Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 12:58, контрольная работа
Человек является самым активным из всех существ. Его можно сравнить с ядерным взрывом. Причем человеческая активность имеет множество форм, однако все эти формы можно свести к двум:
1.активность направленная на материальные объекты и духовная активность;
2.предметно-практическая и теоретическая.
Научная деятельность как раз и теоретическая и практическая особая форма активности, которая выступает в единстве.
1.Понятие науки, ее предмет, объект и субъект.
2.Предмет и объект естествознания.
3.Основные проблемы современного естествознания.
4.Понятие природы в широком и узком смысле слова.
5.Этапы взаимоотношений Человека и Природы. Понятия «Биосферы», «Ноосферы» и «Некросферы».
6.Структура современного естествознания: «древо наук». Естественные и гуманитарные науки: единство и различия.
7.Главная идея современного естествознания. Интеграция наук.
Гелиоцентрическая картина мира. Время
ее создания XVI – XIX вв. время господства
400 лет. Создатели: Коперник (XVIв.); Галилей
(XVII в.); Ньютон (XIXв.). Опирается не только
на астрономию, но и на физику.
Ньютон впервые представил Землю, Солнце,
космос, как единую взаимосвязанную систему.
По Ньютону эта система подчиняется закону
всемирного тяготения, в 1687 г. Был сформулирован
закон: Все движения небесных тел подчиняются
универсальной силе всемирного тяготения.
Ее величина прямо пропорциональна массе
взаимодействующих тел и обратно пропорциональна
расстоянию между ними. g= m/S2 .
Отсюда вытекал вывод, что движение всех
небесных тел могут быть точно вычислены
и предсказаны. Убедительным подтверждением
правильности этих законов стали последовавшие
в скоре открытия ранее неизвестных планет
(8-я планета Нептун была открыта в 1846г.;
9-я – Плутон в 1930г.). Надежным методом создания
всей науки стал эксперимент. Эксперимент
– это наблюдение, но в искусственно специально
созданных условиях и с применением специальных
приборов (телескопов, микроскопов). Появление
третьей картины мира было самым драматичным
в истории науки (трагичные судьбы Коперника,
Галилея, Джордано Бруно). Нравственно-гуманитарный
аспект состоит в сокрушительном ударе
по эгоцентризму и одновременно по Земному
шовинизму. Но взамен появился новый итог
этой картины и состоит он в синдроме человека,
который почувствовал себя маленькой
пылинкой в этом бескрайнем космическом
мире.
4.Особенности современной картины мира.
Современная научная картина мира включает в себя самое ценное, что было достигнуто в предшествующих трех картинах мира (знание о мире, о природе). Особенностью является то, что она основывается на достижениях современной физики (теория относительности, квантовая физика). Содержание современной научной картины мира может быть сведено к четырем основным положениям.
Первые два вопроса раскрывают содержание, пытаются показать, что представляет собой окружающий мир, из чего состоит мир, что есть мир? А вторые 2 вопроса пытаются раскрыть свойства этого мира. Каков этот мир.
1.Единство мира- современное естествознание указывает на такую особенность как Единство мира, т.е с точки зрения, мир имеет некоторую единую первооснову первоначало и начало это материально, а не божественно. Это положение о наличии первоначала признают сегодня и физики, и химики, и биологи. С ним же согласны и многие современные философы, которые называются Монистами. Одним из первых таких ученых был Демокрит. Однако современные ученые естествоиспытатели выражали эту мысль о единой первооснове иначе, чем Демокрит, они видят единство с высоты достижений современной науки:
Макс Планк, немецкий микрофизик:
Вещество и поле едины и могут переходить друг в друга.
А. Энштейн:
Материя, движение и энергия едины Е=m C2
В.Вернацкий:
Биосфера,
есть единство природы и
И.Пригожин:
Природа, есть единство порядка и хаоса.
Р. Фейнман, американский
Лягушки сделаны из того же материала, что и камни.
Во всех высказываниях речь
идет об одном и том же, о
единстве не живого и живого,
человеческого. И эта идея
2.Природа хоть и целостна однако не однообразна, она многообразна и разделена на части, которые резко различаются между собой, т.е. природа не только едина, но и дискретна, имеет сложенную структуру. Структуру описывают по разному. Современная наука разделяет это представление, появившееся еще в античной науки, что окружающий нас мир разделен на 2 части
1. материальное бытие;
2 идеальное бытие
Это двухмерное понимание мира впервые открыл великий античный ученый Платон (мир вещей и мир идей). Сегодня обе части видятся более детально, глубоко. Естествоиспытателям представляется современный материальный мир как разделенный на три части мир:
Сложность мира не сводится к ним, как очевидно каждая из частей имеют свою очередь, сложнейшую структуру, так например, в результате исследований Мари и Пьера Кюри оказалось, что атом не мельчайшая частица, а это целая система в виде ядра.
Кроме указанных особенностей в мире существует
еще один элемент субстанции, она состоит
в тесных связях взаимодействие которых
существует со всеми частями, элементами,
все они взаимодействую. Но поскольку
этот мир не бесконечен множество частей,
предметов, связь между ними многообразна.
Фундаментальные
взаимодействия
параметры | гравитационное | электромагнитное | сильное | слабое |
Радиус действия | 10 мм -15 | 10 мм -17 | ||
Сила интенсивности | 10-40 | 10-3 | 1 | 10-14 |
Область преимущественного действия | Мега мир |
Макро мир |
Микро мир
(ядра атома) |
Микро мир
(связи эл-в и ядер) |
Основные фундаментальные связи:
Эти связи существуют на всех уровнях, они выполняют роль универсального цемента или клея с помощью которого мир упорядочен единую систему. Именно этим универсальным системам мир существует как порядок, космос, а не как хаос. Не было бы без этих свойств и людей, как упорядоченных организованных существ. Причем каждый из видов функционального взаимодействия имеет свои собственные, которые выражает эта таблица
вещество
поле
элементарные
частицы
галактики
мега звездные системы
планеты
механические массы,
макро
соизмеримые с человеком
Современная картина мира не рассматривается, как совершенно заключенная. Важнейшей задачей дальнейшего развития является «Великое объединение». Эта задача сводится к тому, чтобы еще более упростить ныне существующую картину мира.
Иногда
эту задачу современные
Биосфера, ноосфера, человек
Используется более конкретное понятие. Природа- понимая только земное и около земное пространство, важнейший признак этой части вселенной является наличие жизни, еще называют сферой жизни биосферой. Что биосфера это не такое ограниченное понятие которое получила в науки Учение о биосфере.
Ноосфера – учение о биосфере и ее переход в ноосферу. Ноосфера – это величайшее открытие науки 20в. Творцом этого учения является выдающий русский ученый академик В. И. Вернацкий (1863 – 1945гг). Его заслуги так велики, что иногда его называют Ломоносовым 20 века. Его значение свидетельствует тот факт, что это учение стало основой для развития многих естественных наук как биологии, это же учение лежит в основе развития геологии, экологии, учение об охране окружающей среды.
Учение о биосфере решает важнейшую проблему
создания оптимальных условий для развития
экономики сельского хозяйства и для
создания наилучших условий для жизни
человека и всего живого на земле.
План
Учение о биосфере и ее переход в ноосферу
одно из величайших открытий XX в. Творец
ее В.И. Вернадский. Учение о биологических
решениях важнейшая проблема современности.
1.
Сущность и структура
биосферы
Биосфера – это сфера жизни на земле, ее зеленая оболочка. При создании этого ученый В.И. Вернадский опирался на основе химии, физики, биологии. Биосфера сложная категория поэтому для удобства используют следующие понятия в узком и широком смысле биосферы.
В узком смысле биосферы понимается оболочка жизни окружающая планету Земля. Биосфера заполнена живыми организмами на всех своих уровнях, причем все живые организмы существуют за счет энергии солнца.
В широком смысле биосфера понимается совокупностью живых организмов, но уже вместе со средой в которой они обитают с атмосферой.
Биосфера в том виде, котором мы ее достигли,
появилась не сразу она есть продукт формирования.
Формирование биосферы было обусловлено
особыми уникальными планетарными физическими
и химическими условиями, которые сложились
на земле. Следует отметить местоположение
планеты Земля в космосе. Она представляет
одну из девяти планет. Масса планет
0,2% от массы Солнца. По удаленности от
Солнца Земля занимает третье место. На
Земле, в связи с ее положением, сложились
условия наиболее благоприятные для жизни.
Разнообразность, динамизм условия на
Земле усиливается из-за вращения ее вокруг
Солнца и вращения ее вокруг своей оси.
Под влиянием силы тяготения все химические
вещества на Земле расположены концентрически.
Ниже всех расположены твердые вещества
которые образуют литосферу, более легкие
образуют гидросферу, выше располагаются
газообразные вещества они образуют атмосферу.
Из этих трех сфер гидросфера заполнена
живыми организмами целиком. А литосфера
и атмосфера лишь от части. Большую роль
для возникновения жизни на Земле имел
Мировой океан. Жизнь в гидросфере наиболее
многообразна. Гидросфера изучена в наименьшей
степени. Литосфера нижний предел жизни
ограничение четыре км. С этого уровня
температура поступающая с глубин земли
разогревает литосферу до 1000С при
которой жизнь не возможна. Одно из центральных
мест в концепции В.И. Вернадского занимает
учение взаимосвязи мира живого и неживого
в биосфере.
Информация о работе Контрольная работа по «Концепции современного естествознания»