Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:41, доклад
Шопенгауэр считает нравственность врожденным качеством, характеризующим всех живых существ, не только людей, но и, например, животных. Мыслитель критикует религиозную (загробное воздаяние и наказание) и рационалистическую нравственность как псевдоморальные, основанные на эгоизме. Под этим же углом зрения он критикует «золотое правило» нравственности - «не делай другим того, чего себе не желаешь». По мнению Шопенгауэра, это правило базируется на эгоистичном принципе взаимности - «ты мне, я тебе».
1. Этические учения Древнего Востока, античная этика
2. Этика средневековья и эпохи Возрождения
3. Этические воззрения мыслителей Центральной Азии
4. Особенности этики Нового времени, этика XIX-XX вв
Рационализм представлен
в творчестве Рене Декарта (1596-1650), изложившего
свое этическое учение в сочинениях
«Страсти души» и «Рассуждения о
методе». Применение этим философом
механики для объяснения телесных и
психических функций человека привело
к решительному повороту в понимании
нравственности, ее естественнонаучному
истолкованию.
Сочинение «Страсти
души» намечает механистическую
модель субъекта и его деятельности.
Декарт выделяет в человеке две функциональные
области: телесную и чисто духовную,
которые противостоят друг другу. Между
ними расположено «поле» эмоций, состоящее
из чувств, которые образуют одновременно
систему рычагов, соединяющих дух
с телом и с окружающим миром.
Во второй части «Страстей души»
дается механико-материалистическая систематизация
человеческих чувств в единстве с
их телесными выражениями. Человек
изображается как автомат, который
благодаря психическим
В этике Декарта
господствует принцип эффективности.
Разум так регулирует аффекты (чувства
радости, печали, гнева, удовольствия и
т.д.), чтобы при минимуме затрат получить
максимально полезный эффект. Так, даже
любовь, по мнению мыслителя, хороша потому,
что полезна для здоровья. Нравственность
с такой механической точки зрения
выполняет с помощью разума роль
инженера при машине-человеке. Человек
развивает собственную
Этическая концепция
Томаса Гоббса (1588-1679) характеризуется
тем, что она утверждает сугубо буржуазные
моральные ценности: эгоизм, утилитаризм,
холодный рационализм. Этические проблемы
этот философ изложил в
Исходя из идеи,
что природа создала людей
равными по физическим и умственным
способностям, Гоббс показывает эгоистичного
индивида, расчетливо ориентированного
на власть и личную пользу. Человек,
стремясь к самосохранению, вступает
в конфликт с другими людьми. По
мнению Гоббса, нравственность является
результатом целесообразного
Являясь сторонником
механистического подхода, Гоббс считал,
что законы человеческого поведения
в обществе так же строги и необходимы,
как законы естественные, природные.
Атомизируя социум, философ рассматривал
отношения между людьми как объективно-причинные
и, таким образом, доступные научному
познанию. В таком представлении,
когда изучаемый предмет
В этике Гоббс
придерживается теории Макиавелли, утверждая
наличие изначального зла в человеке.
Он оценивает естественное состояние
индивидов как состояние войны
каждого против всех. Из закона самосохранения
индивида следует его стремление
к пользе. Так как человек живет
в обществе, то для реализации своей
частной пользы ему необходима власть.
Борьба за власть, присущие человеку ненависть
и страх требуют неких правил,
иначе отношения между людьми
могут закончиться их взаимным уничтожением.
Вырабатываемые правила - суть негласного
общественного договора. Разум помогает
в установлении этих правил, научный
подход делает их оптимальными (на основе
этой идеи Гоббса впоследствии будут
созданы буржуазные конституции, в
частности Всеобщая декларация прав
человека). Нравственность рассматривается
философом как система норм, выражающих
реальные изменчивые отношения полезности.
Отсюда ее релятивизм. По мнению Гоббса,
раньше люди не знали естественных
причин своего поведения (власти и пользы),
поэтому утверждали абсолютные (неизменные,
вечные) нравственные идеи.
ЭТИКА XIX-XX ВВ.
В основе этических
направлений XIX-XX вв. лежали тенденции,
оппозиционные классической этике.
Основоположники этих направлений
создавали свои учения на материале
избирательной критики или
Трансформация предмета
философии оказывает сильнейшее
влияние на этическую составляющую
постклассических учений, в числе
которых в XIX-XX вв. являются следующие
1) философия жизни;
2) исторический
материализм (марксизм);
3) позитивизм;
4) философия существования
(экзистенциализм).
Предметом философии
жизни является некая активная духовная
сущность. Постулируя эту сущность,
мыслители остаются на монистических
и частично на идеалистических позициях,
однако резко расходятся с традиционным
рационализмом. В отличие, например,
от гегелевского Духа природа этой
сущности иррациональна. Она принципиально
не познается разумом: он имеет дело
лишь с продуктами ее деятельности.
Такая сущность познается человеком
интуитивно, путем непосредственного
внутреннего переживания. Представителей
данного направления можно условно разделить
на две группы. Одна из них видит в этой
сущности чистую иррациональную волю
(А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.), другая -
жизнь в натуралистическом (биологическом
или психобиологическом) смысле, зачастую
распространяя его и на нравственность
(А. Бергсон, З.Фрейд, А. Швейцер и др.).
Иррационалистический
монизм основоположника философии
жизни Артура Шопенгауэра (1788-1860) последовательно
раскрывается в его этических
произведениях «О свободе воли»
и «Об основе морали».
В основе нравственности,
по мнению мыслителя, лежит сострадание
другому, т.е. чистый неэгоистический
мотив. Эгоизм, уверен Шопенгауэр, разъединяет
людей, так как человек дан
себе непосредственно, а остальные
люди - опосредованно. Поэтому в существовании
необъяснимого чувства
Из сострадания
мыслитель выводит два основных
нравственных принципа:
1) справедливость,
т.е. непричинение страдания
2) человеколюбие,
бескорыстная помощь в
Шопенгауэр считает
нравственность врожденным качеством,
характеризующим всех живых существ,
не только людей, но и, например, животных.
Мыслитель критикует