Эпоха возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:29, контрольная работа

Описание

Эпоха Возрождения (особенно 16 в.) отмечена крупными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматичного мировоззрения. Специфической особенность науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример – творчество Леонардо да Винчи – художника, учёного, инженера). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии.

Работа состоит из  1 файл

контр.docx

— 349.57 Кб (Скачать документ)

                     Объём знаний, унаследованный от древности и средневековья, был невелик. «Главная работа в начавшемся теперь первом периоде развития естествознания заключалась в том, чтобы справиться с имевшимся налицо материалом. В большинстве областей приходилось начинать с самых азов, - пишет Ф. Энгельс и дальше, останавливаясь на биологических науках, продолжает, -… в области биологии занимались главным образом ещё накоплением и первоначальной систематизацией огромного материала, как ботанического и зоологического, так и анатомического и собственно физиологического».

                    В XVI-XVIII  вв. в Европе складываются новые организационные и материальные возможности для развития естественных наук. Увеличивается число научных учреждений и обществ. В конце XVI начале XVII в. в Италии возникает несколько учёных ассоциаций, именовавшихся академиями, например знаменитая флорентийская Акодемия дель Чимкента. Вскоре и в других станах Европы наряду с ростом числа университетов, которые в рассматриваемую эпоху, как правило, занимали весьма консервативные позиции, организуются научные учреждения нового типа – Академии наук. Так, в 1660 г. организуется и в 1662 г. официально открывается в Лондоне Королевское общество – Английская Академия наук, в 1666 г. – Парижская, в 1700 г. – Берлинская, в 1724 г. – Петербургская, в.1739 г. – Стокгольмская и т. д.

                 Во Франции XVII-X VII вв. в «академии» превращается ряд научных обществ и кружков, существовавших в провинции. В конце VI в. в Дании открывается знаменитая обсерватория Тихо Браге. Постепенно возникают обсерватории почти во  всех странах Европы.

              В VI-XVII вв. открываются многочисленные ботанические сады, перд которыми ставятся как чисто научные задачи, так и задачи, вытекающие из потребностей сельского хозяйства, медицины, промышленности. В 1627 г. закладывается знаменитый Ботанический сад в Париже, позже при нём были созданы зоологический сад и естественно-исторические музеи.

             Начинают выходить труды многочисленных академий. Издаётся всё возрастающее количество естественнонаучных сочинений на самые различные темы. Академии разных стран объявляют конкурсы на премии, что также способствует разработке определённых научных вопросов.

                   Создаётся или расширяется ряд крупных государственных библиотек. Существовавшая ещё в XIV в. французская королевская библиотека переводится в 1595 г. в Париж, где на её основе возникает знаменитая «национальная библиотека».

                 Развитию биологических наук в то время способствовали, во-первых, использование изобретённых в ту эпоху приборов (микроскоп, термометр, барометр и др.), во-вторых многочисленные путешествия. За великими географическими открытиямиXV – начала XVI в., связанными с именами Колумба, Воска да Гама, Магеллана и других, последовало множество путешествий. Голландские моряки  вначале XVII в. открывают Австралию. В XVIII в. важнейшие географические открытия связаны с экспедициями Бугенвиля, Лаперуза, Ванкувера, Кука и др. Огромное значение приобретают предпринятые в России «Великая северная  экспедиция» (1768-1777). Участники русских экспедиций И.Г. Гмелинке, Г.В.Стеллер, В.Ф.Зуев, И.И. Лепехин и другие сильно увеличили объём не только географических, но и биологических знаний.

                 Одновременно с бурным накоплением нового фактического материала идёт разработка новых принципов познания. Одним из основоположников нового экспериментального естествознания стал Леонардо да Винчи. Он утверждал, что знания, не рождённые опытом, бесплодны и лишены всякой достоверности. Природа на нарушает своих закономерностей, их можно познать и положить в основу научного предвидения. Законы природы могут быть математически сформулированы, ибо «основой основ» являются математика и механика. Леонардо да Винчи плодотворно работал во многих областях естествознания, в том числе в области анатомии и ботаники.

                  Итальянский естествоиспытатель и философ материалист Б. Телезио, руководитель известного  в ту эпоху неаполитанского научного общества, ратовал за опытное изучение природы и её закономерностей, вёл борьбу со схоластикой.

               Эти мыслители опирались на достижения современного им естествознания. Их взгляды оказали влияние на формирование материалистических принципов познания природы.

 

 

 

 

2. Развитие принципов естество научного познания природы в трудах Бэкона, Галилея и Декарта.

                    Широкую попытку сблизить науку с философией и обосновать новые материалистические принципы познания природы предпринял в XVI в. английский философ Френсис Бэкон.

                   «Настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей науки – Бэкон», писал К. Маркс и Ф. Энгельс. Они дали яркую характеристику его воззрений.

                  Ф. Бэкон звал к изучению природы, к открытию её законов. «Целью нашего общества - писал Бэкон,- является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, или, выражается Бэкон, «рассекает, анатомирует» её.

                 Бэкон решительно восстаёт против средневековой схоластики, суеверий, мистики. Сознание должно быть очищено от предрассудков, ложных понятий, которые Бэкон именует «призраками», «идолами». Не слепое преклонение перед перед авторитетами, а изучение самой природы её законов, наблюдения и сравнения, опыт (в широком смысле) и эксперимент, индукция и анализ – вот что, согласно Бэкону, должно лечь в основу познания природы.

               Выдвинутый Ф. Бэконом опытный, индуктивный, аналитический метод был важным вкладом в развитие материалистической философии и естественных наук. Вместе с тем взглядам Бэкона были присущи черты механистической, метафизической ограниченности. Они выражались в одностороннем понимании индукции и анализа, недооценке роли дедукции, сведении сложных явлений к сумме составляющих их  первичных свойств, рассмотрении движения только как перемещения в пространстве, признании внешней по отношению к природе первопричины движения. Механистическая трактовка природных явлений и метафизический способ мышления укрепились в дальнейшем в естествознании и философии XVII-XVIII вв.

                Идея что только опытное исследование явлений может дать истинное знание овладевает умами учёных. Лондонское Королевское общество избирает своим девизом слова «Ничему не верить на слово». Знаменитая флорентийская Академия Дель Чименто берёт своим девизом слова «Проверять, и снова проверять (на опыте)». Известный Французский естествоиспытатель и медик XVII в. К. Перро, отражая настроение своей эпохи  писал: «,,,факты являются единственной силой, которая нам поможет превозмочь авторитет великих людей». Английский натуралист  XVIII в. Стивен Гейлс говорил о том, что опыт наблюдения – единственное основание, на которое мы можем опираться. «В физике нужно искать опыта и бояться систем» - писал Бюффон в предисловии к французскому изданию книги Гейтса.

               Большое влияние на развитие всех отраслей естествознания оказали труды современника Бэкона Галилео Галилея. Он вошёл в историю науки и философии как один из основоположников современного естествознания и экспериментального метода познания. Он развил и упрочил материалистическое воззрение на природу. Общеизвестны его выдающиеся открытия в области механики, астрономии, его вклад в защиту и развитие гелиоцентрической системы Коперника, в открытие и обоснование важнейших принципов механики.

           Галилей утверждал, что бесконечный и вечный мир построен из неизменных атомов, движущихся по незыблемым законам механики, и его познание в конечном счёте сводится к раскрытию количественных математических отношений; математика, естественно, рассматривалась им как высшая форма познания. Выдвигая на первый план метод индукции и анализ, он подчёркивал значение синтетической работы человеческого ума. Церковь ясно поняла, какую страшную опасность для религиозного мировоззрения представляет учение Галилея и он подвергся жестоким преследованиям инквизиции.

              Бэкон и Галилей жили и творили примерно в одно время, но Галилей, будучи сам великим естествоиспытателем, пошёл дальше в истолковании мироздания в механическом духе и обосновании новых принципов познания природы. Ещё дальше в этом направлении продвинулся их младший современник Рене Декарт, создавший в XVII в. первую систему природы, содержавшую не только учение о строении мироздания, но и о его происхождении. Эта система, основанная на принципах механики, была ярким выражением механистического материализма той эпохи.

              Декарт оказал огромное влияние на развитие философии и естествознания. Если Беком был одним из основоположников эмпиризма, то Декарт более, чем кто-либо из философов, способствовал развитию рационализма. Его физические воззрения в своей основе были материалистическими, но имели механистический характер и способствовали распространению механистических взглядов в естествознании.

             Основное содержание физического учения Декарта сводится к следующим положениям. Материя тождественна протяжённости. Единая материальная субстанция, из которой построена вся вселенная, состоит из бесконечно делимых и полностью заполняющих пространство частиц-корпускул, находящихся в состоянии непрерывного движения. Декарт отрицал пустоту. Движение материи трактуется им как перемещение в пространстве в соответствии с законами механики. Он не допускал возможностей действия тел на расстоянии, так называемого дальнодействия. Чтобы избежать признания непостижимых сил, лишённых протяжённости, и в то же время объяснить взаимодействие тел, он выдвинул теорию «вихрей». В процессе механического «вихревого» движения возникают связь и взаимодействие между телами природы. Согласно Декарту, количество движения в мире постоянно, движение неуничтожимо. Этот тезис Декарта бил по теологическим попыткам объяснять природные явления божественным вмешательством и имел важное значение для их научного познания. В бесконечном мире вихреобразно движущиеся частицы сочетаются друг с другом; по законам механики происходит упорядочение, объединение частиц, и естественным путём возникают все тела природы. В конечном итоге природа – это огромный механизм, а все тела, её составляющие, все качества этих тел сводятся к чисто количественным различиям. Образование мира не направляется никакой сверхъестественной силой, не идёт в направлении какой-то  цели, а подчинено естественным законам природы. Особенно интересно, что Декарт аналогичным образом пытается подойти и к вопросу о происхождении организмов, которые, с его точки зрения, также являются механизмами, сформировавшимися по законам механики. Декарту принадлежат смелые и гордые слова: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир».

             Велик был вклад Декарта и в конкретные области естествознания. Он явился одним из создателей аналитической геометрии. Механика обязана ему идеей об относительности покоя и движения, о сохранении общего количества движения, а биология – учением о рефлексе. На примере зрительного восприятия он обосновал идею о замкнутой дуге рефлекса. Ему принадлежат также специальные исследования по эмбриологии животных.

              Но если в своей «физике» - учении о мироздании – Декарт был в основном материалистом, хотя и непоследовательным (он считал, что материя создана богом, который придал движение и установил его законы), то в «метафизике» - учении о познании – он был идеалистом. Декарт отрывал мышление от материи, признавал наличие, кроме материальной, протяжённой субстанции, особую субстанцию – мышление. Он признавал бессмертие души, а также существование бога как высшей третьей субстанции. Идеалистический характер носит и присущий Декарту отрыв разума от чувств, его представление о врождённых идеях, к числу которых он относил идею о боге, духовной и телесной субстанциях. Декарт полагал, что всеобщность математических законов вытекает из природы ума. Отсюда и преувеличение Декартом роли рационального начала в познании. Эти идеи Декарта легли в основу рационализма.

              Учение Декарта о природе и её развитии сыграло выдающуюся роль в истории науки и материалистической философии XVII-XVII вв. Его же идеалистическая метафизика неоднократно подвергалась решительной критике. Так французский философ и естествоиспытатель  XVII в. Пьер Гассенди, который доказывал бесконечность и вечность вселенной, считал её из неуничтожаемой материи и пустоты и подчинённой закону причинности, критиковал идеализм декартовской метафизики. Он утверждал, что источником познания является чувственный опыт, и отвергал существование бессмертной души. Гассенди не соглашался с Декартом и в том, что между животным-«машиной» и мыслящим человеком существует непроходимая пропасть, и пытался механическое понимание жизнедеятельности распространить и на человека.

                Критически относился к некоторым сторонам воззрений Декарта и голландский философ-материалист и атеист Спиноза, который, в особенности в начале своей деятельности, находился под сильным влиянием Декарта и в известной мере может рассматриваться его учеником. Спиноза, который считал природу вечной и бесконечной, причиной самой себя, подчиняющейся во всём строгой необходимости. Все элементы природы находятся в причинной закономерной взаимосвязанности. Спиноза резко критиковал теологию и телеологию. Он считал мышление и протяжённость атрибутами единой субстанции – природы и поэтому решительно отбрасывал декартовский дуализм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Гелиоцентрического учения великого польского астронома Николая Коперника.

                Первая научная революция произошла в эпоху, оставившую глубокий след в культурной истории человечества. Это был период конца XV-XVI вв., ознаменовавший переход от средневековья к Новому времени и получивший название эпохи Возрождения. Последняя характеризовалась возрождением культурных ценностей античности (отсюда и название эпохи), расцветом искусства, утверждением идей гуманизма. Вместе  с тем эпоха      Возрождения отличалась существенным прогрессом науки и радикальным изменением миропонимания, которое явилось следствием появления гелиоцентрического учения великого польского астронома Николая Коперника (1473 – 1543).

             В своём труде «Об обращениях небесных сфер» Коперник утверждал, что Земля не является центром мироздания и что «солнце, как бы восседая на Царском престоле, управляет вращающимся вокруг него семейством светил». Это был конец старой аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира. На основе большого числа астрономических наблюдений и расчётов Коперник создал новую, гелиоцентрическую систему мира, что явилось первой в истории человечества научной революцией.

Информация о работе Эпоха возрождения