Вятская народная тряпичная (лоскутная) кукла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:16, творческая работа

Описание

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Народная мудрость гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя
Стать полноценным человеком, любящим своих родителей,
свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Содержание

Введение
1. Характерные особенности русской и Вятской народной тряпичной (лоскутной) куклы, их виды.
2. Вятские мастерицы по изготовлению народной тряпичной куклы.
3. Классификация Вятской народной тряпичной (лоскутной) куклы.
4. Изучение технологии изготовления Вятской тряпичной (лоскутной) куклы.
Заключение
Используемая литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Вятская народная тряпичная - копия.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

Слава о вятских  мастерицах  была общеизвестна, и  сейчас Вятский край считается одним  из крупных центров народных промыслов и ремесел. На Вятской земле кукла имеет многовековую историю. Появившись в далёком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В наше время возрос интерес к куклам наших прабабушек. Современных людей начали интересовать народные обряды, культурные традиции, домашние предметы, сделанные штучно, с душой, руками мастеров, а не на огромных фабриках. Сейчас рукотворные куклы переживают второе рождение. Краевед, этнограф и искусствовед – могут только обсудить, описать и проанализировать, а создаёт куклу  мастер.

В селах и  городах мастерят ее рукодельницы, создаются клубы, организуются выставки. Мы с гордостью можем сказать, что в нашем городе есть мастерицы, у которых богатый опыт в создании тряпичных (лоскутных ) кукол.

      Первыми возглавили работу по распространению своего опыта среди кировчан стали Нелли Ивановна Касимова и Нина Васильевна Осипова.

 Нелли Ивановна Касимова- знаменитая мастерица Вятского края, объехавшая всю глубинку нашей страны .  Нелли Ивановна - автор 27 методических рекомендации по обучению технике изготовления кукол. Мастер по созданию этнических кукол: «Куклы, которые я нахожу в районах, описаны в брошюрах, аналогов такой литературы нет в мире - я создала эти пособия сама».   « Как много в этом красивом и простом деле мудрости народа: знание и понимание психологии детей, семьи, взаимоотношений между поколениями. Это теперь пишутся книги, создаются психологические центры, есть возможность посетить консультации специалистов, хотя, если не была бы потеряна (уничтожена) связь с нашим прошлым - многих проблем просто не было». ???(14) Проводит она бесплатные занятия с пенсионерами, инвалидами, методистами детских садов, детьми разных возрастов. В настоящее время в коллекции   Н.И.Касимовой уже тысячи разнообразных кукол и композиций, посвященных героям народных сказок и мифов. Немало изделий побывали почти во всех уголках России и странах мира, были экспонатами пятидесяти выставок. Практикует она и куклотерапию. Знакомство с врачами-неврологами побудило её вести занятия по шитью кукол с больными, страдающими сердечными и психическими заболеваниями. Мастер из Кирова уверена, что изготовление подобных кукол очень благотворно влияет на здоровье и детей, и взрослых. Это, по ее утверждению, своеобразная формотерапия. Ведь обереговая куколка делается из множества квадратных лоскутков.

Приглашают вятскую кукольницу проводить мастер-классы и в Санкт-Петербург, Нижний Новогород, Салехард, Тверь, Кострому. Звали даже в Калифорнию.

Осипова  Нина Васильевна в свое время принимала  опыт по обучению у Касимовой Нелли Ивановны.

Тряпичные куклы она называла "завертышами" и буквально из нескольких обрезков материи, из шарфа или из носового платочка в минуту могла "скрутить" маленького человечка. В своих воспоминаниях  Нина Васильевна  пишет ,как росла на окраине города, в коммунальном бараке, ведь Киров долгие десятилетия оставался городом ссыльных. Там с детишками занимались разные добрые старушки, среди которых особенно запомнилась ей бабушка Агафья:   « уж очень красивые и добротные делала она куклы для малышей. И что самое интересное, бабушка вязала куклы обязательно из трех кусочков материи и говорила: "Так надо, это наша, вятская...".

Нина Васильевна  первая  поняла, что куклы могут отличаться по манере изготовления, материалу, но их вполне можно классифицировать. И когда она стала все "раскладывать по полочкам", то перед ней во всей глубине раскрылись подлинное значение кукол для жизни и мудрость народа, все это придумавшего:

« - Природа никогда не позволит нам забыть некоторые вещи, то сокровенное, главное, что таится в, казалось бы, простом. И вот эту простоту мы с подругами, кажется, начинаем понимать...».

Она  уверена, что изготовление подобных кукол  очень благотворно влияет на здоровье и детей, и взрослых. Это, по ее утверждению, своеобразная формотерапия. Ведь обереговая куколка делается из множества квадратных лоскутков.

Нина Осипова, народный мастер, г. Киров: «Когда ребенок  создает свою куклу, он создает мыслеобраз той игрушки, которая ему крайне необходима. Он вкладывает в нее определенный смысл - мыслеобраз. И кукла ему служит, дает отдачу: выравнивают энергетику ребенка».

В декабре 2001года в городе Кирове открылся центр для  детей-инвалидов «Истоки» с целью  возрождения вятских традиций в изготовлении рукотворной куклы. При центре был организован клуб «Вятушка». В клубе занимаются необучаемые дети и подростки-инвалиды. На занятиях они изучают прошлое нашего края, познают секреты мастерства, а главное – забывают о своих болезнях и недугах, чувствуют себя полезными обществу. С января 2005 года работает клуб « Берегиня» на базе библиотеки №11 имени Овидия Любовикова. В уютном читальном зале Нина Викторовна Клабукова рассказала нам о работе клуба, познакомила с многообразием кукол, показала свою коллекцию кукол и пригласила на мастер-класс.

 В Художественном  музее имени братьев Васнецовых  работает кружок «Народная кукла»  под руководством Обуховой Ирины  Андреевны. У этой мастерицы  большая коллекция рукотворных  кукол. Есть среди них любимая кукла – «мамушка-нянюшка».

В Приказной  избе работает с детьми и делится  секретами своего мастерства Мамонова Татьяна Сергеевна. На этих занятиях дети не только изучают истоки ремесла  изготовления рукотворной куклы, но и получают первые навыки рукоделия.

В июне 2009 года в городе Кирове создан «Музей русского народного быта «Вятское обережье». Его цель – изучение, возрождение и развитие ремесел нашего края. Мы узнали, что в музее можно сотворить своими руками оберег для себя и дорогих тебе людей. Руководителем мастерской народной куклы является Ветошкина Маргарита Леонидовна. Маргарита Леонидовна училась у мастерицы  Нины Васильевны Осиповой. Мне посчастливилось стать ученицей Ветошкиной  Маргариты Леонидовны.  

( фото 1 , 2.) Во время занятий   по обучению тряпичной кукле Маргарита Леонидовна много рассказывает о Вятских традициях, о технологии  изготовления кукол.

    Таким образом, тряпичная народная кукла и в нашем городе переживает второе рождение. У куклы очень интересная современная жизнь. А возрождение ремесла по изготовлению рукотворных кукол в Кирове, которое началось в начале 90-х годов XX века, сейчас в полном рассвете. Хорошо, что традиции и ремесла, рожденные золотыми руками вятских мастериц, продолжают жить.

 

3 .Классификация Вятской народной тряпичной(лоскутной) куклы.

Вятская кукла  – это 12 основных кукол с разным назначением и для детей разного  возраста.  Эту классификацию  выделила Нина Васильевна Осипова. Мастер обратила  внимание на традиционную куклу – не только как на интересную фигурку, имеющую простые и  гениальные средства выражения и изображения, но и как на предмет народного искусства, затрагивающие основы воспитания детей.

1. Первую куколку  делали младенцу, она так и  называлась: ??"младенчик". Куколку-младенчика на Вятке делала женщина перед родами между схватками. Всего нужно сделать было 7 куколок . Эти младенчики – для ребеночка.

             В люльку клали, чтоб глаза  отводил, коли кто заглянет.

             За платочек клали, который на дитя повязан, когда гулять на улицу ходили. Раньше говорили: «Ой, какой кукленок!» Отсюда повелось. Никогда не хвалили ребенка, чтоб не сглазить.

          Давали в ручку ребенку.

  ??? 2. Нянюнка.-. До рождения малыша эту куклу клали в колыбельку младенца, чтобы согреть ее. (Фото 3)

3.  "Отдарок  за подарок"- следующая традиционная  кукла. Когда ребенок вырастал  настолько, что переставал писаться, мальчика одевали в штаны, а  девочку - в сарафан; после этого  они уже не могли называться "дитятей", а становились "парнем" или "девкой -  3 года.".   Но за этот подарок дети должны были в ответ подарить "отдарок", куколку, которую они изготавливали самостоятельно при незначительной помощи бабушки. (Фото 4-5)

4. Следующая по сложности кукла,  которую осваивал деревенский  ребенок, - "закрутка", она делалась из трех квадратных лоскутков. Ко всему прочему такая кукла являлась еще и личным оберегом.

5.  Столбушка   Вятская. 

Раньше  эта кукла была обрядовая сейчас она перешла в разряд игровых. ( фото 6 )

6.  Более старшие дети мастерили  "крестьянские" куклы, изображавшие женщин с ребенком или мужчин. Делались они уже из множества лоскутков. и, в сущности кукол для игры в семью.

7.Веснянка.

Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую  делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень  яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу. Веснянка является оберегом молодости и красоты

8.Зайчик на  пальчик.

Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника.

9.Кувадка. 

Предназначалась эта кукла для самых маленьких. Куватки – это игрушки, сделанные без единой жёсткой детали и без шитья иголкой. Она ни в коем случае не может навредить ребёнку. Таких кукол целой гроздью подвешивали над колыбелькой младенца.

10.Жгутиковая .

Кукла игровая, отличается от конструкции других кукол, тем, что для выполнения руки и ноги (одновременно) скручивается туго, туго полоска ткани, складывается пополам и оба конца придерживаем вместе, дав возможность скрутиться полоске в жгут (как бы скрученная веревка).

11.Ангел.

Ангел-хранитель - это обережная кукла, хранит дом  и человека, которому его дарят. На Руси ангела делали на пасху для  себя и своей семьи, а также  дарили друзьям и знакомым.

12.На выхвалку- 4 куклы. 

 а). Девка  простоволоса ( при изготовлении   девочек 7 лет учили рукоделию и плести косы).

 б). Невеста (девичья краса , повязка)

в). Женщина( на голову завязывался повой , фартук)

г). Нарядная кукла( по этой кукле определяли готова ли девушка   невестится). В этой кукле можно было использовать новые  не использованные ткани.

Таким образом, куколку без платочка делали ребенку  до года, ребенок подрастал - делали платочек, потом передничек. Надоедало - одевали пальтишко. И когда ребенок уже умел шить, украшали бисером. То есть эта кукла дает огромное воспитательное значение, прививает любовь к труду и развивает способности ребенка. (Приложение 5).

С наступлением зрелости куклы не забывались. Были в старину и женские куклы, называли их "Параскевами".  Параскева-Пятница - всеобщая покровительница женщин и ремесел. Всего на сегодняшний день Нине Васильевне известны 12 видов "Параскев". Они разные, но цель у них одна: защитить женщину от сглаза, помочь ей.

Были "Параскевы" многорукими и многоногими - чтобы  женщина везде успевала. Они похожи на каких-то индийских божеств, что напоминает о наших общих арийских корнях. Были и "Параскевы" в форме креста, на крестовине, как на руках, несущие полотенца - дар "защитнице". "Параскев" украшали по своему вкусу, наряжая их обрезками ниток, пуговицами, булавками и прочими отходами рукоделия.   Размер "Параскевы" зависел от величины семьи.

Маргарита Леонидовна рассказывала, что  Нина Васильевна считает, что обыкновенная игольница на стене современной квартиры - тоже разновидность "Параскевы.

Лоскутная барыня.

Недавно, по интернету , познакомившись с технологией изготовления лоскутных барышень руководителя кружка  Светланы Трегубовой.  Я попробовала сделать из лоскутков дымковскую барышню. В изготовлении юбочки барыни применила технику "крэзи". Хотя это и не соответствует народной технологии изготовления тряпичной куклы.  Лоскуток к лоскутку и получилась яркая юбочка. Затем прическа, шляпка, аксессуары. У меня в руках появилась дымковская игрушка только из лоскутиков. Дымку всегда люблю, всегда восхищаюсь ею.

При анализе литературы и работе в интернете  нашла упоминание о тряпичной кукле « Карамелька. Вятская губерния». Только в книге « Кукольный сундучок «описана тряпичной куклы Куклак  -  не встречающаяся  ни  где кукла из Вятки. Куклак- бойцовая кукла  использовалась для старших парнишек .У этого куклака обязательно  должна быть шапка.

4. Изучение технологии изготовления Вятской тряпичной (лоскутной)  куклы.

Каждый тип кукол рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности.  В исследовании обратила внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном сходстве и близким способам изготовления внутренней первооснов, (а именно общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получалось, будто скульптурка из твердого материала) имеют существенное различие в технологии изготовления.  На первый взгляд кажется что все тряпичные куклы одинаковые и если есть различия только в одежде. Это не так,  теперь я без труда определю Вятскую  тряпичную куклу  от куклы другого региона.

Вятская женщина, или мастерица, брала лоскутки, зажигала свечу, творила молитву и скручивала трубочку из ткани, как можно туже. Рассказывали, что в некоторых районах эту трубочку скручивали-раскручивали 6 раз и только 7-ой раз оставляли и заматывали ниткой. Таким образом, в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 – символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз – тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

Информация о работе Вятская народная тряпичная (лоскутная) кукла