Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 12:58, контрольная работа
Человек является самым активным из всех существ. Его можно сравнить с ядерным взрывом. Причем человеческая активность имеет множество форм, однако все эти формы можно свести к двум:
1.активность направленная на материальные объекты и духовная активность;
2.предметно-практическая и теоретическая.
Научная деятельность как раз и теоретическая и практическая особая форма активности, которая выступает в единстве.
1.Понятие науки, ее предмет, объект и субъект.
2.Предмет и объект естествознания.
3.Основные проблемы современного естествознания.
4.Понятие природы в широком и узком смысле слова.
5.Этапы взаимоотношений Человека и Природы. Понятия «Биосферы», «Ноосферы» и «Некросферы».
6.Структура современного естествознания: «древо наук». Естественные и гуманитарные науки: единство и различия.
7.Главная идея современного естествознания. Интеграция наук.
Предмет дисциплины «Концепции современного естествознания»
План
1.Понятие науки, ее предмет, объект и субъект.
2.Предмет и объект естествознания.
3.Основные
проблемы современного
4.Понятие природы в широком и узком смысле слова.
5.Этапы
взаимоотношений Человека и
6.Структура
современного естествознания: «древо
наук». Естественные и
7.Главная
идея современного
1.Понятие
науки, ее предмет,
объект и субъект.
Человек является самым активным из всех существ. Его можно сравнить с ядерным взрывом. Причем человеческая активность имеет множество форм, однако все эти формы можно свести к двум:
1.активность направленная на материальные объекты и духовная активность;
2.предметно-практическая и
Научная деятельность как раз
и теоретическая и
Наука- есть особый специализированный вид человеческой активности. Первый шаг к науке человек сделал в глубокой древности, научившись мыслить, говорить, создавать духовные ценности, но прошло много времени и наука заняла достаточное место в жизни людей, которое можно охарактеризовать с помощью нескольких признаков:
Наука как сложное социальное явление: основные признаки
2.
Объект, предмет, субъект
Наука- это особый вид деятельности людей, их активности. Существует множество наук, и в связи с этим возникает вопрос В чем отличие этих наук?
1.отличие по предмету
2.по объекту
3.по субъекту наук, по профессии ученого. Ученый – творец и генератор соответствующих знаний.
Предмет науки – это часть действительности (универсума) которую выделяет ученый (субъект науки) для исследования
Субъект науки – это те люди (ученые), которые занимаются наукой, определяют объект науки, направления и создают совокупность знаний об этом объекте, т.е. предмет науки. Они создают духовные ценности в виде открытий, изобретений, изобретений, научных теорий, концепций. Субъектом науки называют не только ученых, а также объединения ученых, организации (Российская Академия Наук), международные организации (Комитет по присвоению Нобелевской премии). У каждой науки есть свой объект (н-р: объектом такой естественной биологической науки энтомологии являются насекомые; у астронома объектом является большой космос). С объектом науки тесно связан и ее предмет. Предмет науки есть идеальная модель объекта науки.
Объект науки- часть предмета науки, которая на данном этапе развития науки оказалась доступной для исследования субъектом науки.
Если взять период 2000лет назад то у энтомологии было меньше предмета для исследования, в качестве объекта они не выступали, были не известны. В процессе расширения объекта увеличилось исследование насекомых. 2000 лет назад было известно всего семь планет, а сейчас известно 9 планет.
Неизученные объекты – это
та часть предмета, которая становится
светлой для ученого, в то
время как значительная часть
предмета, которая остается для
ученого темной, соотношение между
ними можно изобразить так:
До всего круга наука (кв.4) не дотягивается, остается темная часть объекта меняется с развитием науки. Объект становится подвижным, динамичным и стремится проникнуть все глубже и глубже. Причем между реальностью и действительностью или объектом науки и размышление о нем и моделью никогда нет полного совпадения. Между реальностью и представлениями о ней всегда есть дистанция.
До Дарвина считали, что человек создан Богом, а после него все ученые стали считать, что человек произошел от обезьяны. Астрономы начиная с Аристотеля, все считали, что центром мира является Земля, а начиная с Коперника все стали считать иначе – центром мира было Солнце, потом начали считать, что центра нет.
Вывод:
Наука
– познавательное взаимодействие субъекта,
объекта и предмета, а также
его результат в виде идеальной
модели, которая используется для
преобразования предмета.
2. Предмет и объект естествознания.
Предметом естествознания является
природа или естество, причем
во всем их многообразии, включая
даже телесность и физиологию
человека. Это весь мир первой
природы, весь мир за
Объект естествознания – это
есть только та природа,
Между информацией которой располагается естествоиспытателя, объектом и природой (предмет)существует большая дистанция. Известны белые пятна или черные дыры до которых не может дотянуться наука.
Белые пятна современного естествознания
3.Основные
проблемы естествознания
Структура
мира – выделяет три основные части,
это:
1.Мегамир
2.Микромир (мир элементарных частиц, малого космоса)
3.Макромир (мир средней величины.
Каждый из миров представляет собой сложное и глубокое значение.
Проблема первоосновы –
Макромир – является
Предмет естествознания –
4.Понятие
природы в узком
и широком смысле
слова.
Природа естество во всем ее
многообразии. Однако в стечении
времени представление людей,
ученых о природе менялось. В
современной науке под
В широком смысле – это весь мир за исключением человека.
В узком смысле – часть
Природа в широком смысле –
все мало активное, все слабо одухотворенное,
все слабо энергичное. Все человеческое
– это все высокоактивное, высоко одухотворенное,
высокоэнергичное. В узком смысле понимается
та часть природы с которой взаимодействует
человек земля, воздух, водные пространства,
вся флора и фауна. Исследуя эти понятия,
в естествознании и пришли к выводу, что
вся история человечества есть история
все более активного взаимодействия человека
в узком смысле. В результате этого взаимодействия
природа значительно изменилась.
5.Этапы
взаимоотношений Человека
и Природы. Понятия «Биосферы»,
«Ноосферы» и «Некросферы».
С появлением человека и особенно с появлением первых государств изменения природы резко усилилось. Выделяют несколько этапов этого взаимодействия:
1)Собирательный. Этап первобытного общества, этап присваивающей экономики (собирание ягод, грибов, рыболовство). В связи с неэффективностью данной экономики около 7 тыс. лет назад возникает первый экономический кризис.
Выход из кризиса состоял в переходе от экономики присваивающей к экономике производящей.
2) Производящей экономики (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля). В результате в связи с ростом производительности произошел первый демографический взрыв. В этих условиях появляются первые государства, культура, цивилизации (Древняя Греция, Рим) так продолжалось до XVII-XVIII веков.
3)На этом этапе основное занятие людей было сельское хозяйство. Поэтому начался промышленный этап. Его стали называть веком машин. В результате в огромной степени усилилось воздействие человека на природу, эффективность производительности повысилась, что привело к новому демографическому взрыву. Население достигло 6 млрд. Человек при норме 1,5 млрд. Отличается усилением на природу техники, науки, разумом. Этот этап стали называть этапом превращения биосферы в ноосферу.
4)На этом этапе развитие взаимоотношений человека с природой может пойти двумя путями:
6.Структура
современного естествознания:
«древо наук».
Естественные и
гуманитарные науки:
единство и различия.
Это множество отраслей знаний иногда называют разветвленным древом наук, выделяют на древе 3 главных ветви
Естественные науки – это физика, химия, биология, геология, астрономия
Гуманитарно – социальные науки – история, культурология, языкознание, экономика, политология, социология.
Пограничные науки – психология, философия, экология, медицина.
Универсальные науки – математика, информатика, кибернетика, синергетика, систематика.
Между этими группами наук существуют различия. Между естественными и гуманитарными науками
Критерии | Науки | |
естественные | гуманитарные | |
Объект | Больше материально |
Больше идеальный изменчивый |
Метод | Эксперимент – главный | Эксперимент – вспомогательный |
Влияние ученого (субъекта) на объект | незначительно | значительно |
Информация о работе Контрольная работа по «Концепции современного естествознания»