Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 17:06, реферат
Особенности ухода за больным ребенком. От ухаживающего требуется определенный минимум знаний, навыков и заботливое отношение к заболевшему ребенку. Если ребенок заболел, нужно вызвать врача, измерить температуру, умыть ребенка, надеть на него чистое белье и уложить в постель.
Болезни органов кроветворения
Тесты 2 уровня
2.Перечислите проблемы, возникающие у ребенка с железодефицитной анемией:
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
3. Перечислите
какие препараты железа
4. Перечислите
какие продукты применяются при
лечении железодефицитной
5. Перечислите
проблемы, возникающие у ребенка
с лейкозом:
Особенности ухода
за больным ребенком. От ухаживающего
требуется определенный минимум
знаний, навыков и заботливое отношение
к заболевшему ребенку. Если ребенок
заболел, нужно вызвать врача, измерить
температуру, умыть ребенка, надеть на
него чистое белье и уложить в постель.
В случае нежелания ребенка лечь в постель
нужно умерить его двигательную активность,
спрятав такие вещи, как мяч, велосипед
и т. д.; передвинуть на видное место удобное
кресло, рядом поставить столик и положить
на него предметы для рисования, рукоделия,
чтения, а также для спокойной, интересной
для ребенка игры. На столик ставят стакан
с водой.
Не следует
больного ребенка нести в поликлинику,
самостоятельно давать лекарства. Особенно
опасно при боли в животе прикладывать
грелку и давать слабительное. Если болезнь
у ребенка начинается со рвоты или поноса,
то до прихода врача кормить больного
ничем нельзя, а лишь поить кипяченой водой
или слегка подслащенным чаем. Заболевшему
ребенку необходимо выделить отдельную
посуду, полотенце, горшок с крышкой, чистый
тазик. Пеленку или горшок с испражнениями
ребенка сохраняют до прихода врача. При
наличии в семье других детей заболевшего
ребенка разобщают с ними.
Правильный уход
за больным ребенком, помимо дачи лекарственных
препаратов, включает мероприятия по личной
гигиене ребенка, содержанию в чистоте
помещения и постели, белья и одежды; правильное
питание; предоставление больному доступных
развлечений и игрушек; соответствующий
подход, ласковое, спокойное и терпеливое
обращение с ним; точное выполнение отдельных
процедур и назначений врача.
Желательно, чтобы
за больным ребенком ухаживала мать.
Ухаживающий должен особенно строго
следить за чистотой своего тела и
одежды, чистить зубы, чаще мыться, следить
за чистотой рук, иметь чистую обувь, на
голову надевать косынку.
Каждое утро
необходимо умывать ребенка, перестилать
его постель. Если больному нельзя ходить,
то его умывают в постели, предварительно
тщательно приготовив все для этой
процедуры (таз, ковш с водой, мягкое полотенце,
зубную щетку, зубной порошок и т. д.). При
проведении утреннего туалета глаза промывают
р-ром борной к-ты, нос и уши прочищают
ватными жгутиками, прополаскивают рот
раствором, рекомендованным врачом. Полоскание
полости рта желательно после каждого
приема пищи. Губы при высыхании смазывают
борным вазелином.
Подмывание больного
ребенка в зависимости от его
общего состояния проводят ежедневно
утром и вечером, используя для
этой цели тазик, в несколько раз сложенную
пеленку, вату или чистую ветошь, смочив
их в теплой (не горячей) воде. По разрешению
врача больного ребенка можно купать при
температуре воды 37—38° не более 5 мин.,
чтобы не утомлять его; затем больного
вытирают теплой простыней и кладут в
согретую постель. После купания следует
напоить ребенка горячим чаем, лучше из
поильника.
Для предупреждения
опрелостей кожные складки (в пахах,
под мышками) после водных процедур
хорошо обтирают и при появлении
красноты, особенно в пахах, в области
заднего прохода и на ягодицах, смазывают
вазелиновым маслом или средствами, содержащими
витамин А.
Особенно тщательным
должен быть гигиенич. уход за ребенком
грудного возраста. Чтобы не причинять
ему болевых ощущений и не утомлять
малыша, к-рый болезненно реагирует
на каждое прикосновение, умывают его
ватой, смоченной кипяченой водой; осторожно
вытирают шею, за ушами, кожные складки.
При жел.-киш. заболеваниях
руки ребенка моют перед каждым приемом
пищи, несколько раз в день, каждую
руку кладут в тазик и моют отдельно
с мылом, затем вытирают полотенцем. Ногти
должны быть острижены.
При заболевании,
протекающем в легкой форме и
средней тяжести, ребенка высаживают
на горшок или позволяют пользоваться
общим туалетом; тяжелобольному ребенку
подкладывают судно (можно использовать
миску, глубокую тарелку).
Один раз в
4—5 дней постельные принадлежности в
течение 14/2—2 час. проветривают. Ребенка
в это время тепло одевают,
помещают в удобное для него место
(на диван, в кресло).
После утреннего
туалета производят уборку комнаты,
где лежит больной. На 20—30 мин. открывают
форточку или окно. Ребенка в это время
укрывают или выносят в другую комнату
(15). Ухаживающий за больным находится
около ребенка и следит, чтобы он не раскрылся.
При уборке помещения вначале удаляют
пыль тряпкой, смоченной в воде или каком-нибудь
дезинфицирующем р-ре. Батареи отопления,
двери, кровать, предметы ухода также протирают
мокрой тряпкой, паркетные полы подметают
половой щеткой, чистят пылесосом. Пыль
с мебели и пола убирают во время проветривания
помещения. Зимой форточку
следует затягивать марлей, чтобы холодный
воздух не попадал в комнату резкой струей
и распределялся равномерно.
Все лишние вещи
из комнаты больного ребенка должны
быть вынесены. Кроватка должна стоять
на таком месте, чтобы из форточки или
окна воздух непосредственно не попадал
на ребенка. Не следует ставить кроватку
рядом с печкой или батареями отопления,
завешивать ее одеялом, простыней. Кровать
должна стоять в хорошо освещенном месте
так, чтобы ребенок не лежал лицом к свету,
т. к. яркий свет утомляет и раздражает
глаза. В постели не должно быть складок
или неровностей — это вызывает раздражение
кожи и даже появление пролежней. Ничего
лишнего (одежды, белья и пр.) на ней не
должно висеть. Под простыню кладут клеенку,
что позволяет подмывать малыша, подавать
судно, не опасаясь при этом, что промокнет
матрац. Ребенка покрывают теплым мягким
одеялом или простыней в зависимости от
температуры комнаты. Учитывая, что загрязнение
белья мочой, калом, мокротой и рвотными
массами может приводить к занесению в
организм различной инфекции, следить
за чистотой кровати и постели нужно самым
тщательным образом. Постельное белье
меняют по мере загрязнения, но не реже
1 раза в неделю, нательное — ежедневно.
Около кроватки ставят столик с предметами
ухода, но не с лекарствами и другими вещами,
неприятными ребенку. Здесь же должно
быть полотенце для рук и лица.
Курить при
больном ребенке совершенно
недопустимо.
Одежда ребенка
должна быть легкой, удобной, просторной,
теплой. Тесная одежда нарушает кровообращение,
способствует застою, особенно на руках
и ногах. Для игр в кровати очень хороши
пижамы из ситца и теплые кофточки. При
домашнем режиме, когда врач разрешает
больному ребенку ходить, лучше всего
теплая пижама. Ребенка нужно одевать
так, чтобы одежда не была слишком свободной
или тесной. Чистое белье хранят в отдельном,
предназначенном только для больного
месте (шкафу, тумбочке). Грязное белье
убирают в отдельный ящик или мешок. Белье,
загрязненное рвотой или испражнениями,
складывают в спец. бачок (можно в ведро
с крышкой) с дезинфицирующей жидкостью
— 3% р-ром карболовой к-ты или 0,25% р-ром
хлорамина (по рецепту врача). Перед стиркой
раствор сливают, белье кипятят.
Питание требует
особого внимания, т. к. у больного
ребенка отмечается понижение аппетита.
Кормить следует в те же часы, как обычно
(в соответствии с возрастом ребенка),
но иногда по совету врача кормить ребенка
приходится чаще, небольшими порциями.
Если ребенок находится на четырехразовом
кормлении (завтрак, обед, полдник и ужин),
можно ввести второй завтрак или кормить
ребенка перед сном (тертое яблоко, кефир,
другие пищевые продукты по назначению
врача). На детей с пониженным аппетитом
хорошо действует красивое оформление
блюд и стола. Насильственное кормление
вызывает отрицательную реакцию на еду,
тошноту, рвоту, даже при одном лишь виде
пищи. Во время еды ребенок должен удобно
сидеть. При тяжелом заболевании ребенка
кормят в кровати, положив под спину подушку
и создав упор для ног. Можно посадить
ребенка в кресло, на ручках к-рого укрепляют
столик-доску, а под ноги ставят скамеечку.
Лихорадящего
больного следует кормить легкоусвояемой
пищей: молочные, протертые овощные
и мясные (отварные) блюда, кефир, фрукты
PI др. В связи с повышением температуры
и усиленной потерей воды через легкие
и кожу необходимо увеличить количество
потребляемой жидкости. Это способствует
очищению полости рта и предупреждает
поражение слизистой оболочки жел.-киш.
тракта, возникновение диареи (поноса).
Всякое заболевание
оказывает значительное влияние на
весь организм и психику ребенка и его
поведение. Больной ребенок в большей
степени, чем здоровый, нуждается в отдыхе.
Наряду с этим, чтобы усилить обмен веществ,
улучшить кровоснабжение пострадавших
органов, создать бодрое настроение у
больного, необходимо деятельное, активное
состояние. Этой цели могут служить различные
детские игры, к-рые должны развлекать,
но не утомлять. В зависимости от состояния
здоровья характер игр и игрушек надо
менять в течение дня. Следует отказаться
от крупных, ярких и тяжелых игрушек. Они,
как и громкие звуки, яркие краски, могут
оказаться сильными раздражителями, приводящими
к перенапряжению н переутомлению нервной
системы. Ребенку не следует давать сразу
много игрушек. Это создает беспорядок
в кровати, действует утомительно на больного
ребенка и рассеивает его внимание. Детям
в постели нежелательно давать рисовать
красками, т. к. они могут легко опрокинуть
на себя воду. Очень удобен не только для
игр, рукоделия и т. д., но и для кормления
накроватный столик с бортиками по краю
и с четырьмя ножками.
Рукоделие надолго
отвлекает ребенка, но и здесь
необходима помощь взрослых. У больного
ребенка утомление от игры наступает
раньше, чем он это проявит внешне
своим поведением (оставляет любимую
игрушку или свое любимое занятие,
переключается на другое, ему неинтересное).
На полу следует играть в спокойные игры,
не требующие много движений, не возбуждающие
детей. На пол стелят коврик, на к-ром ребенок
может сидеть и играть.
Оценка отношения
ребенка к играм, его поведение
могут быть использованы для характеристики
течения заболевания и раннего выявления
начинающихся осложнений или возникновения
нового заболевания. Изменения в психике
ребенка проявляются и в утрате нек-рых
приобретенных навыков: ребенок начинает
рисовать мелко, не раскрашивает нарисованного,
перестает делать сюжетные рисунки, нередко
рисует одни каракули и т. д.
Восстановлению
расстроенной деятельности нервной
системы способствует сон. Поэтому
во время болезни важно охранять
покой ребенка и добиваться, чтобы
сон был глубоким и достаточно длительным
(не менее 2—3 раз в течение дня). Для этого
необходимо, кроме проветривания помещения,
затенить лампы, сократить до минимума
различные шумы в комнате (громкие разговоры,
радио, телевизор и др.)- В то .же время нельзя
создавать больничную обстановку. Родители
должны сохранять спокойствие, не обсуждать
громко состояние больного, температуру
тела, заключения и назначения врачей,
т. к. это может вызвать (особенно у детей
старшего возраста) беспокойство и даже
ухудшение его состояния. Вид окружающих
больного ребенка, выражение их лиц, отношение
их к жизни, уверенность в движениях и
жестах, ясность речи имеют огромное значение
для эмоциональной сферы ребенка, к-рый
быстро заражается чужими эмоциями, будучи
легко внушаемым и склонным к подражанию.
При заболевании
реоенка различными инфекционными
болезнями вопрос о госпитализации
решает врач; особенности ухода за
ребенком — см. статьи Ветряная оспа,
Грипп, Дифтерия, Коклюш, Корь, Краснуха,
Острые респираторные заболевания,
Паротит
и др.
Лекарственное
лечение должно проводиться
строго по указаниям врача.
Родственники
должны пунктуально выполнять все
рекомендации и назначения врача
и обеспечить полноценный уход за
больным ребенком
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Когда заболевает маленький ребенок, мать замечает это по изменению в его поведении. Он плачет, просится на руки, иногда отказывается от еды, или же становится вялым, не играет, как обычно. В таких случаях мать должна измерить ребенку температуру и уложить его в кровать.
Если ребенка знобит и у него, холодные ручки и ножки, надо тепло укрыть его и положить грелку. Заболевшего ребенка не следует нести в консультацию или поликлинику, а надо вызвать к нему врача на дом. Все предписания врача должны точно выполняться.