Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:41, доклад
Шопенгауэр считает нравственность врожденным качеством, характеризующим всех живых существ, не только людей, но и, например, животных. Мыслитель критикует религиозную (загробное воздаяние и наказание) и рационалистическую нравственность как псевдоморальные, основанные на эгоизме. Под этим же углом зрения он критикует «золотое правило» нравственности - «не делай другим того, чего себе не желаешь». По мнению Шопенгауэра, это правило базируется на эгоистичном принципе взаимности - «ты мне, я тебе».
1. Этические учения Древнего Востока, античная этика
2. Этика средневековья и эпохи Возрождения
3. Этические воззрения мыслителей Центральной Азии
4. Особенности этики Нового времени, этика XIX-XX вв
Основные этапы
развития этической мысли
СОДЕРЖАНИЕ
1. Этические учения
Древнего Востока, античная
2. Этика средневековья
и эпохи Возрождения
3. Этические воззрения
мыслителей Центральной Азии
4. Особенности этики
Нового времени, этика XIX-XX вв
ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО
ВОСТОКА, АНТИЧНАЯ ЭТИКА
Этика возникла более
двух с половиной тысяч лет
назад. Первые этические системы
сформировались на Древнем Востоке:
в Древней Индии и Древнем
Китае.
Главное отличие
древнеиндийского мировоззрения - его
религиозно-мифологическая направленность.
Следствием тотальной мифологизации
древнеиндийской культуры явилось
принижение значения естественнонаучного
знания, рациональности вообще. В итоге
древнеиндийская философия лишь
в малой степени
В Древней Индии
в VI в. до н.э. на основе религиозного учения
сформировалось нравственно-этическое
учение брахманизма. Основополагающей
идеей этого учения стало представление
о Брахме как абсолютной божественной
первооснове всего сущего и брахмане
как его индивидуальном проявлении.
Брахма рассматривается как активное
творческое начало, мировая душа, духовная
субстанция, из которой все порождается
и во что все превращается. Духовная
сущность человека представляет индивидуальное
проявление Брахмана - атман.
Смысл существования
человека состоит в том, чтобы
на основе праведной жизни получить
возможность объединить индивидуальную
душу - атман - с Мировой душой - Брахмой.
В достижении этой цели брахманисты
видят величайшее благо и высшее
назначение.
По учению брахманизма,
слияние человеческого начала с
божественным невозможно в течение
одной жизни. Должна пройти длительная
череда перевоплощений - Сансара. Сансара
- колесо жизни - но круговорот перерождений,
повторных рождений и смертей, которые
осуществляет каждое существо. Этот круговорот
подчиняется общему закону - Карме.
В широком смысле слова Карма
- это общая сумма совершаемых
каждым живым существом поступков
и их последствий, которые определяют
характер его нового рождения, т.е. дальнейшего
существования. В узком смысле, карма
- это влияние совершенного действия на
характер настоящего и последующего существования.
Каждому индивиду, каждому сословию (касте)
предписана Брахмой своя Карма.
С понятием сансары
и кармы тесно связано в
брахманизме понятие дхармы. Понятие
дхармы выражает некую безличную
закономерность Вселенной, которая
находится в самих вещах и
явлениях. Все подчинено этой закономерности:
боги, природа, люди. Благодаря ей устанавливается
место каждого явления, каждой частицы
мироздания в целом. В нравственно-этическом
учении делается акцент на дхарме каждого
отдельного человека и сословия (касты),
к которому он принадлежит. Дхарма понимается
как долг - совокупность религиозных
и общественных обязанностей каждого
человека и каждого сословия. Соблюдение
дхармы, следование долгу означает
выполнение человеком своего предназначения
в этом мире.
Тот, кто всегда ревностно
и усердно исполняет истинную
дхарму и прошел всю лестницу превращений,
достигает освобождения из потока сансар
и сливается с Брахмой. Это
состояние освобождения от перерождений
и достижение абсолютного блаженства
называется мокшей. Совокупность средств,
с помощью которых можно
Как и всякая религиозно-нравственная
концепция, этика брахманизма на
первое место выставляет религиозные
ценности: уважение и почитание богов
и их служителей, брахманов, содержание
брахманов, принесение богам жертвоприношений,
культивирование добродетелей смирения,
ненасилия и покорности. Чувственные
радости жизни признаются чем-то
ненастоящим, от чего необходимо воздерживаться
и отказываться во имя будущей
жизни.
Наряду с религиозными
добродетелями брахманизм культивировал
и целый ряд общечеловеческих
нравственных норм: почитание предков
и сохранение обычаев, уважение к
родителям и вообще старшим, гостеприимство,
доброжелательное отношение ко всему
живому, правдивость, благочестие, щедрость,
воздержание от гнева и стремлений
к удовольствиям.
Наоборот, в качестве
адхармы, т. е. нарушения истинной дхармы,
влекущей к порочному образу жизни
и поведению, брахманизм видит непочитание
истинного учения, несоблюдение кастовых
установлений, алчность к чужому, воровство,
ложь и клевету, гнев, оскорбление
и насилие.
АНТИЧНАЯ ЭТИКА: ЭТИЧЕСКИЕ
УЧЕНИЯ СОФИСТОВ И СОКРАТА, ПЛАТОНА,
ЭПИКУРЕЙЦЕВ И СТОИКОВ
Становление и развитие
нравственно-этических учений в
Древней Греции знаменует качественно
новый этап в развитии этики. Главным
отличием от цивилизаций Древнего Востока,
определившим новый тип развития
античной Греции, стало значительно
более интенсивное и динамичное
разложение родового общества, становление
классового общества, появление частной
собственности, государственной власти,
формирование политических, демократических
по своей сути институтов управления.
Новые формы общественной жизни
вытесняли родоплеменные
Предпосылки античной
этики создавались на протяжении
многих столетий в устном народном
творчестве, в пословицах и поговорках,
мифах и сказках. Моральное учение
формировалось как житейская
мудрость, требовавшая определенной
гармонии, порядка, меры.
Т.Н. Кузьменко выделяет
следующие характерные черты
античного мировоззрения:
1. Преобладание
2. Идея гармонии,
частным случаем которой
4. Главной характеристикой
античного этического
5. Античность подарила
мировой культуре такую форму
общественного знания, как наука.
Эмпирические знания о природе,
Первые попытки
философского обобщения моральных
процессов мы находим в ранних
литературных памятниках европейской
культуры - поэмах Гомера, Гесиода, изречениях
Семи мудрецов.
Гесиод является
первым моралистом в истории европейской
культуры. В своей назидательной
поэме «Труды и дни» он дает обстоятельную
эмоциональную характеристику добродетелей
(бережливость, трудолюбие, пунктуальность)
и пороков. В его творчестве есть
аналог «золотого правила
Формирование нравственных
норм получает дальнейшее развитие в
изречениях так называемых семи мудрецов
(Фалеса, Солона, Периандра, Клеобула, Хилона,
Бианта, Питтака}. Мудрецы имеют дело
уже не с реальными людьми и
их отношениями, но с нравственными
нормами, существующими как бы сами
по себе. Предписания мудрецов требуют
от человека самоограничения («ничего
слишком», «мера - лучше всего» и
т.п.), служения интересам государства
(«государству советы давай наилучшие»
и т.п.), уважения к авторитетам
и обычаям («богам - почет, родителям
- честь», «старость чти», «о богах
говори, что они есть» и т.п.).
Отметим, что на этом папе нравственные
размышления еще лишены философского
обоснования, они являются обобщением
нормативных поисков обыденного
сознания.
Следующий этап развития
нравственной рефлексии связан с
первыми греческими философами - Анаксимандром,
Гераклитом, Пифагором, Эмпедоклом, Парменидом
и др. (VII-V вв. до н.э.). Эти мыслители
в своих учениях поднялись
на новый уровень этической
Новый этап в развитии
нравственного сознания Древней
Греции представлен деятельностью
учителей мудрости - софистов (V в. до н.э.).
Учение софистов
отражает их сомнения в самом предмете
этики - нравственности, поскольку они
на основе богатого эмпирического материала
отметили существенное различие законов,
обычаев и нравов как в самой
Греции, так и в других странах.
Возникла проблема морального критерия.
Традиционные нравственные нормы становятся
объектом критики.
Чтобы объяснить
разнообразие и изменчивость обычаев,
один из первых (старших) софистов, Протагор,
утверждает: «Человек есть мера всех вещей».
Человек не просто реализует какие-то
незыблемые нравственные законы, а
сам их создает. Таким образом, софист
обосновывает право человека смотреть
на окружающий мир сквозь призму своих
- человеческих - целей и интересов.
РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Переход от античности
к средневековью ознаменовался
в этике переворотом, суть которого
в том, что этика стала религиозной.
Г.Н. Кузьменко отмечает
принципиальные отличия средневековой
этики от античной:
2. Средневековый
человек был вынужден
3. Типичный для
античности эвдемонизм