Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция

Описание

Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.docx

— 369.92 Кб (Скачать документ)

Еще одним результатом  антикоррупционной операции стал референдум 1993 г., на котором большинство итальянцев высказалось за полную отмену государственного финансирования политических партий. Ненависть к высокопоставленным взяточникам достигла такого предела, что предотвратить острый политический кризис стало практически невозможно. Многие государственные и политические деятели Италии оправдывали коррупцию  тем, что брали деньги не для себя лично, а на нужды своих партий. Однако несмотря на громкие скандалы и общественное мнение, разрушить  привычную систему партократии  так и не удалось. Практика государственного финансирования политических партий действует  и по сей день. Правда, в 1994 г. основа прежнего режима - пропорциональная избирательная  система - была заменена на преимущественно  мажоритарную, что серьезно подорвало  систему партократии, но доступ к  государственным финансам остался  прежним.

В настоящее время  в политической системе Италии осталось три основных канала получения государственных  средств политическими партиями и объединениями:

Первый – покрытие расходов на предвыборные кампании, причем не только внутри страны, но и в Европарламент. С этой целью государство формирует  специальный фонд из расчета 4 тысячи лир на каждого избирателя, внесенного в списки для голосования. Таким  образом, после подведения официальных  итогов каждая партия получает из казны  сумму, пропорционально набранному количеству голосов. Так, например, на предстоящих в 2001 г. парламентских  выборах будет истрачена рекордная  сумма 200 млрд. лир.

Второй – добровольные отчисления от подоходного налога на физических лиц. Каждый избиратель, заполняя налоговую декларацию, может указать  сумму, которую он желает отдать той  или иной политической партии. Кстати сказать, этот закон действует и  в отношении финансирования католической церкви. Только за период 1997-1998 гг. таким  образом на счета 45 действующих политических партий было перечислено более 270 млрд. лир, причем многие партии были учреждены  только для того, чтобы получить доступ к государственной кормушке. Правда, вскоре после этого этот источник финансирования политических партий был перекрыт, но он постепенно возрождается в других формах.

Третий – централизованное выделение средств на нужды партийных  изданий. По этой статье за период 1994-1999 гг. партийным газетам и журналам было выделено около 294 млрд. лир, в том  числе закрытой ныне газете КПИ «Унита» 79 млрд., газете неофашистского Национального  альянса «Секоло д’Италия» 32 млрд. , а листок сепаратистов из Лиги Севера «Падания» получил более 22 млрд. Таким образом, политические партии Италии только за последние 6 лет распределили между собой более 1 млрд. лир государственных  средств и около 453 млрд. лир частных  пожертвований. Причем любопытно, что  самую крупную сумму частных  пожертвований (около 1 млрд. 265 млн. лир) получил Антонио ди Пьетро, легендарный  борец с коррупцией и руководитель операции «Чистые руки».

Что же касается самой  этой операции, то с юридической  точки зрения она потерпела полный провал, так как за все это время  за решеткой оказалось лишь несколько  наиболее скомпрометировавших себя политических деятелей. В конце 90-х  гг. руководители операции «Чистые  руки» вынуждены были признать, что  из сотен заведенных ими уголовных  дел до конца были доведены лишь единицы.

И тем не менее  она оказала огромное воздействие  на политическую жизнь страны. Во-первых, ее можно сравнить с бескровной «бархатной революцией» в странах Восточной  Европы, которая решительно и бесповоротно смела правящие режимы. Во-вторых, итальянская  система правосудия окончательно показала свою несостоятельность и неспособность  навести порядок в стране. Причем операция «Чистые руки» была обречена еще в 1994 г., так как именно с  этого времени итальянцы утратили доверие к правосудию и перестали  сотрудничать с государственной  властью, а знаменитый следователь  Антонио ди Пьетро в знак протеста снял с себя черную тогу в зале суда и навсегда ушел из прокуратуры в  большую политику.

А самое главное  достижение операции «Чистые руки»  заключалось в том, что по ходу ее проведения к власти в стране пришло правительство правых сил  во главе с Сильвио Берлускони – крупным финансовым магнатом , чей любимый победный клич «Вперед  Италия!» («Форца Италия») - стал названием  его собственной политической партии (1994 г.). Правда, это правительство  недолго продержалось у власти и  вскоре и уступило место левоцентристской коалиции «Олива», которая разрушила  всю послевоенную политическую систему  и заложила началоВторой республике в Италии. А на состоявшемся вскоре после этого референдуме итальянские  избиратели однозначно высказались  за отмену пропорциональной избирательной  системы и переход к одномандатным  округам. Таким образом, в первой половине 90-х гг. закончилась эпоха  Первой республики и стали формироваться  основы нового политического режима.

После победы на парламентских  выборах 1994 г. блока политических сил  Союз за свободу во главе с С. Берлускони новое правительство обещало  избирателям покончить с коррупцией, окончательно решить проблему безработицы  и навести порядок в стране. Однако вскоре после этого против самого премьер-министра возбуждено уголовное  дело по факту взяточничества, в  результате чего все правительство  подало в отставку. Этому способствовал  также и решительный шаг лидера Лиги Севера У. Босси, который обвинил  Берлускони в диктаторских замашках, вышел из состава правящей коалиции и поставил вопрос о вотуме доверия  правительству. В падении правительства  Берлускони сыграло свою роль и неумение последнего вести политический диалог с соратниками. Он пытался управлять  страной так же, как управлял принадлежащей  ему корпорацией «Финнинвест» и  многочисленными телеканалами.

После ухода в  отставку С. Берлускони не успокоился и стал собирать вокруг своей партии «Вперед, Италия» новые политические силы, включая даже неофашистский  Национальный альянс, во главе которого уже несколько лет стоял Джанфранко Фини. Следует сказать, что неофашистам  удалось в последние годы создать  себе имидж довольно респектабельной  политической партии и успокоить  тех, кто всегда выражал озабоченность  перспективой их вхождения в состав правительственной коалиции.

Новым премьер-министром  стал Ламберто Дини, представитель  независимых политических сил страны. Новое правительство объявило, что  будет проводить политику равноудаленности от ведущих политических сил и, опираясь на беспартийных технократов, постарается  придать новый импульс экономическому развитию страны. Впрочем, это правительство, как и ожидалось, продержалось недолго  и рухнуло под напором нового политического кризиса.

Вторая республика в Италии. В апреле 1996 г. Италия прошла через горнило всеобщих выборов  по новым правилам, отдав предпочтение не отдельным старым партиям, а недавно  образованной из осколков левых партий левоцентристской коалиции «Олива». Новым  премьер-министром стал Романо Проди  – главный инициатор важнейшей  политической новации 90-х гг. – беспрецедентного союза левых демократов (бывших коммунистов) и народников (левых католиков из развалившейся ХДП). Именно тогда впервые в истории Италии была опробована биполярная политическая система, в которой борьба левых и правых вылилась в противостояние мощных политических сил и персонифицировалась в схватке между харизматическими лидерами Романо Проди и Сильвио Берлускони.

Октябрьский правительственный  кризис 1998 г., ставший итогом титанических усилий принципиальных противников  биполярной политической системы, закончился тем, что Р. Проди ушел в отставку, а место премьер-министра занял  лидер левых демократов и бывший коммунист Массимо Д’Алема, сформировавший новое правительство по новой  партийной формуле. Однако «оливковый проект» профессора Проди на этом не завершился. Вскоре выяснилось, что  он является наиболее вероятной кандидатурой на более высокий пост председателя Европейской комиссии и в течение  нескольких лет будет возглавлять  правительство единой Европы.

В следующем году Р. Проди объявил о создании собственной  партии под названием «Демократы за Оливу», в которую вошли все  левые мэры итальянских городов  и знаменитый борец с коррупцией ди Пьетро. «Наш дом открыт для всех, - заявил он своим избирателям в 1996 г. – Проект «Олива» вовсе не исчерпал себя». При этом Проди не скрывал, что собирается создать в Италии партию по образу и подобию Демократической  партии США, в связи с чем пригласил  к себе многих членов партии «Итальянское обновление» во главе с министром  иностранных дел Альберто Дини.

В то же время бывший премьер-министр страны и лидер  правой оппозиции С. Берлускони вновь  предстал перед судом по обвинению  в коррупции. Это было далеко не первое обвинение и, как утверждают следователи  Генеральной прокуратуры Италии, далеко не последнее. Такая же судьба постигла и другого политического  деятеля Италии – Д. Андреотти, семикратного премьер-министра, которому помимо всего  прочего предъявили обвинение в  организации убийства известного журналиста. Правда, вскоре его оправдали за недостаточностью доказательств, но этот процесс окончательно разрушил старую политическую систему страны и вывел  на первый план совершенно новых государственных  деятелей.

Таким образом, развернувшаяся в начале 90-х гг. операция «Чистые  руки» окончательно смела правящий режим ХДП, а вместе с ним покончила  с политической карьерой Д. Андреотти, одного из патриархов политической жизни  Италии послевоенного периода. Оправдание Андреотти имело свой глубокий политический смысл. Правящие круги Италии не могли  признать перед всем миром, что на протяжении полувека страной правил опасный преступник, связанный с  мафией и заказывавший убийства неугодных  ему людей.

В конце 90-х гг. в  стране вновь дала о себе знать  левоэкстремистская организация «Красные бригады». Не успели итальянцы забыть о так называемых «свинцовых годах» (70-80-ее гг.), когда террористы взрывали дома и общественные здания и убивали  ни в чем не повинных людей, как  в мае 1999 г. в Италии снова прогремели выстрелы. Так, например, неподалеку от своего дома был убит известный профессор  Д’Антона, которого бригадисты обвинили в защите «империалистической политики правящих кругов страны», пытающихся создать  нечто вроде корпоративного государства. В начале 90-х гг. «Красные бригады» были фактически разгромлены, а их лидеры оказались за решеткой. Однако за последние  годы, судя по всему, подросло новое  поколение экстремистов, внушающих  серьезные опасения насчет благополучного будущего Италии в ХХ1 веке.

В это время Италию потряс еще один крупный скандал, связанный с так называемым «архивом Митрохина». После его опубликования  на Западе обнаружилось, что в списке получателей финансовой помощи из СССР находился 261 человек из числа бывших членов итальянской компартии, к  которой принадлежал и премьер-министр  Италии Массимо Д’Алема. В этом архиве говорилось, что ИКП получила за несколько десятилетий свыше 500 млн. долларов. Кроме того, Советский  Союз снабжал некоторые итальянские  фирмы нефтью и другими видами сырья, доходы от продажи которой  также шли на нужды итальянской  компартии. В некоторых документах содержались сведения о том, что  спецслужбы СССР разрабатывали план физического устранения основателя еврокоммунизма и лидера компартии  Э. Берлингуэра.

В результате этого  громкого «шпионского» скандала и очередного правительственного кризиса премьер-министр  Италии Д’Алема вынужден был подать президенту страны прошение об отставке и сформировать новый кабинет  в рамках прежней левоцентристской коалиции «Олива». «На основе нового политического договора, - заявил премьер-министр  депутатам парламента, - разумно  будет создать обновленное правительство. Мы должны вместе начать новый этап, который можно будет назвать  сезоном новой «Оливы». Разумеется, сейчас никто в правящей коалиции не ставит под сомнение его лидерство, однако даже его сторонники открыто  говорят, что на парламентских выборах 2001 г. кандидатом от левоцентристских сил вполне может стать Р. Проди.

Масла в огонь  правительственного кризиса подлили  социалисты из коалиции «Олива». Они  никак не могли простить премьер-министру забвения судьбы видного политического  деятеля послевоенной Италии, лидера Социалистической партии и бывшего  премьер-министра Б. Кракси, который  уже долгое время скрывался от правосудия в Тунисе. Его приговорили  к 20 годам тюремного заключения, но состояние его здоровья требовало  проведения срочной операции на родине, чему правительство М. Д’Алемы всячески препятствовало. После этого социалисты потребовали отставки кабинета министров  и проведения новых выборов. Однако президент страны не стал накалять обстановку и поручил премьер-министру сформировать новый кабинет.

Второе правительство  Д’Алемы получило вотум доверия  парламента, хотя его вряд ли можно  было назвать устойчивым ( 310 голосов  против 287 при 18 воздержавшихся). Это  было одно из самых слабых правительств последнего времени, не опиравшееся  на большинство депутатов и запятнавшее  себя отчаянной демагогией. Особое возмущение оппозиции вызвали министр  юстиции и правоверный коммунист  О. Дилиберто и министр обороны  и вчерашний неофашист Р. Миссервилле. По сути дела, второе правительство  Д’Алемы было утверждено лишь благодаря  тому, что его вчерашние союзники воздержались при голосовании в  парламенте, а сделано это было в обмен на некоторые уступки  со стороны премьера, который, в частности, поддержал требование социалистов  о создании специальной парламентской  комиссии по расследованию обстоятельств  знаменитой антикоррупционной операции «Чистые руки». «Родовая травма», как  образно окрестили формирование нового правительства, неизбежно должна была привести его к новому правительственному кризису и к тому же задолго  до парламентских выборов 2001 г.

Этот кризис произошел  в мае 2000 г., когда после долгих и весьма болезненных консультаций и согласований в стране было сформировано 57-е послевоенное правительство  левоцентристской коалиции во главе  с бывшим социалистом Джулиано Амато. Этому предшествовали бурные дебаты в парламенте, в ходе которых кандидата  на пост премьера обвинили в том, что  он был участником дьявольского механизма  коррумпированной партократии, а затем вместе с другими лидерами Социалистической партии пытался воспрепятствовать проведению операции «Чистые руки». Однако депутаты парламента все же проголосовали за кандидатуру Дж. Амато, доверив ему управление страной.

Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации