Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:22, лекция

Описание

Рассмотрены факторы глобализации, политические векторы в мировом масштабе, проведен анализ существующих сил.

Работа состоит из  1 файл

Глобализация.docx

— 369.92 Кб (Скачать документ)

Для этого она должна принять  и обеспечить жильем и работой  до 2050 г. более 20 млн. иностранцев, то есть расширить ныне существующую квоту  на въезд в страну с 30 тысяч человек в год до 240 тысяч. В противном случае население страны, которое сейчас составляет 39,6 млн. человек, к указанному периоду в будущем сократится до 30 млн., а средний возраст испанца будет равняться 54 годам, что на 16 лет выше среднего по всему миру. А из этого следует, что если сейчас на одного пенсионера в Испании работают 4-5 человек, что уже вызывает определенные трудности с финансированием социальных программ, то к середине ХХ1 века их будет только 1,7 человека, что грозит полным обвалом всей социально-экономической системы страны.

Однако сейчас проблема нелегальных  иммигрантов стала для правительства  Испании настоящим бедствием. После  смягчения иммиграционных правил в 1999 г. в страну хлынул поток иммигрантов  из стран Магриба, Латинской Америки, Центральной Африки, а в последнее  время и из стран Восточной  Европы. Правительство делает все  возможное, чтобы пресечь нелегальную  иммиграции и даже разрабатывает  планы сооружения «электронной стены» для предотвращения наплыва беженцев из-за рубежа. Однако все эти меры не приносят желаемого результата.

Весьма значительные перемены произошли за последние годы во внешней  политике Испании. Разорвав доминирующую в годы правления Франко международную  изоляцию, Испания активно подключилась к решению международных проблем  и постаралась выйти за пределы  традиционных отношений с НАТО, ЕС, США и странами Латинской Америки. Премьер-министр Х. Аснар совершил поездку по странам Азии, посетил  в 1999 г. Россию и благожелательно  принял у себя президента России В. Путина ( июль 2000 г.). В ходе последней  встречи стороны констатировали, что Испания занимает 7-е место  среди стран ЕС по капиталовложениям  в российскую экономику, хотя резервы  сотрудничества между двумя странами далеко не исчерпаны. После кризиса 1998 г. испанские инвестиции сократились  до 1,7 млрд. долларов, что не отвечает взаимным интересам обеих стран.

Важное место во время  переговоров было уделено проблемам  терроризма вообще и международного в частности. У обеих стран  есть немалый опыт борьбы с терроризмом, а различия в реализации тех или  иных антитеррористических задач касаются в основном тактики применения соответствующих  средств. Испания решительно выступает  против таких операций, которые приводят к гибели мирного населения и  массовых разрушений городов и сел.

Кроме того, испанский премьер-министр  ясно дал понять президенту России, что не видит будущего ЕС без России, а российский президент выразил  готовность всемерно способствовать повышению  международного статуса Испании.

ПОРТУГАЛИЯ

После «революции гвоздик» 1974 г., когда уставшие от полувекового авторитарного режима диктатора  Салазара демократически настроенные  военные положили конец прогнившему  режиму, скомпрометировавшего себя длительной и безуспешной колониальной войной в Африке, Португалия стала медленно восстанавливать демократические  традиции и свою разрушенную диктаторским режимом экономику. К началу 90-х  гг. в стране были проведены демократические  реформы и почти полностью  перестроена экономическая система. В руки частного капитала перешли  тысячи промышленных предприятий банков и страховых компаний, однако государственный  сектор все еще продолжал играть заметную роль экономическом развитии страны.

Главную задачу восстановления страны взяли на себя члены Социалистической партии (СПП), созданной незадолго  до свержения диктатуры. Основателем  СПП стал видный деятель Мариу  Соареш, который впоследствии возглавит  правительство и станет президентом  страны.

На парламентских  выборах 1995 г. Социалистическая партия Португалии одержала убедительную победу над правыми силами, получив 43,8% голосов  и 113 мандатов из 230. Социалисты сформировали правительство меньшинства, которое  успешно проработало 4 года и доказало, что может эффективно управлять  страной.

В феврале 1999 г. в  столице состоялся Х1 съезд правящей СПП, на котором генеральным секретарем в очередной раз был избран премьер-министр страны Антониу  Гутерреш. Это был самый спокойный  съезд социалистов, так как лидерство  в партии было уже определено, а  экономические показатели трехлетнего  правления правительства внушали  оптимизм даже правым. Одновременно с  этим А. Гутерреш был избран очередным  председателем Социнтерна, что заметно  повысило его политический авторитет  как внутри страны, так и за ее пределами.

Португалия вступила в 90-е гг., будучи одной из самых  бедных стран Европы, а к концу  этого десятилетия демонстрирует  быстрый рост экономики, сопровождающийся сокращением безработицы, снижением  инфляции (3,8% в год) и повышением минимальной заработной платы, которая  составила 350 долл. в месяц. Кроме  того, в результате проводимой правительством политики «социальной солидарности»  около 800 тысяч португальцев с низкими  доходами получают приближающиеся к  минимальной зарплате пособия, а  национальная валюта эскудо, стала  на редкость стабильной и вплотную приблизилась к евро.

Однако многие наблюдатели  отмечают, что соцпартия все больше становится безликой, а ее лидеры заинтересованы не столько в укреплении ее рядов, сколько в увеличении электората. Словом, в погоне за популярностью  СПП все сильнее сползает к  центру, превращаясь в своеобразное «ассорти всех граждан – от рабочих  до крупных капиталистов». Сознавая эту опасность, А. Гутерреш заверил  делегатов съезда, что правительство  социалистов, даже если оно получит  абсолютное большинство на очередных  выборах, всегда будет верно служить  интересам народа, проявлять толерантность  и поддерживать конструктивный диалог со всеми политическими силами, не отказываясь при этом от своих  партийных целей и задач.

Что же касается ранее  популярных марксистских фраз, то о  них сейчас практически забыли. Португальские  социалисты прочно заняли все высшие посты в государстве и давно  уже порвали с революционным  пафосом своей партии. Так, например, социалист Жорже Сампайо стал президентом республики, председателем  парламента стал социалист Алмейда  Сантуш, а список кандидатов от СПП  на очередных выборах в Европарламент  согласился возглавить основатель партии Мариу Соареш. Возросший авторитет  Португалии был признан членами  Европейского союза, которые позволили  руководству страны возглавить эту  организацию в первой половине 2000 г. Это помогло окончательно вывести  страну на передовые рубежи экономического и социального прогресса.

В октябре 1999 г. в  Португалии состоялись очередные парламентские  выборы, на которых, как и ожидалось, победу вновь одержали представители  Социалистической партии. В выборах  приняли участие 11 политических партий и одна предвыборная коалиция, состоящая  из коммунистов, независимых и «зеленых». Убедительная победа социалистов предоставила им возможность продолжать начатые  социально-экономические реформы и бороться за достойное место Португалии в сообществе европейских стран.

В отличие от соседней Испании, в Португалии практически  нет террористических организаций, однако правительство внимательно  наблюдают за ростом терроризма в  сопредельной стране, тысячекилометровая граница с которой существует только на карте. Лиссабон делает все  возможное, чтобы не допустить распространение  зоны действия баскских террористов  на свою территорию. И в первую очередь  всячески избегает портить отношения  с самими басками. Так, например, один из региональных судов Португалии отверг требование министерства внутренних дел  предоставить разрешение на высылку  из страны одного баска, который уже  несколько лет находится в  Португалии и подозревается в  связях с сепаратистами ЭТА. Население  встретило это решение суда с  облегчением, а правительство постаралось  не комментировать его, чтобы избежать излишней огласки.

Еще одной серьезной  проблемой для Португалии является все более возрастающий приток иностранной  рабочей силы, остановить который  правительство пока не в силах. По данным министра внутренних дел, в стране сейчас проживает более 200 тысяч  иммигрантов из бывших португальских  колоний – Мозамбика. Анголы, Гвинеи-Бисау, Капо-Верде и Бразилии. Именно против них, как полагают правоохранительные органы страны, была направлена террористическая акция в апреле 2000 г., когда было взорвано помещение лиссабонской дискотеки. В результате мощного взрыва погибло 7 человек и 35 получили серьезные  ранения. Учитывая сложную ситуацию с иммигрантами из Африки, правительство  А. Гутерреша пошло на самые жесткие  меры и даже объявило «визовую войну» своим бывшим колониям, в результате которой многих нелегальных иммигрантов  отлавливают в аэропорту и  тут же отправляют обратно.

В последние годы в Португалию проникает все больше граждан из Восточной Европы, в  том числе и из России. Сейчас в Португалии низкий уровень безработицы, а в отдельных отраслях, таких, например, как гражданское строительство, даже ощущается нехватка рабочей  силы. В 1999 г. правительство страны провело  чрезвычайную кампанию по легализации  значительного числа нелегальных  иммигрантов, что еще больше увеличило  приток в страну иностранцев.

В 90-е гг. Португалия оставалась активным членом Евросоюза  и НАТО и поддерживала практически  все акции этих организаций, в  том числе и на Балканах. Одновременно правительство социалистов пытается расширить круг своих партнеров  и налаживает отношения с другими  странами Азии, Африки и Латинской  Америки. Так, например, недавно Лиссабон посетил с официальным визитом  президент Индонезии, и в ходе переговоров обе стороны договорились перейти от конфронтации к деловому сотрудничеству. Португалия добилась своей цели, убедив Индонезию провести в Восточном Тиморе референдум с  перспективой отделения его от остальной  части страны.

В мае 2000 г. премьер-министр  Португалии Антониу Гутерреш посетил  с официальным визитом Россию, где провел переговоры с руководством страны. Были намечены перспективы  сотрудничества обеих стран в  таких областях, как энергетика, сельское хозяйство, рыболовство, наука  и технология. Кроме того, Россия обязалась осуществить поставки в Португалию большого количества изделий  металлургической промышленности. Еще  более широкие перспективы взаимовыгодного  сотрудничества обсуждались в декабре  того же года во время визита в Москву министра иностранных дел Португалии Жайми Гама.

НОРВЕГИЯ

В 90-е гг. Норвегия вновь подтвердила свою давнюю репутацию  высокоразвитой страны с со стабильной экономикой и современной системой социального обеспечения. Во многом это объясняется не только высокоразвитой промышленной базой, но и эффективным  нефтегазовым хозяйством страны, которое  создавалось в течение последних  сорока лет и достигло в конце  ХХ в. высочайшего уровня. На нефтегазовом рынке Норвегии сейчас работают около 20 компаний, однако главную роль играет государственная компания «Статойл», созданная еще в 1972 г. Немного  найдется в мире государственных  предприятий, работающих с такой  высокой эффективностью.

Разведанные нефтегазовые ресурсы Норвегии составляют чуть меньше 15 млрд. тонн. Это дает возможность  добывать свыше 170 млн. тонн нефти, 50 млрд. кубометров газа и 10 млн. тонн газового конденсата. Таким образом, на душу населения Норвегия добывает в десятки  раз больше сырья, чем соседняя Россия с ее несметными природными ресурсами.. При этом норвежцы очень бережно  относятся к своим природным  богатствам и не спешат опустошить природные кладовые.

До 1997 г. страной  правила Норвежская рабочая партия (НРП) во главе с премьер-министром  Гру Харлем Брундтланд. За долгие годы своего правления НРП провела  важные социально-экономические реформы, а в начале 90-х гг. перешла к  политике жесткой экономии, направленной на сокращение производственных издержек и повышение эффективности народного  хозяйства. Незадолго до очередных  парламентских выборов премьер-министр  страны Г.Х. Брундтланд обратилась через  газету «Арбейдербладет» к своим  избирателям с обещанием принять  решительные меры по сокращению безработицы (5%), реализовать программу защиты окружающей среды и продолжать борьбу за социальную справедливость.

Однако вскоре представители  НРП добровольно ушли в отставку, хотя на выборах набрали в сумме  больше голосов, чем три остальные  партии вместе взятые. Лидер НРП  Т. Ягланд объяснил уход в отставку своего правительства необходимостью консолидации партийных рядов и  завоевания новой популярности среди  избирателей. Другими словами, социал-демократы  решили использовать свое пребывание в оппозиции для передышки  после многих десятилетий руководства  страной, чтобы возглавить ее на пути к дальнейшей модернизации.

В результате этой неожиданной рокировки власть перешла  в руки представителей правоцентристской  Народно-христианской партии во главе  с Х. Бунневиком, которые правили  страной до конца 90-х гг. и ушли в отставку накануне очередных парламентских  выборов.

Летом 2000 г. в Норвегии в очередной раз разгорелись  споры вокруг судьбы монархического строя. Многие видные общественные деятели  страны потребовали от парламента рассмотреть  вопрос об упразднении монархии, мешающей, по их мнению, развитию демократии и  даже нарушающей права человека. Причиной для подобного всплеска эмоций послужила  сомнительная связь престолонаследника Хокона Магнуса с простой официанткой, матерью-одиночкой, муж которой был  в свое время осужден за хранение наркотиков и хулиганство. Согласно кодексу королевского двора, претенденты  на трон не могут заключать браки  с особами из низших слоев общества, дабы соблюсти приличествующую дистанцию  от простых масс и не осквернять знатный род. Пока в обществе шли  ожесточенные споры насчет будущего монархии, у наследника, судя по всему, появились сильные сомнения в  целесообразности занятия им королевского престола.

Одновременно с  этим в стране разгорелись страсти  по поводу усиления националистических настроений среди определенных слоев  населения. В Норвегии нет запрета  на деятельность экстремистских организаций, а с другой стороны, нет и политических партий, пропагандирующих насилие и  расизм. «Партию прогресса» Карла  Хагена к ним отнести нельзя, хотя многие часто сравнивают его с  Ле Пеном и Й. Хайдером. Карл Хаген  более осторожен, никогда не высказывает  расистских взглядов и вообще претендует на буржуазную респектабельность, постоянно  отмежевываясь от экстремистов. Его  партия быстро набирает силу и пользуется популярностью у 25% населения, вплотную приближаясь к социал-демократам НРП, которые собирают около 31 %.

Информация о работе Мир накануне перехода к постиндустриальной цивилизации