Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:11, курсовая работа
Термин «поп-арт» в 1965 году ввел в искусствоведческий обиход английский критик Лоуренс Эллуэй, хранитель нью-йоркского музея современного искусства Гуггенхайма. Первотолчком возникновения термина послужило то, что один английский художник вывел на своем полотне слово «рор». В обыденной речи слово «рор» - массовая дешевая и вульгарная продукция.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История возникновения поп-арта как стилевого течения
1.1 Дадаизм, сюрреализм и арт-брют……………………….6
1.2 Абстракционизм и фигуризм в Европе, модернистское искусство в США. Абстрактный экспрессионизм и эстетика неодадаизма…11
1.3 Творчество Джона Кейджа, Мерса Каннингхэма, Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса…………………………………….18
Глава 2. Поп-арт в Соединенных Штатах Америки…………………………...22
2.1 Лоуренс Оллоуэй. Эстетика джанка и конструктивизма, перформансы. Нью-Йорк – абстракция попа…………………………………..25
2.2 Творчество Роя Лихтенштейна, Энди Уорхола и Класа Ольденбурга. …………………………………………………………………….32
2.3 Символика попа и события в Чикаго и на Западном побережье………………………………………………………………………...38
Глава 3. Поп-арт в Европе………………………………………………………44
3.1 Материализм нового реализма. Клайн и концептуализм…………………………………………………………………...46
3.2 «Флюксус» и перформансы. Англия…………………..52
Заключение……………………………………………………………………….57
Список используемой литературы…………………………………………...…60
Как только вы попали в жернова системы, считайте, что слава у вас в кармане, даже если ее продолжительность нельзя гарантировать. Но не является ли это сутью системы, как заявил в часто цитируемой фразе Уорхол? Каждый должен иметь право хотя бы на несколько минут славы.
Затем возник до сих пор не разрешенный вопрос, в самом ли деле Уорхол верил в это или его искусство и эстетика были только позой критикана системы звезд. Однако, художник уже успел отстраниться от выбора «или-или» примерно так как информационная культура дистанцировалась от критиков. Уорхол жил своей жизнью и занимался искусством, и это был выбор и отношение к искусству, соответствующее великому уравнивающему механизму, в рамках мира, опутанного коммерцией. Вы можете быть знаменитым и в то же время обыкновенным, если попадете в обусловленную временем рамку.
В отличие от дадаистов и даже Раушенберга, предмет сам по себе больше не удовлетворял художников поп-арта; теперь он являлся лишь отправной точкой. Всю риторику о роли предметов они воспринимали как базовый урок, достойный повторения, что обобщил пророк массовой культуры Маршалл Маклуган: «средство есть, где содержание. В мире, где упаковка имеет большее значение, чем содержимое ящика, обращение к самой вещи больше не имеет смысла. Суть лежит на поверхности и не стоит углубляться в дебри истины. Как сказала бессмертная Гертруда Штейн о Лос-Анджелесе: «Ничего такого там нет». И это изменило природу мира. Это сделало предмет, используемый в смысле реального мира, всего лишь ярлыком на пакете для потребителей. Вся власть пакету!»
Клас
Ольденбург активно участвовал в
организации хеппенингов и
Предметы Ольденбурга имитировали мир достаточно приблизительно, и эта приблизительность выпирала из них наружу. Он создал гипсовые пирожные, вроде тех, что заполняли витрины киосков с газированной водой, и кафетериев, служивших рекламой Америки как края изобилия, и покрыл их яркими, веселенькими, дешевыми эмалевыми красками. Рынок стал моделью, после того как Ольденбург превратил витрину своей студии в Манхэттене в «Магазин» и прикрепил к предметам ценники дешевой распродажи, какие используются в универсальных магазинах и на овощных рынках. Смех – лучшее лекарство, и Ольденбург, как свидетельствуют его рисунки, считал себя клоуном. Но его клоунада вполне соответствовала идеям и тенденциям развития европейского модернизма.
Небольшие муляжи продовольственных товаров и предметов одежды к 1968 году превратились в огромные матерчатые набивные версии своих прежних жизней. Теперь посетители галереи бродили среди кусков торта в рост человека и сшитых из парусины гамбургеров, расставленных прямо на полу. Такие конструкции мог оценить любой ребенок; и в самом деле, казалось, что все это сделано ребенком, в маленьком мирке которого доминируют увеличенные предметы.
Увеличение было важным элементом трансформации. Как дань уважения реалистам, чьи идеи вместе с идеями примитивистов доминировали в его родном Чикаго, Ольденбург намеренно использовал шокирующие размеры, чтобы освободить зрителя от оков любых априорных мыслей об «искусстве» или предмете. В отличие от сюрреалистов это были чизбургеры, а не опоэтизированные предметы; это были вульгарность и смех до колик, которые соответствовали атмосфере нью-йоркских улиц и любимой художниками беззаботности городской жизни. При этом предметы не теряли своих переходных свойств, так как возникли из детских воспоминаний Ольденбурга и прошли через фильтры самооценки и эротики.
Ольденбург
любил рисовать, и во многих его
рисунках прослеживается тема метаморфоз,
часто в сочетании с
К 1965 году
в творчестве Ольденбурга наступил
период ярко выраженной чувственности,
и он занялся изготовлением
Тогда же Ольденбург увлекся возведением крупногабаритных монументов, существовавших раньше только в его голове и эскизах. С конца 1960-х и до последних дней он сооружал их, если не всегда там, где ему хотелось, то хотя бы именно в тех масштабах, которые ему нравились. О том, что местоположение предметов выбиралось не случайно, можно судить по его неосуществленным работам, - например ледяному бару посреди нью-йоркской улицы или плавающему двойному унитазу для загрязненной Темзы в Лондоне, - таким невероятно смешным в эскизах, а значит, и по концепции, какими они могли стать в действительности. В этом американском клоуне было много от Дюшана и дадаистов.
Символика попа и события в Чикаго и на Западном побережье
Художники
поп-арта буквально опутали зацикленную
на символах культуру собственной символикой,
и некоторые из них особенно отличились
в этом. Джеймс Розенквист, основной
профессией которого было создание масштабных
афиш, смешивал в своем творчестве
очевидную откровенность
Еще более
очевидна символика Роберта Индианы,
чьи стремительные и
Аллан д’Арканжело отошел от своей ранней социальной сатиры, чтобы показать, как резкий стиль абстрактной живописи может быть спроецирован на извечную слабость американцев к автострадам и дорожным знакам.
В картинах Тома Вессельмана тоже присутствуют элементы шедевров американской упаковочной промышленности, от овощных до сексуальных. Его натюрморты домашних интерьеров и консервированных продуктов часто включали «реальные» пластиковые холодильники и столы, символизирующими мир, где стираются границы между коммерческим фактом и домашней реальностью. За материалом для инсталляций художникам не нужно было ходить дальше ближайшего универмага или овощной лавки. Серия «Великих американских ню» Вессельмана напоминает завуалированную порнографию в мужских журналах, а абстрактное выпячивание эротичных частей безликих женских тел низводит образ американской женщины до сексуальных шифров, предназначенных для разжигания и удовлетворения мужских сексуальных фантазий. Бичевание или восхваление? Этот вопрос всегда сопутствовал поп-арту.
Нью-йоркский
поп-арт питался соками культуры,
главным признаком которой
Заведомо
уступающие Нью-Йорку по масштабам,
но не настолько скованные
Было бы смешно пытаться свести крупный урбанистический художественный центр к одной-двум идеям, но все же послевоенный Чикаго дал приют разнообразным и при этом родственным идеям этнографического искусства Восточного полушария, европейского экспрессионизма и сюрреализма. Концепция «арт-брют» Дюбюффе была с энтузиазмом воспринята чикагцами 1950-х, которые в конце 1940-х получили здоровую дозу европейского экзистенциализма и повернулись лицом к жесткому искусству, исторически тяготевшему к фигуративизму. В Нью-Йорке ничего подобного ожидать не приходилось.
Все 1950-е
годы Х.С. Вестерманн, изначально член
команды чикагских имидж-
Для молодых
художников, восторгавшихся чрезмерной
«непосредственностью»
Вирсум, Грин и Натт часто использовали одобренный каламбурами грубый подростковый сексуальный юмор, который имеет сходства, но и высмеивает европейские традиции конкретной поэзии через фонетически вольные, но рифмованные нескладушки на уличном сленге.
Графической мозаичной простоте чикагской группы противостоят акварели Глэдис Нильссон, чьи названия и концепции взяты из бурного потока массового уличного сознания и пропитаны сложными текстурными чудесами биоморфных форм, бороздящих море сюрреалистической фантазии на «Желтой подводной лодке» квартета «Битлз». Другой художник, Эд Пашке, причисленный к чикагским имажинистам, развлекался тем, что поверх прилизанной графики демонстрировал безукоризненную академическую технику натурального письма образов представителей культуры ночных улиц – наркоманов, проституток и бродяг. Порой его стилизация несет не меньшую смысловую нагрузку, чем тематика.
Сознание
«провинциальности» Чикаго, часто заложенное
в фразе «второй город Америки»
Стиль и тематика лос-анджелесского поп-арта определялись всеобщим преклонением перед скоростными автострадами, бегом трусцой и Голливудом, однако подход местных художников не был столь своеобразен, как у их коллег из Сан-Франциско.
В серии
«девочек» Мела Рамоса преобладают
прилизанные обводы и окрашенные
пульверизатором поверхности в
духе рекламы шикарных авто и мотоциклов,
прославляющие пышущих
Гораздо более сложными выглядят надписи и заправочные станции Эда Руша. Слова как основа реального бизнеса и информационной культуры, всегда играли в поп-арте важную роль, но Руша отыскал в буквах собственный вариант реальности. Семиотика слова или выражения приобрела реальность в культуре, где уровни значимости накладывались друг на друга. Цикл Руша, посвященный заправкам компании «Стандард ойл», стал эмблемой американского культа дорог и корпоративной стандартизации, универсальным критерием культурной грамотности. Помимо прочего, своеобразие стиля – чистые, резкие контуры и красные, белые и черные цвета – символизирует провал утопических обещаний русских конструктивистов 1920-х.