Вятская народная тряпичная (лоскутная) кукла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:16, творческая работа

Описание

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Народная мудрость гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя
Стать полноценным человеком, любящим своих родителей,
свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Содержание

Введение
1. Характерные особенности русской и Вятской народной тряпичной (лоскутной) куклы, их виды.
2. Вятские мастерицы по изготовлению народной тряпичной куклы.
3. Классификация Вятской народной тряпичной (лоскутной) куклы.
4. Изучение технологии изготовления Вятской тряпичной (лоскутной) куклы.
Заключение
Используемая литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Вятская народная тряпичная - копия.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

Навивая нитку, загадывали будущее  ребенку, наделяя его разными  добрыми качествами – «…пусть  будет здоровым, смелым, сильным, умным…». Видимо именно эта трубочка- закруточка  считалась оберегом, хотя и остальное тоже делалось по определенному канону. Лоскутки брали из тех, что были  собраны в узелке, не пользовались ни ножницами, и иголкой.

Особое внимание уделяла мастерица постановке руки  при работе. При каждом скручивании и раскручивании указательные пальцы поднимали вверх. Своего рода гимнастика для рук.

Трубочку держали в  левой руке, а витки только что  спряденной нитки делали правой. Знали, какой размер нужен нити:  брали ее длинную , цельную и пока куклу не сделают нить не обрывают. Один ( свободный) конец нити  брали равным   длине  куклы как бы фиксируя ее - это позвоночник. Считалось, что у вятичей это уязвимое место.  Дальнейшая работа  ниткой тоже  имеет свою особенность. Свободным концом обматываем шею, только по часовой стрелке и обязательно четное количество раз. Туловище обматываем той же ниткой нечетное количество раз, только против часовой стрелки. (Фото 7 -8)

Голова у Вятской   тряпичной куклы   не круглая, она сделанная из закрутки поэтому плотная . Как говорила  Осипова Нина Васильевна своим ученицам, а мне мой преподаватель : « Хоть одна извилина у куклы, да есть.» (Фото 9).

Личико одевали  в платочек, чтобы лобик был  прикрыт. «Да ушки закрыть.»  Как  носили женщины.  Куклы которые  использовались в игре  для  детей  до 7 лет  косы не плели.

При изготовлении куколку не выпускают из руки до окончания работы. (Фото10).

Таким образом, изучив историю возникновения Вятской тряпичной куклы   поняла:

-изготовление  тряпичной ( лоскутной ) куклы  – это ремесло, потому что  в основе ее изготовления лежит  ручной труд, это рукотворная  работа и Вятские мастерицы  чтут  ее.

-куклу не  выпускаем из рук пока не окончим работу.

-каждая куколка  создавалась с определенной целью,  имела свое название, свою историю,  свой обряд приготовления; 

-голова делается  из закрутки,  личико одеваем  в платочек, используем одну длинную  нитку, особая постановка пальцев. 

- тряпичные  куклы- были самые разные, но  одно у них было общее: у  таких кукол не было лица; и  не называли их именами людей.

- Тряпичную   куклу изготавливают без иголки (и даже без ножниц);

-большое значение  играла ткань для изготовления  куклы (старая или новая, из чьей одежды, цвет, узор);

- важным было  и то, кто именно изготавливал  куклу; 

- часто, изготавливая  такие куклы, читались молитва,  приговоры; 

Заключение.

Традиционная  тряпичная кукла переживает подлинное  возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.  И хотя эти куклы без лица, они, как и другие изделия декоративных народных ремёсел, по словам русского академика Д.С. Лихачёва:

« представляют собой индивидуальное лицо культуры и имеют особое значение для познания и осмысления собственной старины, истоков собственной национальной культуры».

Кукла- знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фиксирует  время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с тряпичными  куклами мы учимся  общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Мы не просто привыкают к куклам – они привязываются к нам, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается  сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения  и воли своего создателя. Первый и самый популярный способ изготовления куклы  – Скручивание. При таком способе, сначала берется основа, лоскуток, тряпица или другой похожий материал, а сверху на эту основу «надевался» сарафанчик или фартук. Обязательно в таких куклах – платок на голове.

Следующая кукла, правда, мы ее привыкли видеть теперь  в другом варианте, но иногда она  изготовлялась из различных лоскутов. Эта всем известная вятская дымковская игрушка. Ни одна Масленица не проходила без своей традиционной куклы, которую в последствие сжигали под песни и пляски.  Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной тряпичной куклы.

В итоге исследования  выявлено следующее:

·была изучена  история традиционной русской  и  Вятской народной куклы и ее виды

·освоена технология выполнения;

·изготовлено  методическое пособие последовательности выполнения куклы;

·изготовлены  образцы;

Выводы: 

1. История возникновения кукол удивительно  похожа  у разных народов. На Вятской земле тряпичная кукла имеет многовековую историю, она сохранила отголоски древнейших представлений и верований.     Тряпичные куклы на  Вятской земле в старину, играли огромную роль:

    • они были участницами многих праздников и обрядов;
    • были оберегами;
    • являлись символами счастья, добра, благополучия  и продолжения рода;
    • ребенок, играя с ними, приобщался к культуре и традициям своего народа.

2. Куклы разных регионов при всем внешнем сходстве и близким способам изготовления внутренней первооснов, имеют существенное различие в технологии изготовления, что позволяет без труда определю Вятскую  тряпичную куклу.

3. Традиционная  кукла  - это  интересная фигурка  имеющую простые и  гениальные  средства выражения и изображения,  но и предмет народного искусства.  В исследовательской работе  было  выявлено  12 основных  Вятская кукла  затрагивающие основы воспитания детей найдены  единично встречающиеся   упоминание  о  тряпичная куклах:

«Куклак» - бойцовая кукла. 

4. Исследование показало, что моя гипотеза оказалась  не верной. В  Кировской области сохраняются традиции по изготовлению народной тряпичной куклы. Однако,  в книжных магазинах не представлены  книги и брошюры с их  опытом . Редко встречаются выкладки в Интернете. Пропагандировать же народную куклу – дело плодотворное. Освоение традиционных технологий служит интенсивным стимулом для развития  творчества.

 

 

 

Используемая  литература

1.Агаева Ирина  Владимировна. Живая старина №  4  1996г., Народное творчество, №№ 2, 4 2001 г.; 4 2002г.; 2, 3 2003г.;

2.Берстенева  Е. Дагаева Н. Кукольный сундучок. Изд. Белый город . Москва

3. Дайн Г.Л., Дайн  М.Б. Русская тряпичная кукла.  Культура, традиции, технология. Изд.: Культура  и традиции, 2007. – 120 с.

  1. Денисова Татьяна. История тряпичной куклы

5.Комарова  Светлана,   Катушкин   Максим.   Кукольные   люди.   Санкт

       Петербург, Абрис 1999г., 128с. 12.

6.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды  и традиции. Народная кукла. –  СПб.: «Паритет», 2005. – 240 с. 

8.Осипова Нина. НТ № 3 2003г. 

9.Семёнова М.  Мы – славяне! : Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 560 с.

10.Соловьева    Л.Н.    Русский    сувенир.    Игрушка.        Москва   2002г.,

11. Троянова  Ксения. Кукла из глубины веков 

12.Семёнова М. Мы – славяне! : Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 560 с.

13.Федорова Н.Н.  Традиционная игрушка севера: куклы,  олени. Синкретичный характер  игрушки; типология. Тюменский  музей изобразительных искусств. Выпуск 4. Тюмень: ООО «РГ «Проспект», 2006.

14.Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru. –2008.

15.Русские обрядовые  куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. –2008.-

16.Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008. - 20

17. Славянская  доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru.- 2008. - 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Русские народные  обереговые куклы.

«Ангел - хранитель» делался из белой ткани с обязательным наличием крылышек и нимба;

«Берегиня» - такие куклы помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы. Они передавались по наследству от матери к дочери.

«День - Ночь» - оберег дома днем и ночью - две связанные вместе куклы из белой и синей ткани. Кукла утром висела над кроватью светлой стороной, а на ночь переворачивали на темную сторону.

«Вепсская кукла» - традиционная народная кукла (народности проживающей ныне на территории Карелии) которую делали из старых материнских вещей без применения ножниц и иголок, чтобы жизнь ребенка не была «резаная и колотая» До рождения малыша эту куклу клали в колыбельку младенца, чтобы согреть ее.

«Пеленашка» - кукла-младенчик в платочке, запеленатый в пеленку и обвит свивальником, который перекрещивается на этой кукле нечетное количество раз и выполняет роль оберега. Такая кукла была оберегом при родах. Ее подкладывали в постель к стонущему мужу, исполнявшему роль роженицы для отвлечения злых сил от новорожденного. Чтобы обмануть злые силы, «пеленашку» клали в колыбель к младенцу, где она находилась до крещения ребенка. После крещения кукла убиралась на хранение вместе с крестильной рубашкой. Подобные «пеленашки» изготавливались и как обрядовые - ее клали новобрачной на колени, для того чтобы к женщине приходила материнская сила (детородная сила), а также они изготавливались как игровые куклы. В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленутый. В основе правил изготовления куклы - «пеленашки» лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что сродным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения. Пеленашка или кукла-младенчик имеет обереговую конструкцию. Кукла дается в ручку ребенка в качестве естественного массажера, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не "сглазить" ребенка говорили про куклу: "Ой, до чего кукленок-то хорош!"

«Бессонница» - куклу изготавливали из двух лоскутов ткани, когда без видимой причины младенец начинал плакать. Мать, чтобы успокоить и защитить от злых духов дитя, быстро сворачивала куклу и кидала в колыбель, приговаривая: «Сонница - бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой...»

«Кострома» - эта кукла отвлекала на себя злые силы при посещении дома «ряженными» на Масленицу и была оберегом. Куклу выставляли в окно перед приходом гостей. «Кострома» - женское воплощение плодородия, в древности так назывался языческий обряд. Во время празднества «Кострому» - огромное чучело из дерева или соломы, ряженое в белые одежды и украшенное зеленью, сжигали, т.к. огонь считался очистительной силой.

«Столбушка» Выполнялась тугая скрутка из ткани (высота с кулак), повязывался плат и фартук. Закладывали под наличник окна или в сруб при постройке избы.

«Лечебная» кукла от колик и болей была распространена в Великом Устюге. При ее изготовлении ткань и нитки рвались руками.

12 «кукол - лиходеек» или «лихоманок»: «Аввареуша», «Глазея», «Глухея», «Желтея», «Каркуша», «Ледея», «Немея», «Огнея», «Отпея», «Пухлея», «Трясея», «Храпуша» - в одних губерниях они олицетворяли, по народному поверью, иродовых дочерей (обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней); в других губерниях говорилось: «Кто спит под вечер в феврале, тот наспит «Кумоху». Кумохой крестьяне называли весеннюю простудную лихорадку - представляя ее лесной дородной женщиной, которая имела 12 послушных ей сестер. Сестры нападали с различными хворями на расслабившегося человека. Самым опасным днем был день на Тараса Трясуна -22 марта. В этот день Кумоха с сестрами входила в полную силу, и уберечься от них можно было только заговорами. Во время заговора изготавливали магическую куклу, чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса вязания куклы ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и с последним словом завязывала на кукле последний узел. Заговоренные куклы ставились рядком за печкою и хранились до праздника Пресвятой Богородицы - 7 апреля. Накануне Благовещения, ночью, куклы сжигались вместе со старыми соломенными постелями.

Известна еще  одна очень древняя обереговая кукла, которая изготавливалась из волос: когда женщина остригала свои волосы, то собирала их в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

У каждой хозяйки  в доме в «красном углу» была куколка. Красный угол –то есть красивый; так назывался угол, в котором стояли иконы   и обережные вещи -первый рушник, крестильная рубашка .Когда в семье случались ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куколкой «выметала сор из избы». Это был не материальный сор, мусор, а сор, из-за которого происходят ссоры в доме.

Информация о работе Вятская народная тряпичная (лоскутная) кукла