Научная картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 07:16, реферат

Описание

Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек должен пытаться познать этот мир и осознать свое место в нем. Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее - научную картину мира. Содержанием ее являются основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе развития науки и культуры человечества.

Работа состоит из  1 файл

Научная картина мира.docx

— 42.33 Кб (Скачать документ)

В последние годы, благодаря космическим телескопам, удалось достичь еще более  высокого качества в составлении  звездных карт. С помощью Хаббловского космического телескопа астрономы составили каталог, описывающий около 15 миллионов звезд. Самое последнее достижение в составлении звездных карт – это два новых каталога, изданных ныне Европейским космическим агентством. Они сделаны на основе наблюдений при помощи космического телескопа на спутнике «Гиппаркос». На сегодняшний день эти каталоги самые точные; один из них в трех томах называется «Тысячелетний звездный атлас» («Millennium Star Atlas»).

Современные телескопы  позволяют наблюдать галактики, удаленные от Земли на расстояние 13,5 миллиардов световых лет. Были зафиксированы  впервые совершенно новые космические  объекты и процессы, что привело  к появлению альтернативных космологических  моделей – сейчас их насчитывается  уже несколько десятков. С 90-х  годов ХХ века открытия в астрономии следуют буквально одно за другим [4]. В июле 1994 года впервые наблюдалось  взаимодействие кометы с планетой (Юпитером), в результате чего ядро кометы рассыпалось на 21 фрагмент, которые врезались в планету. Это – реальный космический Апокалипсис, снятый астрономами с помощью телевидения.

До 1995 года Вселенная  представлялась безводной пустыней. Исследования, проведенные в 1996...1998 годах, показали, что вода присутствует во всех частях Вселенной и, видимо, помогает газопылевым облакам конденсироваться, отводя от них тепло и способствуя  образованию планет.

Исследование звезды CW в созвездии Льва в 2001 году, например, показало, что в окружающем этот красный гигант пространстве воды содержится в 10 тысяч раз больше, чем предполагалось. В июне 2001 года данные, собранные  зондом, позволяют утверждать, что  средняя температура Вселенной  составляет 2,735 К, а возраст нашей Вселенной – 13,7 миллиардов лет; обычной материи в ней, из которой состоят звезды и планеты, всего 4%, а вот темной материи – частиц, не испускающих видимого излучения, 23%; на темную энергию приходится 73%. Вселенная однородна, а это означает, что Большого взрыва не было, ибо молодая Вселенная была бы намного сложнее.

Гипотеза Большого взрыва уже не раз подвергалась сомнению. Анализ снимка глубокого космоса, полученного  с помощью телескопа «Хаббл» 24 сентября 2004 года, также не подтвердил концепцию Большого взрыва. Существующая модель описания Вселенной признает факт ее расширения, несмотря на то, что  он подтвержден только изменением красного смещения излучения удаленных объектов. Других фактов, подтверждающих это, нет. Красное смещение спектров удаленных  галактик было впервые обнаружено американским астрономом Венсоном Слайфордом в 1922 году, а позже Эдвин Хаббл установил линейную зависимость этого смещения от расстояния наблюдателя до объекта (закон Хаббла). В рамках нестационарных моделей Вселенной данное явление интерпретируется как эффект Доплера, обусловленный расширением Вселенной.

Именно этот вывод  дал основание для выдвижения гипотезы о существовании «черных  дыр», куда все исчезает, что может  привести Вселенную со временем к  точечному вырождению. Но космологическое  красное смещение можно понимать иначе – как результат взаимодействия фотонов с фоном гравитонов (Иванов М.А.). В этом случае постоянная Хаббла не имеет никакого отношения к  скорости расширения и возрасту Вселенной, которая интерпретируется в данном случае как стационарная.

Помимо нетрадиционных космических объектов (квазары, пульсары, двойные звезды и т.д.) современная  астрономия открыла в глубинах космоса  и принципиально новые процессы, в том числе гамма-всплески. Эти секундные катастрофы метагалактического масштаба имеют мощность излучения, сравнимую с мощностью излучения всех звезд видимой Вселенной. Энергия, выделяемая при гамма-всплесках, колеблется от 1051 до 1054 эрг. Такой всплеск способен истребить жизнь в радиусе десятков, а то и сотен световых лет, и благо, что это происходит от Земли на расстоянии порядка 10 миллиардов световых лет. Природа данного явления не ясна. Выдвинуто предположение (Трофименко А.П.), что это вспышки антиколлапсирующирующих отонов – объектов общей теории относительности. Более чем 30 –летние наблюдения таинственных всплесков не нашли своего объяснения в рамках 4-х мерной космологической парадигмы.

Можно было бы и дальше умножать предположения об устройстве Вселенной, но и без того ясно отсутствие целокупной картины мира. Сциентистская  парадигма – следствие становления  и утверждения антропоцентрического мировоззрения, пришедшего на смену  теоцентризму, привела к отказу как от Бога, так от Космоса. Вместо того чтобы дополнить идею Космоса идеей Человека, европейская цивилизация отказалась от того и от другого. Таковы неизбежные следствия, вытекающие из антропоцентрической установки

В ХХ веке стационарные модели Вселенной уступили место  динамическим, притом стали популярными как космогонические, так и космологические гипотезы, число которых постоянно растет. Почти каждый крупный астрофизик предлагает свою модель происхождения и функционирования Вселенной. В этом победном шествии плюрализма исчезает всякий объединяющий принцип. Астрофизическое знание, а точнее сказать – теоретическая физика в целом, переживает явный кризис. В то же время появление в науке «антропного принципа» свидетельствует о поисках путей включения человека в современную картину мира. Альтернативой научной картине мира, в настоящее время чрезвычайно дробной и противоречивой, должно стать антропокосмическое мировоззрение, в котором субъект и объект, человек и природа не противостояли бы друг другу, а находились в гармонии. Крайности как традиционного (античного и средневекового) мировоззрения, так и новоевропейского (рационалистического) мировоззрения должны быть сняты в новом синтетическом мировоззрении, ассимилирующем все ценное в планетарной цивилизации.

ВЫВОДЫ

Открытие информационно-фазового состояния материальных систем существенно  дополняет и во многом изменяет существующие представления о мироустройстве.

Философско-методологический анализ открытия информационно-фазового состояния материальных систем с  учётом новейших естественнонаучных представлений  в области физики, химии и биологии показывает, что современная научная  картина мира представляет наше бытие  как информационно-управляемый материальный мир, позволяющий по своей структуре  осуществлять его бесконечное познание любому разумному объекту, достигшему соответствующего уровня развития, т.е. осознавшему своё подключение к единому информационному полю материальных систем.

Не менее важную роль в формировании новой научной  картины мира играет теория самоорганизации (синергетика). Она изучает любые самоорганизующиеся системы, состоящие из многих подсистем (электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, органы, сложные многоклеточные организмы, человек, сообщества людей). Особенно ее интересует согласованное состояние процессов самоорганизации в сложных системах различной природы. Самоорганизующейся можно считать систему термодинамически открытую, описываемую нелинейными динамическими уравнениями, в которой отклонение от равновесия превышает критические значения и процессы в которой происходят кооперативно.

Довольно долго  способными к самоорганизации считали  только живые системы, а объекты  неживой природы, как полагали, если и эволюционируют, то лишь в сторону  хаоса и беспорядка. Оставалось непонятным, как из подобного рода систем могли  возникнуть объекты живой природы, способные к самоорганизации, и  как взаимодействует живая и  неживая материя.

Современные концепции  самоорганизации позволяют разрешить  противоречие между теорией биологической  эволюции и термодинамикой. Теперь эти теории не исключают, а предполагают друг друга, если классическую термодинамику  рассматривать как своего рода частный  случай более общей теории — термодинамики  неравновесных процессов. Впервые  возникает научно обоснованная возможность  преодолеть традиционный разрыв между  представлениями о живой и  неживой природе. Жизнь больше не выглядит как островок сопротивления  второму началу термодинамики. Она  возникает как следствие общих  законов физики с присущей ей специфической  кинетикой химических реакций, протекающих  в условиях, далеких от равновесия. Не случайно исследователи, оценивая роль пригожинской концепции, говорили, что, переоткрывая время, она открывает новый диалог человека и природы.

В свете этих идей и открытий новую актуальность обрела концепция биосферы и ноосферы В. Вернадского. В ней жизнь предстает  как целостный эволюционный процесс (физический, геохимический, биологический), заключенный как особая составляющая в космическую эволюцию. Осознание  этой целостности во многом определяет стратегию дальнейшего развития человечества. Проблемы коэволюции человека и биосферы постепенно становятся доминирующими не только в современной науке и философии, но и в стратегии практической деятельности человека.

Специальные научные  картины мира со второй половины ХХ века значительно снижают уровень  своей автономности и превращаются в аспекты и фрагменты целостной  общенаучной картины мира. Они  соединяются в блоки этой картины, характеризующие неживую природу, органический мир и социальную жизнь и реализуют (каждая в своей области) идеи универсального эволюционизма...

На первый взгляд, как бы повторяется ситуация, характерная  для ранних этапов развития новоевропейской  науки, когда механическая картина  мира, функционируя как общенаучная, обеспечивала синтез достижений науки XVII — XVIII столетий. Но сходство лишь внешнее. Современная научная картина  мира основана не на стремлении к унификации всех областей знания, их редукции к  принципам одной какой-либо науки, а на единстве и многообразии разных наук. Известно, что специальные  картины мира, как и самостоятельные  научные дисциплины, существовали не всегда. Их не было в период становления  естествознания. Возникнув в эпоху  дифференциации науки, они затем  постепенно начинают утрачивать самостоятельность, превращаясь в аспекты или  фрагменты современной общенаучной  картины мира.Понятие  научная картина мира используется в разных интерпретациях. Это особая форма знания, основанная на научных данных, соответствующих определенному историческому периоду.

Понятие  научная  картина мира часто используется в значении образа и модели мира при характеристике мировоззренческих  позиций кого-либо. Но чаще термин «научная картина мира» обозначает ту систему  знаний, которая приобретается в  результате теоретических основ, заложенных в естественных науках, объектом исследований которых является природа и общество в единой связи и через фундаментальные  понятия.

Научная  картина  мира рассматривается в трех разновидностях:

Общее научное представление  о Вселенной и обществе на основе всех знаний, заключенных в разных дисциплинах.

Естественная картина  мира в научном ракурсе преставлений, сложившихся об обществе и природе  и обобщающих научные сведения, сложившиеся  вследствие развития естественных и  социально-гуманитарных дисциплин.

Дисциплинарное видение  мира, выражающееся в термине «онтология»  и понимаемое в свете определенной науки, например, физическая или химическая картина мира.

Научная  картина  мира кардинально отличается от ненаучных  тем, что она основывается на теории научно обоснованной, доказанной и  потому не вызывающей сомнений. Но это  не означает, что научная картина  мира тождественна научной теории. Первая отражает объект в целом, в  отрыве от процесса получения знаний, а теория одновременно несет в  своем содержании и логически  обоснованные доказательства. 

Научная  картина  мира выполняет три, тесно взаимосвязанные  между собой, функции, выполняемые  в процессе исследования.  Первая из них заключается в систематизации имеющихся научных знаний, образуя  сложное, но понятное и единое целое. Вторая функция состоит в определении  стратегии будущих научных познаний, когда НКМ выступает как исследовательская  программа. И третья задача, которую  она призвана выполнять, заключается  в обеспечении объективности  научных знаний и включении их в копилку культурного наследия человечества.

Философская  и  научная картина мира тесно связаны между собой. Они обе представляют форму познания человеком окружающей действительности. Однако философская картина имеет и свою специфику. Она рассматривает, в первую очередь, с точки зрения основания бытия. И во вторую очередь, философию интересует картина мира со стороны устройства общей структуры и состояния, в котором он находится. В зависимости от этого и формировались два основных понятия в философии, известны как материализм и идеализм. Если материализм признает основанием бытия материю, то идеализм на первый план выдвигает абсолютную идею.

При всей несхожести между собой философская и  научная картина мира сходятся в  том, что и ученый, и философ, анализируя любую ситуацию, должны сделать выбор  в сторону материалистической или  идеалистической позиции. То есть,  философское обоснование своей  позиции при рассмотрении вопросов вселенского значения становится обязательным. Исключить субъективные моменты  полностью, к сожалению, невозможно.

Современная научная  картина мира стремится приблизить знания к реальному состоянию  действительности и признает актуальность проблемы получения объективных  знаний только на основании многократной практической проверки. Ученые понимают невозможность создания картины  мира полностью и уделяют большое  внимание при исследованиях явлений  действительности характеристике общих  черт, сочетая объективное и субъективное. Даже такие фундаментальные открытия об основах мироздания, как строение атома и электронов, будет дорабатываться еще многими поколениями любознательных умов.

Информация о работе Научная картина мира