Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:11, курсовая работа
Термин «поп-арт» в 1965 году ввел в искусствоведческий обиход английский критик Лоуренс Эллуэй, хранитель нью-йоркского музея современного искусства Гуггенхайма. Первотолчком возникновения термина послужило то, что один английский художник вывел на своем полотне слово «рор». В обыденной речи слово «рор» - массовая дешевая и вульгарная продукция.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История возникновения поп-арта как стилевого течения
1.1 Дадаизм, сюрреализм и арт-брют……………………….6
1.2 Абстракционизм и фигуризм в Европе, модернистское искусство в США. Абстрактный экспрессионизм и эстетика неодадаизма…11
1.3 Творчество Джона Кейджа, Мерса Каннингхэма, Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса…………………………………….18
Глава 2. Поп-арт в Соединенных Штатах Америки…………………………...22
2.1 Лоуренс Оллоуэй. Эстетика джанка и конструктивизма, перформансы. Нью-Йорк – абстракция попа…………………………………..25
2.2 Творчество Роя Лихтенштейна, Энди Уорхола и Класа Ольденбурга. …………………………………………………………………….32
2.3 Символика попа и события в Чикаго и на Западном побережье………………………………………………………………………...38
Глава 3. Поп-арт в Европе………………………………………………………44
3.1 Материализм нового реализма. Клайн и концептуализм…………………………………………………………………...46
3.2 «Флюксус» и перформансы. Англия…………………..52
Заключение……………………………………………………………………….57
Список используемой литературы…………………………………………...…60
Творчество Джона Кейджа, Мерса Каннингхэма, Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса
В конце 1930-х Джон Кейдж был признанным лидером нью-йоркского музыкального авангарда. Как и его учитель, композитор Арнольд Шенберг, Кейдж занимался разработкой путей отхода от традиционных форм мелодии и гармонии. Шенбергу принадлежит заслуга преобразования современной музыкальной композиции путем отказа в своих аранжировках от усиления тональной направленности. В свою очередь Кейдж создал систему так называемого «препарирования фортепьяно», чьи дисгармонии предсказать было не возможно, и, кроме того, начал использовать записанные на пленку аудиофрагменты. В 1940-е он закрепил свой уход от канонов знакомством с Дюшаном и Каннингхэмом и обращением к дзен-буддизму.
Кейдж признавал факт случайности в творчестве, однако, не в том смысле, в котором это делали сюрреалисты. Случай он связывал не с попыткой проникнуть в подсознание художника, а скорее с восприятием реальной ситуации вокруг зрителя или «художника». По словам Кейджа, он вполне был доволен своим существованием, но остальным следовало внимательней смотреть по сторонам и воспринимать жизнь такой, какой она есть, вместо того чтобы пытаться изменить ее.
К началу
1950-х Кейдж увлекся гаданием на
монетах и палочках тысячелистника,
проверяя значение выпавших элементов
по китайской «Книге перемен», пытаясь
таким образом найти
Подобным
образом Мерс Каннингхэм, знакомый
с Кейджем с начала 1940-х, когда
еще танцевал в труппе Марты Грэхем,
занимался расширением
Каннингхэм
и Кейдж отказывались смешивать
музыку и танец в единую систему,
Выделив каждому виду искусства
собственное поле деятельности и
позволяя им сосуществовать, не сливаясь
воедино. Каждому танцору, как каждой
ноте, Предоставлялись равные права
в пределах беспорядочного ассамбляжа,
соответствующего скорее дадаистской
концепции одновременности, чем
навязыванию линейной повествовательности
или кульминационной
Как Кейдж
и Каннингхэм, Роберт Раушенберг в
начале карьеры пытался внедрять
подобные идеи в область изобразительного
искусства. В конце 1940 – начале 1950-х
он тесно сотрудничал с Кейджем,
а позднее с труппой
Усложнение, в дюшановском смысле слова, предметов окружающего мира происходило главным образом не за счет художественной трансформации, а благодаря органическому сращению. Проще говоря, компоненты изобразительного искусства уподобились элементам новой «музыки» и нового «танца»; отдельные элементы свободно, не мешая друг другу, распределялись по просторному полю картины, скорее позволявшей зрителю погрузиться в окружающий мир, чем запиравшей его или ее в священном огороженном уголке, именуемом искусством. Как говаривал Раушенберг: «Я пытаюсь просунуться в узкую щелку между двумя стенами (т.е. искусством и жизнью)».
В комбинированных
картинах оставалось место образам,
но предпочтение отдавалось найденным,
а не созданным предметам. В работах
постоянно присутствуют случайные
цветные мазки, напоминающие о связи
с автоматическим письмом абстрактных
экспрессионистов, но, в отличие
от их приверженности к эстетике, Раушенберг
никогда не позволял стилю или
линии подавлять или
В начале 1960-х он увлекся гравюрами, шелкографией и масштабными картинами, часто комбинируя все вместе, образы для которых в изобилии можно было почерпнуть из почтовых открыток и журналов, а также из мира новостей, науки и искусства. Его работы сконструированы из готовых образов и сохранили хаотическое ощущение визуальной бомбардировки повседневной жизни. Они не рассказывают о какой-то одной конкретной вещи, а представляют часть непрерывного спектра изобилия, повторений и расчленений бытового существования в новой, насыщенной образами культуре.
В этом суть культуры поп-арта, которую канадский социолог Маршал Маклуган охарактеризовал в изданной в 1964 году книге «Средства понимания» как мир, где доминирует рассеивание репродукции. Согласно знаменитому афоризму Маклугана, средство выражения уже выражения уже выражает смысл и содержание.
Намного
быстрее пришел успех к другу
и коллеге Раушенберга, Джасперу
Джонсу, который руководствовался аналогичными
принципами, но применял их более систематично.
Джонс намеренно выбирал
Творчество Джонса представлено в основном циклами работ, отправными точками которых избраны тривиальные образы или системы, В реальном мире позволяющие классифицировать, внести ясность или определить направление, - географические карты, цифровые последовательности, измерительные инструменты, - но превращенные им в ложные путеводители. Однозначность карт и чисел сводилась им на нет, но не раньше, чем зритель получал достаточно информации для определения характера предметов.
Творчество Джонса служит как бы языком используемых нами «смысловых» систем и одновременно эффективным средством их уничтожения, переделки или извращения смысла. По сути, его задача сводится к измерению измерительных приборов. С точки зрения возродившегося дадаизма, это не просто бессмыслица, но попытка оспорить критерии определения разумности окружающего нас мира.
Многие проблемы поп-арта были впервые подняты Раушенбергом и Джонсом, но решались ими по-разному. Несмотря на постоянные попытки критиков причислить их к поп-арту, оба категорически отрицали свою связь с движением. И они были правы. Американский поп-арт многим обязан этим художникам, но не может тягаться с ними в том, что касается широты постановки вопросов.
Поп-арт в Соединенных Штатах Америки
Поп-арт не был художественным движением в смысле существования группы единомышленников или четко определенной концепции. Не было никакой организации или собраний, не было манифестов или призывов к объединению вокруг конкретного направления развития искусства, не было даже группы друзей-единомышленников, встречавшихся поболтать за выпивкой, как это делали абстрактные экспрессионисты.
Не было ничего, кроме независимого творчества отдельных, кое-что слышавших друг о друге индивидуалов, нескольких центров в пределах Нью-Йорка – часто такими центрами становились их студии – и серии художественных представлений, которые точнее всего было бы назвать «концептуальными перфомансами», посещаемых меняющейся средой художников и их друзей. Никто понятия не имел о так называемом движении, и казалось, никого не волнует перспектива приведения в порядок того, что выглядело просто как группа людей, демонстрирующих несхожие взгляды на природу культуры, которая сама находилась на распутье. И все же оба исходных положения – реформирование культуры и тесная привязка искусства к жизни – были новыми, радикальными и существенными, что повлекло за собой далеко идущие последствия.
Среди многочисленных толкователей поп-арта существует общее мнение относительно его связи с драматическими событиями, ознаменовавших смещение пластов в устоявшихся западных культурах 1960-х. В Соединенных Штатах к ним часто причисляют социальные беспорядки и переоценку ценностей: протесты против войны во Вьетнаме; образование активной контркультуры, основанной на идеализме молодости; развитие самосознания феминистского движения. Однако, история поп-арта началась задолго до этих событий, более того, американский поп-арт в своем развитии опирался на существовавшие ранее многочисленные элементы контркультуры, противостоявшие могущественному миру технологии и рекламы. В то же время, проникнутые духом противоречия деятели контркультуры пестовали поп-арт, отвергнутый большинством критиков.
Без сомнения,
присущая большинству движений социальной
совести критическая
Что касается
сторонников контркультуры, то они
приняли игру за издевательство. В
системе, которая, похоже, обходилась без
индивидуальных ценностей, смех был
одновременно самым дешевым и
наиболее действенным оружием людей,
мирные протесты которых выливались
в марши и сидячие
По мере того как после второй мировой войны США становились супердержавой и вместе с ними набирало силу национальное абстрактное искусство, американские художественные критики возвели американский абстракционизм на мировой пьедестал. Но поп-арт вошел в моду, в частности рыночную, без всякой поддержки критиков и тем самым развенчал миф о их безоговорочном авторитете в вопросах оценки и поддержки художников. Власть в мире искусства ускользнула от критиков к владельцам галерей, коллекционерам и директорам музеев и фактически остается в их руках до сих пор. В рамках культуры, которая училась по новому воспринимать визуальное, критиками стали сами художники и их образы.
Поп-арт одновременно критиковал и пропагандировал искусство в его модернистском проявлении, как критиковал и пропагандировал культуру, в которой зародились радикальные перемены. Каждый получил возможность «наесться поп-артом до отвала»; на место культурного условия ситуационного выбора «или-или» впервые выдвинулся принцип «и это тоже». Но каковы были основные характеристики культуры, которую поп-арт превозносил и критиковал, в чем заключалась суть попа?
Лоуренс Оллоуэй. Эстетика джанка и конструктивизма, перформансы. Нью-Йорк – абстракция попа
Лоуренс Оллоуэй, родившийся в Англии, художественный критик, которому принадлежит авторство термина «поп», первоначально использовал применительно к английским движениям 1950-х, а потом расширил его до охвата ранних комбинированных картин Раушенберга, а также перформансов и инсталляций американских художников периода 1959 по 1961 год. Слово «популярный» в данном случае означало принятие этими художниками антропологической ориентации и признание широкого круга артефактов человеческой культуры сферой деятельности искусства. Лишь впоследствии, с 1961 по 1964 год, поп-арт оформился в то, чем он является по сей день: в искусство, черпающее непосредственно из источников коммерческих масс-медиа (средств массовой информации), или что, возможно, точнее, из источников в новом феномене «культуры масс-медиа».
Для Оллоуэя
сфера влияния нью-йоркских деятелей
поп-арта ограничилась изобразительным
искусством, их первоисточником стали
масс-медиа, а те в свою очередь
превратились в более ограниченный
источник идей по сравнению с тем,
который он имел в виду, когда
впервые употребил термин в Англии.
В итоге Оллоуэй оставил Нью-
До 1961 года различия между широким и узким пониманием термина признавались только в Нью-Йорке, но постепенно распространилось на Средний Запад и Западное побережье США и Европу; узкое определение трансформировалось в понятие «нью-йоркский поп-арт», и таким образом обширный квартал насыщенных и сложных видов искусства был подведен под упрощенную, аляповатую крышу поп-арта. В этой главе ограниченное понятие нью-йоркского попа, часто принимаемого за основную линию, выделено отдельно от разнотипных вариаций, возникших в Нью-Йорке, Калифорнии и Чикаго; третья глава пытается разобраться в европейской путанице.
Теория исторических фаз Оллоуэя хороша при описании нью-йоркской сцены периода вхождения в моду предметов, перформансов и инсталляций, которыми отмечено раннее развитие поп-арта, сменившееся после 1964 года более специфичным и ограниченным набором интересов. Обе фазы имеют много общего, но в то же время социальные обстановки, утвердившиеся в Чикаго, кое-где на Западном побережье и в Европе легко различимы по широте и примитивизму, сохранившемуся от ранних идеалов.
Нью-Йоркские скульпторы приняли джанк как естественное продолжение найденных предметов дадаиста Дюшана и мусорной свалки, признанной Дюбюффе логическим источником художественных форм послевоенного периода.