Вятская народная тряпичная (лоскутная) кукла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:16, творческая работа

Описание

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Народная мудрость гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя
Стать полноценным человеком, любящим своих родителей,
свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Содержание

Введение
1. Характерные особенности русской и Вятской народной тряпичной (лоскутной) куклы, их виды.
2. Вятские мастерицы по изготовлению народной тряпичной куклы.
3. Классификация Вятской народной тряпичной (лоскутной) куклы.
4. Изучение технологии изготовления Вятской тряпичной (лоскутной) куклы.
Заключение
Используемая литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Вятская народная тряпичная - копия.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

 

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение


« Средняя общеобразовательная школа

с углубленным  изучением отдельных предметов  № 37» город Киров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« ВЯТСКАЯ  НАРОДНАЯ  ТРЯПИЧНАЯ (ЛОСКУТНАЯ) КУКЛА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Толмачева Полина Андреевна,  класс 4 «Г»

 

Руководитель: Шатунова  Тамара Игоревна, преподаватель


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

2011 год

Оглавление

Введение

3

1. Характерные особенности русской и Вятской народной тряпичной (лоскутной) куклы, их виды.

4

2. Вятские мастерицы по изготовлению народной тряпичной куклы.

12

3. Классификация Вятской народной тряпичной (лоскутной) куклы.

14

4. Изучение технологии изготовления Вятской тряпичной (лоскутной) куклы.

16

Заключение

18

Используемая  литература

20

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

На  Руси  долгое  время  существовали  домашние  традиции: рукоделие (вышивка, ткачество, вязание), строгое воспитание детей  через рассказы матери и отца,  совместное празднование праздников,  обряды рождения ребенка, благословения  на важные дела,  совершение обряда союза семьи. А игрушка была одним из тех средств, с помощью которых старшее поколение передавало,  а младшее перенимало,  сохраняло накопленный жизненный опыт. Игрушка была средством связи с культурным  наследием,  прототипом  народной  мудрости.

В настоящее  время весь мир охвачен так  называемой «модой на куклу». Всё больше кукол коллекционируют, всё больше появляется мастеров, а с ними и  различных новых технологий. Кукол  изготавливают из пластика, папье-маше, дерева, глины. Чаще всего, мы видим куклу, выполненную из пластика или резины, а так же у них есть волосы и даже лица. То есть, первоначальная функция куклы забыта и утеряна.

И, конечно же, на волне этого кукольного ажиотажа не могла не всплыть и не показаться русская тряпичная кукла. В разных районах на Руси   называют ее по- разному тряпичная, матерчатая, лоскутная кукла, но способ изготовления один тряпица или лоскуток материала. Сейчас ее начали изучать, устраивать выставки, обучающие мастер - классы. Любой человек, более или менее интересующийся русской тряпичной (лоскутной)  куклой, посещающий выставки, фестивали и конференции может сказать, что всё-таки куклы чем-то отличаются – одни одеты более детально, другие нет. Одни больше похожи на человека, другие только напоминают образ и символичны. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Актуальность темы. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Народная мудрость гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Без знания своих  корней и традиций своего народа нельзя

Стать полноценным  человеком, любящим своих родителей,

свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Наше сегодняшнее  желание знать, какой же была народная  игрушка, как ею играли и что она  значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и  естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Цель: Изучить историю возникновения и развития ремесла по изготовлению рукотворной куклы в Вятке на примере тряпичных (лоскутной)  куклы ) и знакомство  с технологией изготовления таких кукол.

Объект исследования:  Народная  кукла.

Гипотеза: У меня есть беспокойство, что первоначальная функция народной  куклы забыта и утеряна. Традиционная Вятская  народная кукла уходит, уступая место авторским куклам, по сути - сувенирам, и  не может считаться традиционной народной куклой.

Задачи  исследования:

1.Изучить   историю русской  и Вятской   народной тряпичной (лоскутной)  куклы, их виды.

2. Познакомиться с работами   Вятские мастерицы по изготовлению народной тряпичной куклы.

3. Классификация   Вятской народной   тряпичной (лоскутной) куклы.

4. Изучение технологии изготовления Вятскую тряпичную (лоскутную)  куклу.

5.  Методы  работы:

5.1.посещение  книжных магазинов с целью  классификации книг, брошюр Вятских  мастериц.

5.2.сравнительный  анализ литературы по изготовлению тряпичной куклы. 

5.3. практические  методы: изготовление  тряпичной  куклы из лоскутков.

5.4. фиксирование  образцов на фото.

1. Характерные особенности русской и Вятской  народной тряпичной (лоскутной) куклы, их виды.

Удивительно  похожа  история возникновения кукол у разных народов .

Их объединяет не  только происхождение (игровые куклы везде  возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности  и родительской опеке, в почитании предков. На Вятской земле кукла имеет многовековую историю. Появившись в далёком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований.

В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте.

«При всех этнографических  различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали ещё и на четыре стороны света.» Целостность их конструкции обеспечивается свертыванием ткани и связыванием деталей нитками.

В Кировской  области до сих пор можно обнаружить таких кукол у старейших жительниц сел и деревень.

Изучив литературу и  посетив музеи и выставочные  залы,  поняла, что нужно различать сделанные старожилами традиционные подлинники, место, которым в музее, и авторское творчество на основе народной традиции. С этой целью посетила 10 книжных магазинов  чтобы найти книги или брошюры Вятских мастериц, и не в одном такой литературы не оказалось.

Сравнила две  самые  популярной книги  о народных тряпичных куклах   с целью  найти упоминание о Вятской тряпичной кукле: Галина и Мария Дайн  « Русская тряпичная кукла» и Елена Берстенева, Наталья Догаева «Кукольный сундучок».

Анализ показал, что в книге  Галины  и Марии Дайн  « Русская тряпичная кукла» только 1 упоминание  о Вятской кукле.

У Елены  Берстеневой,  Натальи Догаевой « Кукольный сундучок» из 111  страниц – 5раз упоминается о Вятской кукле , из них только  2 фотографии, сделанные по вятской технологии.

???  Вывод:  недостаточное освещение в литературе традиций Вятских кукол.

В народном быту наиболее распространённой игрушкой была кукла. Она была в каждой крестьянской семье, в иных избах их было до сотни! И неудивительно — тряпичных кукол дети начинали «вертеть» с пяти лет.

Свёртывали  в «скалку» (трубочкой) кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой — вот и готова простейшая кукла. Теперь её можно «рядить». Наряжали куклу с большим старанием, знали, что по ней судят о вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки. Самые красивые лоскуты ситца, яркого кумача, китайки берегли на кукольный костюм. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу.

В семье же, для  своих детей, куклы "вертели" обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом.

Даже головные уборы кукол напоминали настоящие. Их расшивали галуном, украшали шёлковыми цветными лентами, блёстками, бусинами. Но интересно, что при самом тщательном исполнении одежды куклы оставались безликими. Безликость — это следы древней «оберёжной» роли куклы, когда игрушку боялись полностью уподобить человеку. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и становилась опасной для ребёнка, а безликая считалась предметом неодушевлённым и не могла ему повредить.

Русская тряпичная (лоскутная) кукла и Вятская тряпичная (лоскутная) кукла включает в себя несколько сформированных традицией. В зависимости от конструкции, технологии, материалов, местных диалектов тряпичные куклы делятся на типы: «закрутки», «столбушки», «навертки», «скалки», «скрутки», «живульки».

Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине ХХ века в деревне и малых провинциальных городках. Принципы изготовления народной игрушки - лоскутной куклы:

Использовать  простейшие конструкции кукол. Употреблять в дело любой имеющийся под рукой лоскут. Строго следить за правилами экономии материала. В работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, обшивок материи.

Виды  кукол:

Тряпичная ( лоскут) кукла (закрутки или  столбушки)- рванки несшивные подрозделяются:

- обереги (от болезней  нечистой силы)

- обрядовые  –(к троице. Пасхе)

- игровые   куклы( традиционные, костюмные )

Высота кукол  в основном определяется примерно так:

  • локтевые куклы - от локтя до конца среднего пальца; (от слова «локоть» — древнерусская мера длины, 38— 46 см),
  • вдоль ладони - от конца среднего пальца до запястья;

поперек ладони – то есть на ширину четырех пальцев  руки или их иногда называют пальчиковые  куклы – то есть размером со средний  палец.

Назначение кукол:

Обереговые куклы.


В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

У всех обережных  кукол есть объединяющие правила:

-для изготовлении  куклы нельзя пользоваться ножницами  и иглами – ткань рвется и связывается;

- нельзя «рисовать»  лицо на куле, поскольку верили, что через глаза в куклу  может вселиться злой дух, а  также то, что если у куклы  есть лицо, то на нее, как  на образ ребенка, можно наговорить.

Кукла предназначалась  для конкретного человека или семьи, несущая обереговый смысл. Нередко обереговая кукла, изготовленная ребёнку была и игровой (женская суть, зольная, кукла на полене). Куклу как правило делали из ткани, золы – то что было ближе к дому и роду. Если кукла имела не только обережный, но и обрядовый характер, то размер локтевой, и более маленький. Чем интимнее назначение, тем меньше. Интересно, что берегини не покупаются, а выкупаются.

 Человек  ищет свою  Берегиню рассматривая  большое количество кукол. Одна  или несколько куколок подадут знак ,что они хотят жить в его доме. Понять это можно по чувству, возникшему к определенной Берегине.  Можно даже мысленно увидеть,где именно она хочет стоять. Выбирающий сам определяет ценность куклы. Забирая Берегиню, человек должен оставить на ее месте выкуп: деньги, продукты, вещи.

Информация о работе Вятская народная тряпичная (лоскутная) кукла