Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:41, доклад
Шопенгауэр считает нравственность врожденным качеством, характеризующим всех живых существ, не только людей, но и, например, животных. Мыслитель критикует религиозную (загробное воздаяние и наказание) и рационалистическую нравственность как псевдоморальные, основанные на эгоизме. Под этим же углом зрения он критикует «золотое правило» нравственности - «не делай другим того, чего себе не желаешь». По мнению Шопенгауэра, это правило базируется на эгоистичном принципе взаимности - «ты мне, я тебе».
1. Этические учения Древнего Востока, античная этика
2. Этика средневековья и эпохи Возрождения
3. Этические воззрения мыслителей Центральной Азии
4. Особенности этики Нового времени, этика XIX-XX вв
4. Изменилось и
представление о социальном
Религиозная этика
в своей основе теоцентрична. Реальностью,
определяющей все сущее в мире,
в религиозной этике является
не природа, космос, а сверхъестественное
начало - Бог. Представление о реальном
существовании
Христианство возникло
в I в. на территории Римской империи
в ее восточной провинции - в Палестине,
среди иудеев. В течение относительно
короткого времени оно
Христианство возникло
в среде самых угнетенных и
обездоленных слоев населения Римской
империи, отчаявшихся в реальном
избавлении от бедствий и страданий,
страстно нуждающихся в утешении.
Оно дало простой и ясный ответ
на вопрос, почему мир так несовершенен
и испорчен, жесток и страшен. Таким
ответом на вызов времени стала
идея всеобщей греховности человечества
и искупления вины страданием и покаянием,
беззаветной верой, самоотверженной
любовью к Богу и готовностью
исполнить его волю. Греховность
здесь является универсальной характеристикой
человека, проистекающей из самомнения
и гордыни, нарушивших веления Бога
первых людей. Она ослабляет душу
человека и делает его склонным ко
всяческому злу. Все люди безнадежно
грешны, даже те, за кем снаружи не
видно греха. Он глубоко коренится
в помыслах и желаниях человека,
чья душа становится ареной борьбы
греховной чувственности, земных искушений
и соблазнов и осознания своего
высокого духовного предназначения.
Человек слишком
слаб в силу своей греховной природы,
поэтому в мире столько зла
и страданий. Все бедствия человеческой
жизни - бедность, болезни, непосильный
труд, вражда и насилие, сама смерть
- это лишь видимые проявления всеобщей
человеческой греховности. Источником
греховности человека является его
свободная воля, точнее неправильное
употребление свободы воли, в следовании
собственным целям, а не божественному
порядку. Зло не было создано Богом
и является лишь умалением добра,
результатом своеволия людей, уклонением
их от исполнения велений Бога.
Духовная связь
между человеком и Богом
Нравственная сила
христианской любви особенно ярко проявляется
в требовании любить врагов, «проклинающих»,
«ненавидящих» и обижающих
В христианстве нравственные
заповеди обращены не к внешним делам
(как это было в язычестве) и
не к внешним проявлениям веры
(как в иудаизме), а к внутренней
мотивации, к внутреннему человеку.
Высшей нравственной инстанцией является
не долг, а совесть. Долг выражает внешнее
отношение между человеком и
Богом. Совесть же есть голос свободного
духа, делающего человека независимым
от природы и общества и подчиняющегося
только собственной высшей правде.
Духовная связь
между Богом и человеком
ГУМАНИЗМ ЭТИКИ
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Этика эпохи Возрождения
(XIV-XVI вв.) опирается на модификации
аристотелизма, платонизма и эпикуреизма.
Мыслители этого периода
Еще одной важной
чертой данной эпохи стал антропоцентризм
(гуманизм). Своеобразный антропоцентризм
был свойствен и средневековому
сознанию, однако сфокусирован он был
на потустороннем бытии человека.
Мыслителей же Возрождения интересует
земной аспект человеческой деятельности.
Натуралистический подход Возрождения,
несомненно, стимулирует исследование
природы человека, его естественных,
в основе своей эгоистичных желаний,
стремлений. Происходит нравственная
реабилитация отдельного «земного»
индивида. Этическими категориями становятся
понятия «самосохранение», «филавтия»
(т.е. любовь к самому себе) и т.д. Центральная
проблема этики - статус человека. Мыслители
говорят как о физической красоте,
так и о духовности человека -
о его нравственном величии, достоинстве.
Духовные качества индивида состоят
в его возможности преодолеть
свое животное состояние, варварство,
в способности к нравственному
самосовершенствованию. Доказательством
достоинства человека, величия его
разума является культура (науки, ремесла,
искусства и т.д.). Характерно, что
понятие «творчество», бывшее прерогативой
Бога, начиная с эпохи Возрождения
используется применительно и к
человеку.
Гуманисты эпохи
Возрождения полны веры в безграничные
возможности человека. Человек, с
их точки зрения, это центр Вселенной,
свободное самостоятельное
В противовес средневековому
христианскому аскетишу с его
представлением о том, что земная
жизнь не имеет самостоятельной
ценности и есть лишь подготовка к
вечно) небесной жиши, гуманисты отстаивают
идею самоцепнтти земной жизни.
Джаноццо Мапсити
в трактате «О достоинстве и величии
человека» прославляет
В этике эпохи
Возрождения происходит реабилитация
человеческой плоти. Для человека имеет
значение не только духовная жизнь. Человек
- это телесное существо, и тело -
это не «оковы души», которые тянут
ее вниз, обусловливая греховные помыслы
и побуждения. Телесная жизнь сама
по себе самоценна. Одна из ключевых идей
этики эпохи Возрождения - естественность
земных радостей и чувственных наслаждений.
Идеологи Возрождения
Лоренцо Балла (1407-1457 гг.), Пико Дела
Мирандола (1463-1494 гг.) выступили с
позиций эпикуреизма. Лоренцо Балла
в работе «О наслаждении как истинном
благе» доказывал, что цель человека
едина и в земной жизни, и в
раю. Наслаждение земное служит преддверием,
предвкушением наслаждения
Отвергая представления
о жалкой земной человеческой участи,
типичной для Средневековья, мыслители
Возрождения говорят, что нравственная
задача состоит в том, чтобы максимально
развить свои способности, реализовать
свой потенциал в великих деяниях.
Этика Джордано Бруно
(1548-1600) вырастает на основе материалистического
пантеизма в понимании природы,
который во многом предвосхитил философское
мышление зарождавшейся эпохи - Нового
времени.
Центральной проблемой
пантеизма Джордано Бруно является
преодоление теологического понимания
бога путем его переистолкования
как единства, присущего природе,
мировому процессу.
Этические ценности
и добродетели - это уже не потусторонние
сущности, постигаемые на спекулятивном
уровне, они входят в совершенно
иную целостность, а именно в развитие
природы, включая человеческую практику.
У многих мыслителей
Возрождения отдельная личность
возводится в ранг абсолютной ценности,
они с энтузиазмом
Одним из теоретиков
новой эпохи был итальянец
Ник-коло Макиавелли (1469-1527). Главным
в воззрениях Макиавелли является то,
что он определил сферу нравственного
как сферу абсолютного, а политику
- как сферу относительности и
подчеркнул, что не следует сферу
политики оценивать мерками абсолютного.
Полшпика, по мнению Макиавелли, не может
руководствоваться понятиями «
Таким образом, Макиавелли
отделил политику от морали. Политика
(учреждение, организация и деятельность
государства) рассматривалась как
особая сфера человеческой деятельности,
имеющая свои закономерности, которые
должны быть изучены и осмыслены,
а не выведены из Священного писания.
Реабилитация мира
и человека, предпринятая в этических
трудах эпохи Возрождения, стала
необходимым этапом перехода от средневековых
ценностей к ценностям Нового
времени. Учения гуманистов, побеждая
средневековый аскетизм, становились
теоретическим обоснованием творчества
мастеров, художников и ученых.
ЗАРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
В древних верованиях
народов Центральной Азии представления
о добре и зле складывались
в своеобразной форме: добро и
зло рассматривались в виде вечной
борьбы двух начал - света и тьмы.
Так, в зороастризме идея «вечной» борьбы
добра и зла представлена в
виде вечной борьбы Ормузда (Света) и
Ахримана (Тьмы). Развитие жизни, её нравственный
прогресс представляется зороастрийцами
как постепенная победа света
над тьмой. Религия манихейцев исходила
из дуализма, признавая в боге первоначальный
источник чистого добра, первичный
свет, и в противостоящем ему царстве
тьмы - начало зла и разрушения.
Ход развития Вселенной
и нравственной жизни манихейцы
рассматривали как процесс
Бесспорно, что
важнейшим духовным явлением доисламского
периода Древнего Востока (Ближнего
и Среднего Востока) по праву признаётся
зороастризм. Зороастризм представляет
собой сложную совокупность вероучения,
идеологии, морали также философского
познания, выраженную в образно-мифологической
форме. В данном случае нас больше
интересует моральная система, этому
аспекту и уделяется основное
внимание.
Для зороастризма
характерно дуальное мировосприятие.
Центральной идеей зороастризма
является представление о мире как
результате непрерывной и непримиримой
борьбы двух творческих начал: Добра
и Зла. Два Духа готовятся к
борьбе. Ормузд, олицетворяющий созидающие
силы, свет, человека, и Ахриман, который
олицетворяет отрицательные силы, тьму
и демонов.
Творение Ормузда
(который считается всеобщей субстанцией
добра). Человек - изначально добр. Человек,
как разумное существо, добровольно
участвует в борьбе с силами зла,
ибо к этому приводит сю осознание
своей собственной сущности как
добра.