Современная теория об антропосоциогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:56, реферат

Описание

Антропосоциогенез – это переход от биологической формы движения материи к социально организованной, его содержание – возникновение и становление социальных закономерностей, перестройка и смена движущих сил развития, определявших направление эволюции. Эта сложная общетеоретическая проблема нуждается для своего решения в синтезе достижений различных наук. Центральный вопрос антропосоциогенеза – проблема движущих сил и закономерностей. Так как движущие силы эволюции не фиксируются, изучать их можно только в действии, то есть в данный момент на основе экстраполяции. Общая картина антропогенеза реконструируется на основе неполных и в географическом и в хронологическом отношении данных, пробелы в которых восполняются более или менее вероятными гипотезами.

Работа состоит из  1 файл

ГОУ ВПО ЮУрГУ.docx

— 72.91 Кб (Скачать документ)

По Твердохлебову, фундаментальным отличием стада животных от человеческого общества является наличие в человеческом обществе формируемых сознанием людей социальных законов. Антропосоциогенез есть процесс формирования социальных законов, посредством неопределенной и комбинативной изменчивости генотипов с элиминацией тех популяций, особи которых были наименее приспособлены подчинять свою деятельность зарождающимся правоотношениям. Правоотношения зарождались в период систематической трудовой деятельности гоминид по изготовлению орудий многократного использования, когда производители орудий стали требовать признания права собственности на орудие собственного изготовления. Конфликты по поводу принадлежности определенных орудий определенным индивидам были движущей силой естественного отбора, направленного на увеличение объема мозга, совершенствование его структуры и, в конечном счете, на рождение способности мозга отражать мир посредством понятий.

Первыми понятиями были понятия: "мое орудие" и "не мое орудие". В сравнении всего того, что  объединяется понятием «моё» со всем тем, что объединяется понятием «не  моё» рождается понятие «я», рождается  человек современного вида. Осмысление матерью понятий «мой ребенок» и  «не мой ребенок» рождает осознание  матерью своего материнства с  пожизненным покровительством своим  детям. Мать становится регулятором  конфликтов между своими детьми, а  затем и между всеми членами  материнского рода. Естественный отбор  лишается своей движущей силы. Антропосоциогенез прекращается. Если все иные виды животных эволюционируют в единстве с противоборствующими видами, и движущей силой их эволюции является межвидовая борьба, то гоминиды движущую силу своей эволюции имели внутри своего вида в виде конкуренции между своими же популяциями. Эволюция гоминид осуществлялось посредством вытеснения из экологической ниши менее приспособленных к новым условиям существования популяций более приспособленными посредством роста числа их особей и формирования новых популяций. Среди новых популяций вновь появлялись более приспособленные, вытесняющие менее приспособленных. Так обеспечивался постоянный из поколения в поколение качественный рост конкурирующих популяций. Продолжается это до тех пор, пока одна из наиболее приспособленных популяций, разрастаясь, ни заполнит новыми, относительно равнокачественными популяциями всю экологическую нишу.

 

Рождается новый  вид.

Против дарвиновской теории эволюции вообще и эволюционного  происхождения человека современного вида в частности было выдвинуто  множество аргументов, из которых  на да данный момент осталось, пожалуй, только два: отсутствие фактов, говорящих  о существовании промежуточных  видов между видом-предком и  видом-потомком, и наличие факта  их одновременного существования. Предлагаемая схема вытеснения вида-предка видом-потомком объясняет оба эти аргумента. Эволюция гоминид протекает «скачкообразно»  – от одного вида к другому, между  которыми имеют место быть не промежуточные  виды, а промежуточные популяции. Причем, прямая и неразрывная генетическая связь, отражающая постепенное накопление признаков, рождающих, в конечном счете, новый вид, присуща только особям базовых популяций (на схеме - «b»), число особей в которых могло быть буквально несколько десятков. Поэтому вероятность того, что когда-нибудь мы сможем отыскать останки этих особей, пожалуй, равна нулю.

А факт одновременного существования  двух следующих друг за другом видов  является, как явствует из логики предлагаемой схемы, скорее закономерностью, чем  исключением. Очевидным является и  тот факт, что в формировании новых  признаков, совокупность которых, в  конечном счете, рождает новый вид, в разной степени принимают участие  все конкурирующие популяции, поставляющие полезную генетическую информацию из своих генофондов в генофонд базовых  популяций. Полезная информация переносится  новым поколениям базовыми популяциями, но переносится она посредством  вытеснения конкурентов, которые в  эволюционном процессе играют роль «ступенек», по которым базовые популяции  несут полезную информацию новым видам. Таким образом, и в формировании новой генетической информации, и в её переносе новым поколениям принимают участие все конкурирующие популяции рассматриваемого вида. Из чего следует сделать вывод: наименьшей единицей эволюции может быть только вид. В эволюции, протекающей посредством межвидовой борьбы, «ступенькой» для роста уровня качества какого-либо вида, является противоборствующий ему вид, в период наименьшего количества его особей и наивысшего в этот период уровня его качества, что и является причиной элиминации низкокачественных особей противоборствующего вида и, соответсвенно, причиной повышения уровня его качества. Разнокачественность особей в популяции с элиминацией низкокачественных особей может вести к уменьшению количества особей в популяции, может весвти к её исчезноваению, но не может сформировать процесса исторического развития животного мира.

 

Обобщающий и  прогностический обзор антропосоциогенеза

 «Человек соединяет в себе тварь и творца, он разрушает в себе тварь, чтобы спасти творца.»

Ф.Ницше

Чем более правильно увидеть  и показать историю в целом, тем  больше увеличится коэффициент прогнозируемости. Ведь историческая наука вольно или  невольно, ищет пути стать наукой не только о прошлом, но и о настоящем  и будущем.

Человеческая история  представляет собой прогрессивно ускоряющийся процесс и вне этого понята быть не может. В конечном итоге обобщающего  исследования этой проблемы возникает  вопрос: надлежит ли вписать динамику человеческой истории в более  пространный ряд - в возможный  закон ускорения истории Вселенной? В третичном и четвертичном геологических  периодах развитие биосферы достигает  максимальной ускоренности. Сейчас ускорение  продолжается благодаря тому, что  в мире появилась новая, более  высокая форма движения материи. Те или иные процессы иссякают, кончают  свой цикл предельного ускорения, но тем временем другие уже набирают более высокие темпы. Внутри любой  периодизации (палеоантропологической, археологической, социальной) наблюдается  ускорение, предыдущие периоды всегда длительнее последующих. Периодизация мотивируется качественными переломами в ходе развития. Попытки определить начало человеческой истории (основного качественного перелома) могут быть двоякого характера. Либо в центр внимания берется константный признак, навсегда отличающий человека от животного (внешнее определение), либо возникновение свойства прогрессивно изменяется (внутреннее определение). Тогда началом истории во внутреннем смысле будет считаться момент, с которого человеческая история стала двигаться быстрее истории окружающей природной среды. Итак, понятие «начало истории» зависит от того сделаем ли мы акцент на неизменном в истории или на изменчивости. Второй вариант заставляет думать также о проблеме конечности и бесконечности процесса. Эта проблема – не вопрос о существовании или исчезновении людей. Речь может идти только о конечности тех явлений, преодоление которых составляло исторический прогресс рода Homo Sapiens.

Природа человека включает в себя: 1) эволюцию жизни, поскольку  человек – это живой организм, зависящий от инстинктов, заложенных в него миллионами лет эволюции; 2) историю общества, поскольку все, что заложено в сознании человека и все, что действует на сознание, зависит от общества; 3) индивидуальную судьбу каждого отдельного человека. Первые два явления определяющие, потому что третье полностью зависит  от них.

Неживая, косная материя в ходе своего развития приводит к появлению живой материи. Конкретные причины появления жизни не входят в задачу данной работы, но общие законы одинаковы для всех этапов – усложнение и ускорение организации материи, как следствие уменьшения энтропии. Развитие живых форм проходило под действием направленной мутации и естественного отбора. Этап возникновения – самый длительный, он начался примерно 4,5 млрд. лет назад.

С появлением человека и  общества эволюция жизни перестает  играть решающую роль (иметь значение), и на первый план встает эволюция разума, как более высшей формы движения материи. На схеме все следующие друг за другом этапы изображены взаимопроникающе. Условия и признаки каждого этапа возникают в недрах предшествующего, как следствие прогрессивного развития, затем какой-то период два процесса идут параллельно при постепенном вытеснении менее прогрессивного. Затем неизбежным и необходимым становится господствующее влияние новых факторов, начинается новый этап.

Предпосылки становления  человеческого разума появились  примерно 5 млн. лет назад, когда развитие жизни привело к появлению  австралопитековых и существовали такие экологические условия, под воздействием которых приспособление австралопитековых пошло по пути применения природных предметов в качестве дополнительных органов и усложнения поведения. Переход к мясной пище и изменение образа жизни явилось причиной изменения морфологии и физиологии, а также психики австралопитековых и примерно 2 млн. лет назад более прогрессивно развитая форма (питекантропы или архантропы) начала новый этап – становление разума. Конечно, не все ветви данной формы гоминид пошли в дальнейшем по пути прогрессивного развития, но эти ветви уже не играют решающей роли. Орудийная деятельность как необходимое условие жизни питекантропов, зарождение мышления и речи, применение огня, можно считать признаками появления нового фактора определяющего развитие – ноосферы. Пока еще в самых примитивных формах, но ее дальнейшее усложнение в прогрессивных и перспективных ветвях гоминид стало необратимым. Новой движущей силой становится групповой биосоциальный отбор, который определяется тем, насколько эффективно коллектив формирующихся людей сможет приспособить к своей жизни окружающую среду. Эта новая форма борьбы за существование постепенно снижает действие старых движущих сил – мутаций и естественного отбора. Приобретенные приспособления теперь могут в рамках ноосферы передаваться от поколения к поколению. Но уровень этих приспособлений и формы их передачи были настолько примитивны, что монотонное существование архантропов без какого-либо значительного воздействия на природную среду длилось еще более 1,5 млн. лет. Около 200 тыс. лет назад сформировались неандертальцы или палеоантропы. Этот период характеризуется зачатками членораздельной речи, религиозных представлений и искусства, усложнением форм загонной охоты. С этого времени в сфере движущих сил можно отметить не только воздействие природной среды и ноосферы на становящихся людей, но и ответное воздействие разумной деятельности на природную среду. Теоретически такое воздействие существовало с появлением орудийной деятельности, но с эпохи палеоантропов воздействие на природу настолько расширилось территориально и усложнилось внутренне, что его объем можно считать качественно отличающимся от жизнедеятельности животных. В дальнейшем это привело к изменениям в экологии биосферы.

Около 35 тыс. лет назад  сформировался человек современного вида, он уже обладает потенциально простейшим абстрактным мышлением, общество развилось до первобытной  родовой общины, жизнь которой  полностью подчинена установленным  обычаям и традициям, внедрение  любых инноваций затруднено и  длительно. С этого времени можно  говорить о появлении сферы общественного  сознания (другое название – коллективный мозг). Эта сфера управляет социальным развитием общества и индивидуальным сознанием каждого его члена. Человек не может еще целенаправленно  влиять на эту сферу и полностью  зависит от ее влияния. Л.Леви-Брюль на основе этого феномена обосновал теорию «коллективных представлений», а З.Фрейд теорию «коллективного бессознательного». Безусловно, и на предшествующих стадиях формирования человека существовало определенное информационное поле, включающее в себя весь накопленный опыт и реализацию этого опыта, отраженную в поведении. Но лишь с окончательным формированием человеческого мозга, когда главными факторами развития стали социальные закономерности (то есть в конечном итоге уровень сознания), только с этого момента можно говорить о новой сфере определяющей движущие силы. Пока еще каждое сообщество людей обладает своим «коллективным мозгом», но по мере формирования этносов и увеличения размеров сообществ общественное сознание уменьшает свою дискретность, коллективные представления различных сообществ сливаются.

Около 12 тыс. лет назад  в наиболее благоприятных экологических  условиях, имея достаточно накопленного опыта, человек переходит к производящему  хозяйству. В течение нескольких тысячелетий это дало возможность  повысить уровень жизни, увеличить  продолжительность жизни, а, следовательно, увеличить численность человечества. Увеличение численности требовало  расширения и усовершенствования хозяйства, а достижение этого приводило  в свою очередь к новому росту  численности. Эти процессы говорят  о том, что человечество начало влиять на ноосферу. Оно стало не только пассивным объектом, но и активным субъектом ноосферы, так как появилась  возможность сознательно, целенаправленно  и планомерно расширять сферу  разума, осваивая недоступные ранее  ресурсы природы. С переходом  к производящей экономике окончательно завершилось становление человечества, и начался новый этап развития, характеризующийся разложением  первобытно-общинного строя и усложнением социальных институтов. Те изолированные в неблагоприятных условиях сообщества, которые не смогли и по сей день завершить этот переход, уже выпадают из общего вектора прогрессивного развития, пока их не включают в сферу своего влияния более развитые общества.

Около 4 тыс. лет назад  возникают первые протогосударства, появляются зачатки цивилизации. Это значит, что в обществе существует особая прослойка обслуживающая религиозные культы и способная влиять на общественное сознание. До этого первобытные шаманы и колдуны были полностью подчинены существующим обычаям, религиозные реформы были невозможны. С формированием государства политические деятели также могут влиять на общественное сознание, устанавливая новые законы или регулируя культурные контексты в ходе внешней политики. Наконец сферы общественного сознания расширяются за счет распространения письменности. Через письменность человек получил новую возможность влиять на коллективный мозг. Причем письменность постепенно становится основным и универсальным способом этого влияния.

Дальнейший рост численности  привел к увеличению культурных контактов  и расширению знаний и опыта в  целом. Эти процессы значительно  ускорили развитие человечества. В  сфере общественного сознания появляется такой феномен как наука, а  в ноосфере – техника. Вначале  развитие знаний стимулировалось социально-экономическим  уровнем общества, затем научные  достижения сами стали влиять на социально-экономическое  развитие и определять политические процессы. В XX веке произошел качественный скачок – научно-техническая революция. В сфере движущих сил она породила новое противоречие – это глубокий разрыв, существующий в настоящее  время между стремительным прогрессом технологии и отсталым мировоззрением и психологией находящимися чуть ли не на уровне присваивающего хозяйства (брать у природы все, что возможно, не заботясь о последствиях). Но решить это противоречие путем ограничения каких-то технологий невозможно и бессмысленно. Все общественные движения и государственные программы, направленные на это, не достигнут своей цели. Сущность прогресса – увеличение возможностей разума, если смотреть глубже – уменьшение энтропии. Не торможение прогресса решит проблему, а наоборот - его дальнейшее ускорение.

В смене движущих сил на схеме отражены следующие явления: 1) По мере усложнения форм развития движущие силы сначала только воздействуют на объект (животное, человек, общество), затем  последовательно происходит взаимовлияние  объекта и тех факторов (природная  среда, ноосфера, общественное сознание), которые воздействуют на него, и  определяют его развитие. Наконец  разум сам становится движущей силой  определяющей судьбу Вселенной. 2) Взаимозависимость  категорий обусловливающих движущие силы: ноосфера порождена природной  средой, общественное сознание порождено  ноосферой. Они воздействуют на историю  параллельно, и в зависимости  от того, какая сфера на данном этапе  является высшей, воздействие остальных  сфер идет посредством этой, главной. Например, с появлением ноосферы природная  среда остается определяющей настолько, насколько это проявляется в  сфере деятельности разума. С появлением развитого общественного сознания ноосфера стала зависеть от того, как  отразится окружающий мир в общественном сознании. 3) По мере того, как разум  сам становится движущей силой во Вселенной, происходит слияние сфер воздействующих на разум и слияние  разума с этими сферами. Это отразится  сначала в слиянии общественного  сознания с ноосферой после того, как человечество решит все внутренние проблемы своего жизнеобеспечения, освободится  от зависимости от природной среды  и вся дальнейшая его деятельность будет направлена только на познание законов природы.

Информация о работе Современная теория об антропосоциогенезе