевнобольных и детей, так как, подобно всем сюрреалистам, высоко ценил непосредственность их подхода к творчеству. По мнению Дюбюффе, только этих людей можно считать истинными художниками; все остальные были слишком консервативны и далеки от субъективизма, придающего человеку подлинную индивидуальность. Он был убежден, что только грубая фактура, такая как шлак, из которого он создавал свои скульптуры, в противопоставление отшлифованным бронзам Пикассо, способна полностью выразить новый тип жизненных отношений: отношений распада.
Дюбюффе
и еще несколько художников старшего
поколения, таких как Фрэнсис
Бэкон и Альберто Джакометти, стали
кумирами нового поколения европейских
художников, восторгавшихся их способностью
живо реагировать на перемены в современном
мире. Мне могут возразить, что
непосредственный физический опыт военных
лет не оказал прямого воздействия
на развития поп-арта в Европе хотя
бы потому, что европейские художественные
формы относятся к иным физическим
и эмоциональным
Упаднический
дух, пропитавший европейское
Абстракционизм и фигуризм в Европе,
модернистское искусство в США. Абстрактный экспрессионизм и эстетика неодадаизма
Крепкие
и давние корни абстрактного искусства
в Европе связаны с возникновением
в начале 20 века традиций чистого
искусства. Однако тяжкие испытания, выпавшие
на долю культуры после второй мировой
войны, выдвинули на первый план человека,
его фигуру, согнувшуюся под гнетом
жизненных невзгод. Аналогичная
тенденция, правда, не в такой степени
была характерна для американских абстракционистов.
Несмотря на то, что фигура была принесена
в жертву абстракции, среди абстрактных
экспрессионистов не прекращались споры
вокруг фигуры или «фигуративных
элементов». Этот момент очень важен
для осознания заслуги поп-
Временный
отход художников от канонов своих
движений, выразившийся в появлении
независимых параллельных течений,
способствовал лучшему
Манифестам группы, активным членом которой был голландец Карл Аппель, свойственно разнообразие и явная противоречивость тематики. Весь состав «Кобры» прошел через абстракционизм, но многие художники предпочитали фигуративное письмо. Новизна рожденных на основе абстракции фигур заключалась не только в типичном для авангардной живописи элементе необычности, но и в том, что таким образом удавалось выразить суть послевоенной ситуации. Фигуризм и абстракцию «Кобра» подкрепила выразительностью мазка, неистовостью света, элементами вульгарности, заимствованными от арт-брют восхищением бытовыми предметами, а также наивной чувственностью детей и примитивистов. Неразборчивый подход к искусству распространился по всей Европе и, несмотря на отсутствие послевоенной разрухи, многие из этих идей получили распространение в США.
Ярким примером выражения полной изоляции и отчаяния являются агонизирующие и обособленные фигуры на картинах Фрэнсиса Бэкона. Более тщательно выписаны фигуры земляка Бэкона, Луциана Фрейда, который не входил не в одно движение, но от чьих персонажей веет холодом и отчуждением, словно от мясных туш.
Иногда субъективность подразумевает просто присутствие на месте события, и для Фрейда бытие, о котором рассказывают его фигуры, заключается в «абстрактных» свойствах краски как физического материала. Осознание этого факта помогает понять, как в европейском и американском искусстве 1960-х фигуры могут становиться предметами, а предметы фигурами.
За исключением энтузиазма и шутовских кривляний узкого кружка художников, прибытие в 1915 году в США лидеров европейского дадаизма, Пикабиа и Дюшана, осталось практически незамеченным. Внедрение в сознание американцев элементов европейского модернизма превратилось в долгий и трудный процесс, проходивший с переменным успехом и завершившийся в конце 1920-х полной победой великой депрессии и консервативных форм. Ман Рэй, один из немногих американских дадаистов, отчаялся ждать прихода в США дорогих для него европейских ценностей и в 1921 году уехал за границу.
Выставка 1913 года в нью-йоркском Арсенале стала ареной столкновения американского консерватизма и прагматичного реализма с самовлюбленным европейским модернизмом. Доморощенные кадры одержали победу местного значения, но в конечном итоге потерпели неудачу на международных экспозициях. Нельзя сказать, что в период первой мировой войны в Америке не было собственных модернистов. В полотнах и философских концепциях Джорджии О’Кеффи и Артура Доува или в фотографиях Поля Стрэнда явно видны попытки связать абстрактную образность европейского модернизма с интересом к природе и реальному миру. Гибрид абстракции и модернизма оказался столь плодотворным, что на протяжении всей первой половины 20 века традиционалистские течения в США не сумели заглушить идею модернизма, которой принадлежит заслуга зарождения поп-арта вообще и многих его форм в частности.
Трудно
переоценить влияние, оказанное
на молодое поколение
Совершенно
иная, спокойная уравновешенность присуща
черно-белым фотографиям
При всем том такое видение уникально типичным для Америки консерватизмом. Как американскому модернизму межвоенного периода, так и послевоенному поп-арту присуща двойственность – их явный исторический радикализм в перспективе четко вписывается в наиболее консервативные традиции американской культуры, превозносящей права личности, благополучие и деловую схватку. Исконный консерватизм американцев проявляется на всех этапах развития авангардных идей как в период государственных запретов 1930-х, так и в подчинении личности общественным табу 1960-1970-е годы, чему примером подавленный гомосексуализм Энди Уорхола.
Полномасштабную
революцию в области искусства
произвели абстрактные
По мнению многих именно абстрактный экспрессионизм встал на пути у формирующегося поп-арта. Как раз с этой точки зрения можно рассматривать огромные героические полотна, чьи творцы восприняли, а затем преобразовали классические традиции европейского модернизма – кубизм, экспрессионизм и сюрреализм в своеобразный американизированный авангард. При этом они не отошли от общего направления развития уникальной американской культуры, что одновременно связывало их с ее прошлым и будущим.
Художники
Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Клиффорд
Стилл и Марк Ротко восстали против
традиционного для Америки
Движение не собиралось отворачиваться от популярной культуры в поисках чего-то более возвышенного и мистического. «Примитивная» улыбка знаменитых «Женщин» из цикла Виллема де Кунинга изначально складывалась из журнальных вырезок сигаретной рекламы и наклеивалась прямо на холст, что можно считать интересным продолжением попыток связать кубизм с массовым искусством, предпринятых Стюартом Дэвисом за тридцать лет до этого.
Возможно, не стоит удивляться, что многие представители так называемого второго поколения американских абстрактных экспрессионистов, работавшие в 1950-1960-е годы, в частности Грейс Хартиган, увлеклись комбинированием абстракции и экспрессионизма с фигурами нью-йоркских прохожих. Так же, как их европейские коллеги, правда, в несколько иной тональности и смысловой направленности, они смешивали фигуризм, экспрессию и абстрактный модернизм, создавая эффект модифицированного реализма. Новая реальность человеческой фигуры приобретала качество некоего шифра, где реализм человеческого существования в условиях «вульгарной и стремительной американской жизни» подчеркивался не только использованием человеческой формы, но и самим стилем.
Американские и европейские художники 1960-х получили от своих предшественников человеческую фигуру в искаженном и девальвированном виде. Трансформированные фигуры американских абстрактных экспрессионистов не имеют, на первый взгляд, ничего общего с образами, встречающимися во многих творениях поп-арта, однако с концептуальной точки зрения эта разница не ощутима.
В свое время абстрактный экспрессионизм выглядел как реакция озлобленного неудачника на конформизм и материализм послевоенного американского общества людей нового типа в серых фланелевых костюмах. Но при этом абстрактный экспрессионизм оставался идеологией художников старшего поколения, разбирающихся в истории европейского искусства не хуже своих заокеанских коллег.
Герой Джеймса Дина в фильме 1955 года «Восставший без причины» чем-то напоминает отчаянного нонконформиста Джексона Поллока, только Дину шел третий десяток, когда Поллоку стукнуло уже 43. В то время как Поллок выбрал себе имидж ковбоя из Вайоминга, ходил в рабочих сапогах и ездил на обшарпанном грузовичке, актер сыграл роль представителя одновременно городской и молодежной культуры материалистических 1950-х.
В том
же году американский поэт Аллен Гинзберг
написал поэму «Вопль», которая
стала гимном противников духовного
и материального конформизма. Отчаяние
поэта, возможно, было вызвано настроениями,
царившими в нью-йоркской художественной
школе, но его звучные каденции возвестили
появление новой волны, Чем-то напомнив
гром театральных барабанов
По своему
характеру эта молодежная субкультура
«битников», авангард от авангарда, в
корне отличалась от культуры старшего
поколения. В искусстве она