Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 12:58, контрольная работа
Человек является самым активным из всех существ. Его можно сравнить с ядерным взрывом. Причем человеческая активность имеет множество форм, однако все эти формы можно свести к двум:
1.активность направленная на материальные объекты и духовная активность;
2.предметно-практическая и теоретическая.
Научная деятельность как раз и теоретическая и практическая особая форма активности, которая выступает в единстве.
1.Понятие науки, ее предмет, объект и субъект.
2.Предмет и объект естествознания.
3.Основные проблемы современного естествознания.
4.Понятие природы в широком и узком смысле слова.
5.Этапы взаимоотношений Человека и Природы. Понятия «Биосферы», «Ноосферы» и «Некросферы».
6.Структура современного естествознания: «древо наук». Естественные и гуманитарные науки: единство и различия.
7.Главная идея современного естествознания. Интеграция наук.
Несмотря на различия между ними нет пропасти, есть единство.
«Существует соотношение,
Именно эти соотношения, эти
закономерные взаимодействия и
составляют сущность познания
естества, ядро истинной натурфилософии,
лучшую и высшую прелесть
В.В. Докучаев (1840-1903гг) почвовед
«Без естественных наук нет спасенья современному человеку, без этой здоровой пищи, без этого здорового воспитания мысли фактами»
А.И. Герцен,
писатель
Наука. Формы и этапы ее развития.
Естествознание не вся наука.
Однако в сознании
План
1.Две формы развития науки
1признак:
Как особая форма человеческой деятельности, как профессия которая существует рядом с множеством других профессий.
2 признак:
Как особый специфический вид
знаний (достоверные, истинные знания)
2.Наука
как форма, профессиональной
деятельности. 3 этапа
развития
Специфическое своеобразие
Выделяются 3 этапа:
1.Универсальная наука – охватывает время с V века до н.э. до XVII века н.э.
Крупнейшими центрами науки были такие учреждения как Академия Платона и лицей Аристотеля. Оба этих учреждения были в Афинах. Академия Платона просуществовала 500 лет, но и в последний период знамя науки взяли на себя средневековые университеты. Болонский университет был основан в 1089г.вскоре начали образовываться научно- образовательные учреждения во Франции СОРБОНА, в Англии – ОКСФОРД. Они возникли в 11-12 вв. Особой деятельностью ученых состояли в следующем:
Объект который изучали в то время был масштабным (универсальные объекты), поэтому наиболее развитой наукой была философия, была наука и о всеобщем (о культуре и т.д.). Определенным объектом науки которым занимался древне-греческий ученый Демокрит заявлял: «Я, говорю обо всем». Эта наука была универсальной по своему объекту был не дифференцированным единым, но это сказывалось и на характере ученого. И деятельность субъекта науки в это время не узкими специалистами, а это были ученые широкого профиля (ученые универсалы), таким как например Пифагор, мыслитель 6 в. до н.э был еще и философом и педагогом (создал пифагорейскую школу). Таким же ученым был и Аристотель (энциклопедист) был философом, математиком, астрономом, геологом, логиком (учебник Арганон). Он был талантливым педагогом, и был приглашен воспитывать сына царя Македонии Александра Македонского.
Субъекты науки были
2 этап:
В отличие от первого этапа
второй назывался этапом
Особенности научной деятельности.
Объект
каждой отдельной науки
В процессе научной деятельности возникают некоторые трудности, которые не знала универсальная наука. Возникшие проблемы:
В связи с решением этих проблем возникает 3 этап.
3 этап. Этот этап охватывал период XX-XXI в.в. Крупными представителями этого этапа являются следующие ученые:
Альберт Эйнштейн (1859-1957), Макс Планк (1858-1947), Нильс Бор (1885-1962), Владимир Вернадский (1863-1945), Илья Пригожин (р.1917).
Особенности развития науки на современном этапе:
3.Наука,
как система духовных
ценностей, знаний
определенного рода.
Понятие научной
революции.
Усилилось регулирование науки, увеличился объем ценных знаний от которых и ведет наука рост духовных ценностей происходили в двух реформах:
Научная революция есть исторический сдвиг в развитии естествознании науки в целом резко меняющей представление людей о структуре мира. Научная революция – создание новой научной картины мира. Научные революции начинаются со сдвигов в отдельных науках, с частных научных революций и завершаются общими (глобальными). Пример: революция в физике в виде открытия закона всемирного тяготения Исааком Ньютоном в XVII веке; Менделеев в XIX веке открыл таблицу химических элементов; эволюционная теория в биологии Дарвин XIX век.
Специфика научных революций состоит
в том, что эти революции тихи, бесшумные.
Однако, не смотря на это последствия этих
революций в судьбах людей оказываются
более значительными, чем последствия
социальных революций (Французская буржуазная
революция; Октябрьская революция). Для
человеческой истории цивилизации, культуры,
для безопасности и благополучия жизни
людей такие деятели науки, как Жан Жак
Руссо, А. Эйнштейн сделали больше, чем
знаменитые революционеры (В.Ленин). Общим
итогом научных революций является возникновение
в ходе них создание новых научных картин
мира.
Научные революции приводят к вполне зримым итогам к созданию новой научной парадигмы. Понятие парадигмы впервые ввел в научный оборот крупнейший современный историк Томас Кун в книге «Структура научной революции». В этой книге он дает следующее определение: Парадигма (научная картина мира) – это новый образ мысли, это общее представление о мире, это его обобщающая модель, это основа всей духовной культуры. Новая парадигма возникает как итог или эволюции или революции в науке. Содержание каждой парадигмы является сложным, многообразным.
Научная картина мира включает 2 части, каждая из которой отвечает на следующие вопросы:
1.Вопрос о структуре мира. Что есть мир?
2.Каковы свойства этого мира?
Демокрит объявлял: «Мир –это атомы».ученые
использовали идеальное бытие и объявляли
как это делал Платон: «Что мир в своей
основе идеален. Мир состоит из 3- х структур.
Состоит из вещей и идей, объектов. Эти
объекты находятся в связях между собой.
4.
Причины устойчивости
и изменчивости
научных картин
мира
Возникнув в результате эволюции или революции парадигма, обнаруживает большую устойчивость. Она сохраняется в течении столетий, иногда тысячелетиями. Однако эта устойчивость имеет свои пределы, границы. В конце концов, научная картина мира под влиянием или эволюционных или революционных сдвигов в развитии науки сменяют друг друга. Поэтому историю науки, как системы ценностей можно представить как последовательную смену парадигмы. Но отсюда возникают 2 вопроса:
Причины устойчивости научной картины мира
В истории науки существуют 4 научные картины мира:
Вывод
В научной картине мира обнаружена большая устойчивость, причины:
Глобальные, научные картины мира
План
1.Топоцентрическая
донаучная картина мира.
Топоцентрическая – это первая донаучная
картина мира. Она возникла, как результат
накопления человеческих знаний в первобытном
обществе. Она существовала дольше всех
других (около 1 млн. лет) от появления человека
до появления первой цивилизации (Египетское
гос-во; на территории Ирана, Ирака). Создатели
ее безымянны. Ее содержание сводится
к тому, что центром мира является та местность,
где живут люди данного рода или племени.
Причем по представлениям первобытного
человека границы этого мира находятся
там, где кончаются земли доступные членам
данного племени, а мир за этими границами
– мир чуждый, враждебный (включая и людей,
которые приходят от туда). Эта картина
мира основана на религиозных, мифологических
представлениях, на вере. С точки зрения
гуманитарной нравственности эта концепция
внушала людям максимальный эгоцентризм,
поскольку картина исходила из признания
того, что мир есть это Я и мои соплеменники.
2.Геоцентрическая научная картина мира
Геоцентрическая
– эта картина мира представляла собой
первые успехи разума, логики, основ любой
науки. Время ее создания середина первого
тысячелетия до н.э. период ее господства
2 тыс. лет (до эпохи нового времени). Создатели:
Аристотель (IV в. до н.э.); Птолемей (II в.
н.э.). Ее содержание определялось на астрономических
и математических знаниях.
Геоцентрическая
система Аристотель - Птолемей.
Основным методом, на который опирались
создатели это картины опора на разуме
(наблюдение за природой, космическим
миром). У этой картины мира была своя нравственно
гуманитарная сторона и состоит она
в том, что эта картина мира предлагает
центром мира всю Землю, способствовала
преодолению первобытного местничества,
эгоцентризма. Однако вместо этого Геоцентрическая
картина мира пыталась утвердить представленную
норму, в том что центром мира является
человек и та планета на которой он живет.
Она пыталась возвеличить человека.
Информация о работе Контрольная работа по «Концепции современного естествознания»