Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:16, творческая работа
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Народная мудрость гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя
Стать полноценным человеком, любящим своих родителей,
свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Введение
1. Характерные особенности русской и Вятской народной тряпичной (лоскутной) куклы, их виды.
2. Вятские мастерицы по изготовлению народной тряпичной куклы.
3. Классификация Вятской народной тряпичной (лоскутной) куклы.
4. Изучение технологии изготовления Вятской тряпичной (лоскутной) куклы.
Заключение
Используемая литература
Приложение
Каждому из нас
в жизни приходиться
В русских сказках, где герои идут за своим счастьем, своей участью, им помогают волшебные вещи, сказочные герои и божества. Мы тоже мечтаем иметь такого могущественного помощника, друга, с которым легче и интереснее будет жить, и преодолевать невзгоды. Таким другом на Руси были куклы.
В каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол-закруток (кукол-мотанок). Они служили оберегами жилища, детей, сна, хозяйства, имели культовое, обрядовое назначение и в то же время были самыми распространенными детскими игрушками. Делали их из одежды близких родственников.
Обереговые куклы были безликими, недоступными для вселения в него злых недобрых сил. По народным поверьям кукла « с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для человека, а «безликая» кукла считалась предметом неодушевленным и не могла навредить, поэтому следили, чтобы в колыбельку не попала кукла с лицом. Кукла должна была приносить благополучие, здоровье, радость. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Такие куклы могли передаваться по наследству (в сказке о Василисе - Премудрой кукла переходит от матери к дочери).
Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. ……..Раньше в семье был обычай - когда женщина узнавала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку без ножниц и иголки (чтобы жизнь ребенка не была "колотой" и "резаной"). Сделает куколку, уложит в люльку и обе они уже ждут, когда появится дитя. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребенок и играет в свою первую куколку-оберег. (Приложение 1)
Обрядовые куклы.
Куклам приписывались различные волшебные свойства. Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.
Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.
Безусловно, обрядовые куклы не были детской игрушкой, а хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини, и поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Столь же важно было создание даже в детских играх женских фигур. Куклу «невесту» или «бабу» изготавливали, стараясь ее нарядить и украсить, а если нужна была кукла - «жених» или «мужик» - то могли взять просто щепочку. Куклу перевязывали косым крестом. Косой крест (сокральный) - это традиционный знак земли и плодородия, заклинание жизни и женского чадородия. «Перекрещены» большие и малые куклы «закрутки» и «крестушки», условные «столбушки» и натуральные ляльки с руками, ногами и «живым» лицом. Лен - воспринимался в традиционном сознании как волосы земли и поэтому был аналогом человеческих волос при изготовлении куклы.
Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России). Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла.
Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы. Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.
А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зернушку". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети. Вплоть до XX века кукла сохраняла не только архаичный вид, но и свое магическое значение: должна была способствовать получению богатого урожая, приплода, удачному замужеству, рождению детей. И, если дети особенно много и усердно «крутили» тряпичных кукол, то предсказывался новорожденный, а небрежное обращение с куклами предвещало болезнь. Кукла должна была даровать женщине способность к деторождению, поэтому куклы одни из самых главных участников свадебного обряда. И сегодня мы видим украшенные нарядной куклой свадебные «поезда», это дошедший до нас отголосок древнего обряда, связанного с охраной рода. Особая бережность в обращении с куклами, заботливое хранение их в определенном месте, стремление сберечь до замужества и передать своим детям - не что иное, как сохранившееся почитание женского божества.
Зольная кукла
Самые первые куклы (как давно это было - я не знаю, наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Как это не странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, и после совершения обряда переходила в разряд обереговых. Была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. На более раннем периоде зола бралась из зольной кучи, которая располагалась рядом с домом. Чем выше была зольная куча, тем богаче был дом, так как это значило, что в этом доме готовится горячая еда. В эту кучу также выбрасывали рыбьи и птичьи кости, поэтому для изготовления зольной куклы зола из этой кучи. (Приложение 2)
Многие даже составили кукольный народный календарь и пользуются им. На уборку урожая делают куклу-жницу, на Покров — «рябинку», на Святки — «коляду», на Крещение — «креапушку», к Пасхе мастерят «праздничную» куклу, к Егорню Вешнему- «пастушка», на весенний посев- «плодородие», к Троице — «Семика» и «Семичиху»... Все эти куклы имеют разное географическое происхождение и порой другое значение. Используемые как праздничные сувениры, они образуют красивую, но этнографически недостоверную мозаику, рекламную лоскутную картинку, далекую от подлинной народной жизни. (Приложение 3).
Игровые куклы
На Руси, да впрочем и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Названия кукол очень просты и наивны. Люди, что видели, что делали - так и называли. Такое мышление вообще характерно для людей древней славянской культуры.
Тряпичная (лоскутная, матерчатая) кукла - простейшее изображение женской фигуры. Образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: «Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда» . Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной . белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала ХХ века оставались для деревни дорогим и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особо ценились красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу.
В семье же, для своих детей, куклы "вертели" обычно из старого тряпья.. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой и оберегом. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, их называли «кукла на выхвалку», то есть ею хвалились перед подружками, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Это отношение не от того, что игрушек мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре. Игрушка была не только мудрым учителем в жизни, не только другом и спутником, но и оберегом. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
Так же, самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него. Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", то есть. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.
Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной. (Приложение 4).
Очень интересной находкой для меня стала тряпичная кукла -Убоженька .
Убоженька - игровая тряпичная кукла. Изображает убогую старушку или юродивую: большая голова, маленькое туловище, тоненькие ножки, на ногах лоскутки ткани, ручек нет. Делалась для развития в детях нравственных качеств. Играя этой куклой у детей воспитывались такие качества как сострадание и восприятие людей такими, какие они есть.
При изучении литературы эту куклу впервые увидела в работах Татьяны Миловановой. Эта кукла показалась мне очень странной. Но упоминания о ней в Интернете действительно встречаются.
Таким образом, тряпичные куклы, в старину, играли огромную роль:
тряпичные куклы дают большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка и фантазии.
2. Вятские
мастерицы по изготовлению
Информация о работе Вятская народная тряпичная (лоскутная) кукла