Контрольная работа по «Концепции современного естествознания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 12:58, контрольная работа

Описание

Человек является самым активным из всех существ. Его можно сравнить с ядерным взрывом. Причем человеческая активность имеет множество форм, однако все эти формы можно свести к двум:

1.активность направленная на материальные объекты и духовная активность;

2.предметно-практическая и теоретическая.

Научная деятельность как раз и теоретическая и практическая особая форма активности, которая выступает в единстве.

Содержание

1.Понятие науки, ее предмет, объект и субъект.

2.Предмет и объект естествознания.

3.Основные проблемы современного естествознания.

4.Понятие природы в широком и узком смысле слова.

5.Этапы взаимоотношений Человека и Природы. Понятия «Биосферы», «Ноосферы» и «Некросферы».

6.Структура современного естествознания: «древо наук». Естественные и гуманитарные науки: единство и различия.

7.Главная идея современного естествознания. Интеграция наук.

Работа состоит из  1 файл

КСЕ (2).docx

— 74.82 Кб (Скачать документ)
 

Несмотря  на различия между ними нет пропасти, есть единство.

     «Существует соотношение, генетическая  связь, вековечная, закономерная  между мертвой и живой природой  с одной стороны, и человеком  с его бытом и даже духовной  жизнью с другой.»

    Именно эти соотношения, эти  закономерные взаимодействия и  составляют сущность познания  естества, ядро истинной натурфилософии, лучшую и высшую прелесть естествознания.

В.В. Докучаев (1840-1903гг) почвовед

«Без  естественных наук нет спасенья современному человеку, без этой здоровой пищи, без  этого здорового воспитания мысли  фактами»

А.И. Герцен, писатель 
 

Наука. Формы и этапы  ее развития.

     Естествознание не вся наука.  Однако в сознании современного  человека именно естествознание  представлено в качестве подлинной,  настоящей, точной науки. Эталоном  науки считается естествознание, именно оно наилучшим образом  выражает те признаки, отделяю,  отграничивают науку от других  форм культуры (например от религии).

План

  1. Две формы развития науки
  2. Наука как форма, профессиональной деятельности. 3 этапа развития
  3. Наука, как система духовных ценностей, знаний определенного рода. Понятие научной революции.
  4. Причины устойчивости и изменчивости научных картин мира
 

1.Две  формы развития  науки

1признак: 

     Как особая форма человеческой  деятельности, как профессия которая существует  рядом с множеством других профессий.

2 признак:

     Как особый специфический вид  знаний (достоверные, истинные знания), которые являются результатом профессиональной, научной деятельности. Именно они являются ценным результатом научной деятельности.

    2.Наука  как форма, профессиональной  деятельности. 3 этапа  развития 

      Специфическое своеобразие этой  профессии обнаружены путем рассмотрения, содержания, анализа основных исторических  этапов развития этой профессии.

Выделяются 3 этапа:

    1.Универсальная  наука – охватывает время с V века до н.э. до XVII века н.э.

          Крупнейшими центрами науки были такие учреждения как Академия Платона и лицей Аристотеля. Оба этих учреждения были в Афинах. Академия Платона просуществовала 500 лет, но и в последний период знамя науки взяли на себя средневековые университеты. Болонский университет был основан в 1089г.вскоре начали образовываться научно- образовательные учреждения во Франции СОРБОНА, в Англии – ОКСФОРД. Они возникли в 11-12 вв. Особой деятельностью ученых состояли в следующем:

        Объект который изучали в то время был масштабным (универсальные объекты), поэтому наиболее развитой наукой была философия, была наука и о всеобщем (о культуре и т.д.).  Определенным объектом науки  которым занимался древне-греческий ученый Демокрит заявлял: «Я, говорю обо всем». Эта наука была универсальной по своему объекту был не дифференцированным единым, но это сказывалось и на характере ученого. И деятельность субъекта науки в это время не узкими специалистами, а это были ученые широкого профиля (ученые универсалы), таким как например Пифагор, мыслитель 6 в. до н.э был еще и философом и педагогом (создал пифагорейскую школу). Таким же ученым был и Аристотель (энциклопедист) был философом, математиком, астрономом, геологом, логиком (учебник Арганон). Он был талантливым педагогом, и был приглашен воспитывать сына царя Македонии Александра Македонского.

         Субъекты науки были универсалами. Крупнейшими научными образовательными  учреждениями были университеты  средневековья, занятия в них  сочетались с научными исследованиями. Главным методом который использовали ученые, был способ простого наблюдения в естественных условиях без применения приспособлений  в естественных обстоятельствах. Все делалось без микроскопов, телескопов.

    2 этап:

      В отличие от первого этапа  второй назывался этапом дифференцированной  науки (начался с нового времени  и продолжался до 19 в).  

            Особенности научной деятельности.

     Объект  каждой отдельной науки сузился,  стал более локальным, специализировался.  Ранее существующие науки выделились  в качестве самостоятельных объектов, область природы.  Особой стало  изучение взаимодействия веществ- это химия, живой природой занималась – биология, а сферой духовной жизни людей занималась психология. Иначе стал выделяться и сам субъект науки – ученый, из ученого универсала в ученого нового времени. Этот процесс дифференциации имел и другие проявления. Наука стала отделяться от  образования.  Образование осталось в университетах, а научная деятельность сосредоточилась в особых , впервые появившихся объединениях, которые создали сами ученые. Они стали называться академиями наук. Первой появилась Римская академия, потом появились Английская, Парижская и в 1725г. Была создана Российская императорская академия наук. Причем само образование стало дифференциальным (появились факультеты). Наука, а вслед за ней и образование стали постепенно отделяться от церкви.

          В процессе научной деятельности возникают некоторые трудности, которые не знала универсальная наука. Возникшие проблемы:

    1. Усилилось противостояние борьбы между наукой и религией;
    2. Усилилось противостояние между естественными и гуманитарными науками, между физиками и лириками;
    3. Усилилось противостояние не только между группами наук, но усилилась изоляция каждой из наук от других.
 

В связи  с решением этих проблем возникает  3 этап.

3 этап. Этот этап охватывал период XX-XXI в.в. Крупными представителями этого этапа являются следующие ученые:

Альберт Эйнштейн (1859-1957), Макс Планк (1858-1947), Нильс  Бор (1885-1962), Владимир Вернадский (1863-1945), Илья Пригожин (р.1917).

Особенности развития науки на современном этапе:

  1. Усиление процесса интеграции, т.е. слияние отдельных наук. Иногда эту особенность называют новым универсализмом, т.к. в отличие от старого, новый был уже основан на высоком уровне развития отдельных специализированных наук.
  2. Появление некоторых целостных отраслей знаний, появление отраслей знаний, которые исследуют всеобщее в природе
 

    3.Наука,  как система духовных  ценностей, знаний  определенного рода. Понятие научной  революции. 

    Усилилось регулирование науки, увеличился объем  ценных знаний от которых и ведет наука рост духовных ценностей происходили в двух реформах:

  1. В Эволюционной форме
  2. Быстро, в виде взрывов- революций

     Научная революция есть исторический сдвиг в развитии естествознании науки в целом резко меняющей представление людей о структуре мира. Научная революция – создание новой научной картины мира. Научные революции начинаются со сдвигов в отдельных науках, с частных научных революций и завершаются общими (глобальными). Пример: революция в физике в виде открытия закона всемирного тяготения Исааком Ньютоном в XVII веке; Менделеев в XIX веке открыл таблицу химических элементов; эволюционная теория в биологии Дарвин XIX век.

     Специфика научных революций состоит в том, что эти революции тихи, бесшумные. Однако, не смотря на это последствия этих революций в судьбах людей оказываются более значительными, чем последствия социальных революций (Французская буржуазная революция; Октябрьская революция). Для человеческой истории цивилизации, культуры, для безопасности и благополучия жизни людей такие деятели науки, как Жан Жак Руссо, А. Эйнштейн сделали больше, чем знаменитые революционеры (В.Ленин). Общим итогом научных революций является возникновение в ходе них создание новых научных картин мира. 

     Научные революции приводят к вполне зримым итогам  к созданию новой научной парадигмы. Понятие парадигмы впервые ввел в научный оборот крупнейший современный историк Томас Кун в книге «Структура научной революции». В этой книге он дает следующее определение: Парадигма (научная картина мира) – это новый образ мысли, это общее представление о мире, это его обобщающая модель, это основа всей духовной культуры. Новая парадигма возникает как итог или эволюции или революции в науке. Содержание каждой парадигмы является сложным, многообразным.

      Научная картина мира включает  2 части, каждая из которой отвечает на следующие вопросы:

1.Вопрос  о структуре мира. Что есть  мир?

2.Каковы  свойства этого мира?

   Демокрит объявлял: «Мир –это атомы».ученые использовали идеальное бытие и объявляли как это делал Платон: «Что мир в своей основе идеален. Мир состоит из 3- х структур. Состоит из вещей и идей, объектов. Эти объекты находятся в связях между собой. 

    4. Причины устойчивости  и изменчивости  научных картин  мира 

      Возникнув в результате эволюции или революции парадигма, обнаруживает большую устойчивость. Она сохраняется в течении столетий, иногда тысячелетиями. Однако эта устойчивость имеет свои пределы, границы. В    конце концов, научная картина мира под влиянием или эволюционных или революционных сдвигов в развитии науки сменяют друг друга. Поэтому историю науки, как системы ценностей можно представить как последовательную смену парадигмы. Но отсюда возникают 2 вопроса:

  1. Каковы причину устойчивости, стабильности научной картины мира?
  2. Каковы причины их изменчивости?

    Причины устойчивости научной картины мира

В истории  науки существуют 4 научные картины  мира:

  1. Топоцентрическая- существовала 1 млн. лет
  2. Аристотелевская – 2 тыс.лет
  3. Коперниканская – 300 лет
  4. Энштейновская -100 лет

Вывод

      В научной картине мира обнаружена большая устойчивость, причины:

  1. Для того чтобы создать научную картину мира надо накопить много фактов.
  2. Новые открытия мало сделать, надо доступно объяснить, так чтобы открытие понял средний человек.
  3. Это сопоставление новым открытиям ученых старых поколений.
 
 

Глобальные, научные картины  мира

План

  1. Топоцентрическая донаучная картина мира.
  2. Геоцентрическая научная картина мира.
  3. Гелиоцентрическая научная картина мира.
  4. Современная научная картина мира.
  5. Общий вид и перспективы современной научной картины мира.
 
 

    1.Топоцентрическая донаучная картина мира. 

      Топоцентрическая – это первая донаучная картина мира. Она возникла, как результат накопления человеческих знаний в первобытном обществе. Она существовала дольше всех других (около 1 млн. лет) от появления человека до появления первой цивилизации (Египетское гос-во; на территории Ирана, Ирака). Создатели ее безымянны. Ее содержание сводится к тому, что центром мира является та местность,  где живут люди данного рода или племени. Причем по представлениям первобытного человека границы этого мира находятся там, где кончаются земли доступные членам данного племени, а мир за этими границами – мир чуждый, враждебный (включая и людей, которые приходят от туда). Эта картина мира основана на религиозных, мифологических представлениях, на вере. С точки зрения гуманитарной нравственности эта концепция внушала людям максимальный эгоцентризм, поскольку картина исходила из признания того, что мир есть это Я и мои соплеменники. 
 

2.Геоцентрическая  научная картина  мира

Геоцентрическая – эта картина мира представляла собой первые успехи разума, логики, основ любой науки. Время ее создания середина первого тысячелетия до н.э. период ее господства 2 тыс. лет (до эпохи нового времени). Создатели: Аристотель (IV в. до н.э.); Птолемей (II в. н.э.). Ее содержание определялось на астрономических и математических знаниях.  

    Геоцентрическая система Аристотель - Птолемей. 
     

 
 
 
 

     Основным методом, на который опирались создатели это картины опора на разуме (наблюдение за природой, космическим миром). У этой картины мира была своя нравственно гуманитарная сторона и состоит она  в том, что эта картина мира предлагает центром мира всю Землю, способствовала преодолению первобытного местничества, эгоцентризма. Однако вместо этого Геоцентрическая картина мира пыталась утвердить представленную норму, в  том что центром мира является человек и та планета на которой он живет. Она пыталась возвеличить человека.  

Информация о работе Контрольная работа по «Концепции современного естествознания»