Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:29, реферат
В работе предпринята попытка осветить наиболее существенные моменты в понимании теории эволюции и её значение, как одной из фундаментальных теорий естествознания.
5. Содержательным является
только первый уровень –
Таким образом, классическая
биология (как и классические физика
и астрономия) в своих методологических
установках исходила преимущественно
из эмпирического обоснования
Факт нарушения реальной картины объекта в процессе микроскопического исследования осознавался, но при этом биологи исходили из такого представления, что внесенными в ходе подготовки к наблюдению и самого наблюдения изменениями картины объекта можно либо пренебречь, либо внести на них поправку и тем самым свести их к нулю.
Методологические установки классической биологии допускали следующие отношения между знанием и объектом познания:
а) однозначное соответствие каждого элемента теории определенному элементу объекта (органического мира);
б) наглядность биологических образов и представлений, понятий;
в) отсутствие ссылки на условия познания в результате исследования.
6. Одним из важнейших
методологических затруднений
7. Методологические установки
классической биологии в своей
основе были метафизическими
и потому неспособными
Так, по вопросу о природе целостности и способах ее отражения в познании существовали две противоположные методологические установки – редукционизм и целостный подход, которые в мировоззренческом плане воплощались в двух противостоящих друг другу позициях – механицизма и витализма. Редукционизм исходил из того, что природа органической целостности может быть сведена к простой аддитивной сумме свойств составляющих ее (механических, физических и химических) частей, а целостный подход (в разных своих вариантах – холизм, органицизм и др.), подчеркивая качественное своеобразие целого по сравнению с его частями, считал таким основанием целостности некую супранатуральную субстанцию.
В качестве противоположных методологических установок выступали механистический детерминизм и телеология . Механистический детерминизм игнорировал функциональное единство органических систем, а телеологизм усматривал в целесообразности таких систем проявление идеалистической основы. Материалистическое преодоление телеологизма в биологии началось с учения Ч. Дарвина, который впервые нанес смертельный удар "телеологии" в естествознании и эмпирически объяснил ее рациональный смысл. Однако и после создания Дарвиновой теории неоднократно возрождались разного рода телеологические концепции эволюции (А. Годри, С. Майварт, Э. Гартман, А. Виганд, Г. Дриш и др.).
Для методологических позиций классической биологии характерно также противопоставление структурно-инвариантного и генетическо-исторического подходов, ориентация на неизменность факторов эволюции, господство организмоцентрического мышления (исходной “клеточкой” рассмотрения органической эволюции выступал отдельный организм; организмоцентризм – конкретная биологическая форма предметоцентризма).
8. И наконец, классическая
биология исходила из того, что
структура познавательной
Список литературы
Азимов А. Краткая история биологии. М.,1967.
Алексеев В.П. Становление человечества. М.,1984. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.,1961 Борн М. Эйнштейновская теория относительности.М.,1964.
Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М.,1981.
Гинзбург В.Л.О теории относительности. М.,1979.
Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала 19 века до середины 20 века. М.,1979.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.,1986.
Кемпфер Ф. Путь в современную физику. М.,1972.
Либберт Э. Общая биология. М.,1978 Льоцци М. История физики. М.,1972.
Моисеев Н.Н. Человек и биосфера. М.,1990.
Мэрион Дж. Б. Физика и физический мир. М.,1975
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.,1999.
Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М.,1993.
Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М.,1990.
Пригожин И.,Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,1986.
Пригожин И., Стенгерс И. Время, Хаос и Квант. М.,1994.
Пригожин И. От существующего к возникающему. М.,1985.
Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,1992.
Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.,1992.
Фролов И.Т. Перспективы человека. М.,1983.
ЕЩЕ
Из книги "ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ:
Основные положения и понятия для уроков биологии"
Райнхарт Юнкер, Зигфрид Шерер. Минск, 1997
История развития эволюционной идеиПонятие эволюции намного старше дарвиновской теории. Эволюционные идеи встречаются еще у философов древности: Фалеса, Анакгимандра, Анакгимена, Эмподокла, Эпикура и Лукреция. Эмпдокл из Агригента (492 - 430 до н.э.) полагал, что растения и животные возникли не одновременно; по его представлениям, жизнь животных началась на земле гораздо позже, чем растений.
Анакгимандр из из Милета (610 - 547 до н.э.) полагал, что в начале существования нашей планеты водоемы были обжиты животными, которые по внешнему виду походили на огромных, покрытых чешуей рыб, которые позднее переселились на сушу и, потеряв чешую, превратились в других животных и человека (Grasse, 1973, с. 2). Эти представления возникли в какой-то мере под влиянием ближневосточных мифов о происхождении мира. Мифы об эволюционном развитии мира встречались еще в древнем Вавилоне. Таким образом, эволюционные идеи восходят еще к ранней истории человечества, и могут рассматриваться как официальный конкурент идеи сотворения мира.
В эпоху Ренессанса идеи
эволюции получают новый импульс
для своего развития, хотя, следует
заметить, больше разделялись философами,
чем биологами. При этом была введена
идея телеологических (целенаправленных)
рядов развития, которая, однако, либо
не принималась совсем, либо принималась
лишь частично. Эти представления
подготовили почву для
Трудами Жоржа Кювье (1769-1832), влиятельного сторонника теории катастроф и противника идей эволюции, до середины 19-го века эволюционная теория была опять вытеснена на задний план. Кювье явился основателем сравнительной анатомии позвоночных и научной палеонтологии. Но и в это время продолжали появляться труды по эволюции. Этьен Жоффруа Сент-Илер (1772 - 1844) был сторонником эволюции, происходящей под действием факторов окружающей среды. Следует упомянуть также работу Роберта Чэмберга (1802 - 1871) "Следы естественно-исторического творения", опубликованную в 1844 году, в которой эволюция представляется в виде процесса, протекающего естественным образом.
Что способствовало распространению эволюционной идеи?
"Прорыв" эволюционной
идеи связывается по праву
с именем Чарлза Дарвина. В
1859 году английский
Книга Дарвина была раскуплена
практически в день выхода в свет,
24 ноября 1859 года. Это ясно демонстрирует,
насколько точно книга
(…) На мировоззрение
Дарвина большое влияние
"Первое издание книги
появилось к тому времени,
Однако все эти обстоятельства
сами по себе не объясняют успех
дарвиновской теории, так как еще
и до Дарвина предпринималось
множество попыток сделать
Хотя внешние доказательства, на которые опирался в своей теории Дарвин, были известны задолго до этого, никто до него не догадался построить из разрозненных фактов всеохватывающую эволюционную теорию. Еще до создания дарвиновской теории было известно, что абсолютно неизменных видов не существует, и что путем культивирования можно добиться некоторого изменения признаков вида. Дарвин отправился в кругосветное путешествие (1831 - 1836) явно с верой в постоянство видов. Эта вера поколебалась…
Некоторые исследователи истории науки склоняются к мнению о том, что возражения против теории Дарвина вызвала его идея естественного отбора, поскольку с ее приходом момент целенаправленности развития был выведен за рамки исследований. Идея же развития от низших форм к высшим не звучала так вызывающе. Первое отмечалось многими как огромный вклад Дарвина в науку. Он и сам ставил себе в заслугу то, что способствовал "опровержению догмы акта Божественного сотворения" (Darvin, 1871, с. 153).
Заключение
Корни эволюционистских воззрений лежат в дохристианской философии и религии. "Прорыв" дарвинизма и эволюционизма стал возможным благодаря взаимодействию двух основных факторов: духовного климата, сформированного философией эпохи Просвещения, с одной стороны, и богатым, но односторонне истолкованным Дарвиным и другими естествоиспытателями фактическим материалом - с другой. Неверно, однако, утверждение о том, что эволюционная теория, построенная на основании естественнонаучных данных, неизбежно должна была появиться на свет, равно как и утверждение о том, что дарвиновские наблюдения, изложенные в эволюционной теории, опровергли учение о сотворении мира. Опровергнуты были лишь отдельные из существовавших в рамках этого учения взгляды.