Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:05, курсовая работа
Конкуренция - неотъемлемое свойство рыночной экономики. Устойчивость экономического развития, уровень использования производственного потенциала, удовлетворение спроса населения на продовольствие в немалой степени определяются развитием конкуренции и формированием здоровой конкурентной среды в сельском хозяйстве. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях продолжающегося, стремительного роста производственных издержек, глубокого диспаритета цен, монополизации и криминализации агропродовольственных рынков, демпинговых поставок продовольствия из-за рубежа.
характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);
наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
степень доступности экономической информации.
Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).
Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень доступности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем соседе-фермере конкурента, который мог бы повлиять на реализацию его продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен. Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей. На рынках продуктов, которые производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну.
Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции.
Теперь рассмотрим основные черты совершенной конкуренции.
При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе эти стороны совершенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно тому, как любая капля воды состоит из гигантского числа крошечных атомов.
При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких изменений. Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. Это значит, что продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т.е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-субститутами). Экономический смысл этого положения таков: товары столь похожи друг на друга, что даже малое повышение цены одним производителем ведет к полному переключению спроса на продукцию других предприятий.
Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они - мелкие фирмы. В истории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов и ремесленников, когда по закону производить и продавать товары в городе мог только член гильдии (цеха).
Напротив, типичное для совершенной конкуренции отсутствие барьеров или свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.
Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли, если это не соответствует его интересам. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.
Последнее условие существования рынка совершенной конкуренции состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что то же самое, при наличии совершенной информациии о рынке.
Вышеперечисленные условия фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.
1.3 Понятие и сущность конкурентоспособности региона, отрасли, предприятия, продукции
Анализ состояния экономики российских предприятий показывает, что их функционирование в условиях непредсказуемости, характерной для сегодняшнего периода, и быстро меняющаяся конъюнктура рынка, прежде всего, зависят от такого организационного начала, которое могло бы смягчить негативное воздействие окружающей среды. Важно также, чтобы внутренние возможности предприятия отвечали требованиям внешней среды, что может быть достигнуто с помощью обеспечения конкурентоспособности.
В настоящее время понятие конкурентоспособности активно используется в анализе теоретической и практической проблематики функционирования предприятий. При этом в ряде случаев такой анализ представляет значительную ценность применительно к предметной области, рассматриваемой в данной работе. Прежде чем эксплицировать конкурентоспособность как экономическую категорию, целесообразно рассмотреть опыт использования этого понятия в исследовательской практике. Будет нелишне отметить, что в теоретическом плане такая отрасль экономики как теория конкурентного экономического поведения в целом далека от завершения во многих аспектах. Проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятия, несмотря на их актуальность, недостаточно изучены в современной литературе. В научных разработках и публикациях нет единых подходов к сущности самого понятия конкурентоспособность.
Конкурентоспособность - это ключевое понятие предпринимательской Р.А. Фатхутдинов определяет конкурентоспособность как свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
По мнению А.А. Амбурцумова и Ф.Ф. Стерликова конкурентоспособность - это возможность соперничества между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных покупателей и получение максимальной прибыли. М. Портер рассматривает конкурентоспособность как эффективность факторов производства, влияние на это оказывают поставщики-конкуренты и субституты.
Наиболее полным следует признать понятие «конкурентоспособность», определенное Европейском форуме по проблемам управления, дополненное с учетом деятельности предприятия: «Конкурентоспособность - это потенциальная способность и возможности предприятия проектировать, производить и сбывать в тех условиях, в которых ему приходится товары и услуги по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательные для покупателя, чем товары конкурентов с целью максимизации прибыли».
В настоящее время конкурентоспособность предприятия, по нашему рассматривать как комплексное понятие, предполагающие несколько уровней конкурентного превосходства в различных видах деятельности предпринимательских структур. Поэтому в структурно-содержательный анализ понятия «конкурентоспособность» включают факторы, обусловливающие маркетинговую конкурентоспособность, производственно-технологическу
Рисунок 2 - Составные элементы конкурентоспособности
Характеризуя конкурентоспособность, на наш взгляд, необходимо рассмотреть критерии и показатели конкурентоспособности предприятия (рис. 3). В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, эффективность труда на производстве.
Во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.
В третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке, средствами рекламы и стимулирования.
Критерии
Рисунок 3 - Критерии и показатели конкурентоспособности предпринимательских структур
И в четвёртую группу - показатели конкурентоспособности продукции: качество товара и его цена.
Современные условия, характеризующиеся сложными производственными факторами, непредсказуемостью и динамичностью внешней среды, предъявляют новые требования к сущности конкурентоспособности предприятия, которую следует рассматривать с двух позиций: статическая и динамическая, их отличия представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Отличительные характеристики статической и динамической конкурентоспособности
Характеристики | Статическая конкурентоспособность | Динамическая конкурентоспособность |
Приоритетные ресурсы | Материальные ресурсы предприятия | Человеческий потенциал, не материальные активы |
Факторы внешней среды | Статична, достаточна прогнозируемая | Высокодинамична, сложна и непредсказуема |
Адаптация к изменениям | Реакция на происходящие изменения внешней среды | Адаптация к изменениям и конструирование внешней среды путем расширения ее границ |
Конкурентные преимущества | Преимущества в определенных отраслях | Создание универсальных пре имуществ, действующих на различных рынках |
В настоящие время наряду с борьбой за рынки сбыта возрастает конкуренция за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, право использования научно-технических открытий. В последнее время в сельском хозяйстве обострилась конкуренция в области трудовых ресурсов и научно-технических нововведений. Это связано со значительно возросшей наукоемкостью производства, требованиями дальнейшей его инновации.
В современных условиях конкуренты способны применять различные инструменты воздействия на предприятие с целью вытеснения его с рынка. Угрозу для предприятия могут составлять как уже существующие, так и входящие на данный рынок. Потребители могут сыграть важную роль в определении доли рынка занимаемой определенным товаропроизводителем. Покупатели могут способствовать увеличению рынков сбыта, и наоборот предпочитая товары конкурента. Наличие разных форм, видов, методов конкуренции заставляет предприятие тщательно изучать своего соперника на рынке. Собранный материал о конкурентах подвергается тщательному анализу и принимается решение о выработке адекватной стратегии конкурентной борьбы. Важной составной выработки стратегии обеспечения конкурентоспособности является анализ конкуренции на рынке и диагностика конкурентной среды. Цель анализа - оценить, какие изменения в стратегии могут предпринять конкуренты. Диагностику конкурентной среды предприятия можно охарактеризовать так:
1. Будущие цели. Знание целей конкурентов дает возможность предсказать, насколько он удовлетворен своим нынешним положением и финансовыми результатами. Это позволяет судить о вероятности изменения его стратегии и вовремя среагировать. Или, наоборот, может помочь предсказать реакцию конкурентов на изменения вашей стратегии.
2. Предположения. Они касаются оценки конкурентом самого себя и предположений конкурента относительно отрасли и других действующих в ней предприятий. Каждое предприятие действует в соответствии с определенными оценками обстоятельств, в которых она находится, что часто влияет на поведение предпринимательской структуры и ее реакцию на различные события.
3. Текущая стратегия. Следует изучить стратегию, избранную в данный момент как для предприятия-конкурента в целом, так и отдельных его функциональных подразделений. Стратегия может быть явной или скрытой, но она обязательно присутствует.
4. Возможности. Это завершающий этап, изучающий сильные и слабые стороны конкурента.
Характер реакции конкурента в зависимости от различных ситуаций может значительно отличаться. Чтобы его предсказать, следует ответить на ряд вопросов, указанных в центральном блоке.
Информация о работе Повышение конкурентоспособности сельского хозяйства