Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:41, доклад
Шопенгауэр считает нравственность врожденным качеством, характеризующим всех живых существ, не только людей, но и, например, животных. Мыслитель критикует религиозную (загробное воздаяние и наказание) и рационалистическую нравственность как псевдоморальные, основанные на эгоизме. Под этим же углом зрения он критикует «золотое правило» нравственности - «не делай другим того, чего себе не желаешь». По мнению Шопенгауэра, это правило базируется на эгоистичном принципе взаимности - «ты мне, я тебе».
1. Этические учения Древнего Востока, античная этика
2. Этика средневековья и эпохи Возрождения
3. Этические воззрения мыслителей Центральной Азии
4. Особенности этики Нового времени, этика XIX-XX вв
Для зороастризма
характерна идея тесной взаимосвязи
души и тела, и зороастрийская этика
имеет гедонистический оттенок.
Аскетизм и страдание не признаётся
зороастризмом в качестве добродетели.
Естественным состоянием человека, является
счастье и удовольствие, вызванные физическим
и духовным здоровьем, а несчастье рассматривается
как проявление зла, его посягательство
на добро.
Большую роль в
зороастризме играет понятие разума.
Однако разум понимается в зороастризме
не как способность рационального
постижения действительности, а как
врождённая мудрость человека, дарованная
ему богом с целью, чтобы человек
различал добро и зло и управлял
своей волей, т. е. разум в зороастризме
является не интеллектуалистическим,
а этическим понятием.
Врожденная мудрость
человека проявляется в шести
добродетелях: в правильном уме, умеренности,
сдержанности, правдивости, благодарности
и надежде.
Добродетелям противостоят
такие пороки, как похотливость,
лживость, надменность, алчность, отчаяние.
Подлинно добрый
человек, т. е. человек, живущий и
действующий согласно своей доброй
природе, должен не поддаваться порокам,
он обязан хранить свою душу в первозданной
чистоте. Для этого он должен быть
здоров, счастлив, удовлетворен. Этот жизненный
идеал, однако, не имеет ничего общего
с проповедью покоя и эгоистического
выживания. Согласно зороастризму посягательства
Ахримана (олицетворения Зла) в материальном
мире непрестанны, поэтому сохранение
человеком своей первозданной чистоты,
достижение счастья возможны лишь на
пути борьбы со злом, активного содействия
победе добра.
Примечательной
чертой зороастризма является то, что
проповедь непримиримой борьбы со злом
и вера в конечную победу добра
не остаются лишь моральными сентенциями,
а имеют широкий выход в
сферу социальной практики,
Ни в одном
учении древности и средневековья
не раскрыто столь глубоко значение
активной трудовой деятельности человека,
как в зороастризме. Согласно одной
из его важнейших установок, любое
действие, способствующее росту, развитию
материального мира, есть ни что
иное, как укрепление и умножение
добра. Поэтому вся жизнь зороастрийца
приобретает ритуальный, культовый
смысл. Человек должен соблюдать
не только нравственную чистоту, но и
внешнюю, физическую. Он должен всюду:
в быту, в природе - содействовать
её распространению. Говоря современным
языком, он должен бороться за чистоту
окружающей среды: земли, воды, огня и
т, д.
В интересах добра
человек должен всемерно содействовать
проявлениям жизни, её процветанию,
плодородию: орошать и возделывать
пустынные земли, растить скот, сажать
деревья, сеять хлеб. Человек должен
творить добро, помогать другим людям,
кормить голодных, давать приют бездомным.
Материальное благополучие и нравственное
состояние понимаются как взаимообусловленные.
Преобладающей чертой
зороастризма остаётся жизнелюбие и
проповедь творческой активности человека.
Аскетизм, самоотречение, бездеятельность
понимаются как богохульство.
В свете вышеизложенного
можно сделать вывод о
Индивидуальная
самореализация личности, её развитие
поднимается как часть развития
общества в целом. В связи с
осуждением самоотречения и самоуничижения
в зороастризме весьма здраво и грез
во говорится о необходимости
гармоничного сочетания себялюбия и альтруизма,
Знание, собственного «Я», разумная любовь
к себе, согласно зороастризму, ведёт к
пониманию других людей, любви к ним.
Согласно зороастрийской
концепции основное противоречие бытия
состоит в борьбе природы и
человека, с одной стороны, с силами
зла, с другой. Под силами зла подразумеваются
все явления, угрожающие жизни, материальному
и духовному процветанию: голод,
болезни, страдания, нравственные пороки.
Таким образом, зороастризм
является учением, построенным на этическом
основании. Оно включало в себя многие
вопросы, и на современном этапе
составляющие этическую проблематику.
Это такие проблемы, как соотношение
Добра и Зла, счастье, смысл жизни,
активность личности.
В дальнейшем эта
система уступает место исламу и
исламской этике, которая с VII в. определяет
нравственную жизнь общества.
ЭТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ
В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (IX-XV ВВ.)
Наиболее плодотворный
этап в развитии этической мысли
в Центральной Азии приходится на
период IX-XI и XIII-XV вв. Этот период получил
в Центральной Азии также название
Возрождения.
IX-ХII вв. Несмотря
на наличие больших идейных
противоречий, для культурной жизни
этого периода в целом
XIV-XV вв. характеризуются
тем, что наблюдается рост
- Большинство прогрессивных
мыслителей дошли до понимания
взаимосвязи морали с другими
формами общественного
Наряду с признанием
свободы воли они позитивно относились
к необходимости, осознавали зависимость
морали от многих факторов, в особенности
от духовных и материальных.
- В созданных
ими учениях можно увидеть
стремление сделать
Основными представителями
этой эпохи являются такие выдающиеся
мыслители, как Абу Наср Фароби, Абу
Райхон Бируни, Абу Али ибн Сина,
Омар Хайям, Саади Ширази, Алишер Навои,
Рассмотрим в краткой форме основные
положения этических воззрений
мыслителей этой эпохи.
Фароби (873-941) был
ученым-энциклопедистом. В круг его
научных интересов входили все
существовавшие в тот период науки.
Поэтому он получил почётное имя
«Второго учителя» (учителем на Востоке
называли Аристотеля. Фароби подобно
Аристотелю обладал универсальными
знаниями). Социально-политические и
этические воззрения Фароби изложены
в таких работах, как «Книга об
управлении городом», «Добродетельный
город», «Книга о жизни и войне»,
«О достижении счастья», «Указания
пути к счастью», «Афоризмы государственного
деятеля» и др. Его теория была гуманистичной.
В центр своих общественно-
Этические нормы
и правила Фароби выводил из опыта
повседневной общественной жизни человека,
из конкретных отношений между конкретными
людьми, поэтому они (по его мнению)
могут изменяться и развиваться.
Главными категориями в его системе
являются категории «разума», «счастья»
и «добродетелей». Для мыслителей
Центральной Азии было характерно отождествление
нравственного и
Большое внимание
Фараби уделял вопросам формирования
личности. Согласно его взглядам, общественная
среда и взаимоотношения людей
в обществе, а также человеческая
воля выступают решающими факторами
в формировании духовного облика
человека.
Большое значение
придавал он и роли воспитания в
формировании личности. Определяя различные
черты характера и нравственные
достоинства: смелость, мужество, дружелюбие,
щедрость, остроумие, правдивость и
др., он считал их результатом воспитания
и самовоспитания. Так, по Фараби воспитание
интеллектуальных и нравственных качеств
может быть осуществлено двумя способами:
с помощью «мягкого» метода и
«жесткого» метода, т. е. с помощью
убеждения и с помощью
В качестве основных
социальных институтов воспитания Фараби
рассматривал семью и школу под
руководством мудрого учителя.
В добродетельном
совершенном обществе воспитание человека
приобретает массовый всеобщий характер
и люди в нём постоянно должны
стремиться к совершенству, благу, которое
можете быть достигнуто только при
их добровольном объединении на основе
взаимной помощи и единства целей.
Бируни (973-1048), будучи
естествоиспытателем, небольшим вниманием
и многие общественные проблемы своего
времени. Основные взгляды на жизнь
общества, мораль, этику Бируни наиболее
полно изложил в трудах «Индия»,
«Минералогия», в переписке с
ибн Синой.
Огромное внимание
ученый уделял таким проблемам
Бируни дошел
до понимания причин, обусловивших
различия в нормах разных народов
и объясняет эти различия природно-географическими
условиями, особенностями образа жизни.
Бируни признавал
свободу воли, считал, что человек
сам осуществляет моральный выбор.
Значительное место он отводил понятию
долга. Считал, что долг способствует
проявлению лучших человеческих качеств.
Бируни преклонялся перед людьми,
обладавшими чувством долга, восхищался
ими и превозносил их, считая,
что таким людям всегда присущи
и другие лучшие нравственные качества.
Человек, обладающий чувством долга, даже
не обладая великими и благородными
предками, достигнет высот благодаря
преданности делу, писал он.
Большое значение
уделял Бируни дружеским отношениям
между людьми, которые он считал
«драгоценнейшим даром жизни». А
в дружбе народов он видел основу
человеческого счастья и
Бируни призывает
к воспитанию в себе высоконравственных
черт, полагая, что с помощью науки
и распространения знаний можно
избавиться от нищеты и невежества.
Разумеется, взгляды Бируни носили
ограниченный характер, т.к. он, как
многие другие ученые того времени, абсолютизировал
роль науки и знаний в общественном
прогрессе.
Абу Али ибн
Сина (980-1037) внёс большой вклад в
развитие мировой культуры. Он известен
также под именем Авиценна, обрёл
славу и как величайший врач. Но,
подобно другим выдающимся мыслителям
той эпохи, он был ученым-энциклопедистом,
в том числе философом. Он написал
много книг и трактатов по различным
видам наук. Широко известны «Канон
врачебной науки, «Книга исцеления».
Основное философское сочинение - «Книга
знания». Конкретные практические вопросы
воспитания и нравственности изложены
в таких его произведениях, как
«Повесть о Хайе ибн Якзане», «Повести
о Саламане и Ибсоле», «Рисолат ат-Тайр»,
«Тадбири манзел». Кроме того имеются
сведения о его работах «Справедливость»
(20-томная энциклопедия) и «Философия
Востока», которые, к сожалению, были
утеряны.
ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ
НОВОГО ВРЕМЕНИ
Эпоха Нового времени
ознаменовала собой очередной этап
в развитии человечества. Мировоззрение
Нового времени формируется на основе
своеобразного синтеза духовных
достижений античности и Средневековья.
Этот синтез обусловлен новыми социально-экономическими
условиями. Развитие капитализма вело
к доминированию в этической
теории таких нравственных принципов,
как индивидуализм, рационализм
и утилитаризм.