Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:46, реферат
Инфекционно-воспалительные заболевания головного мозга могут развиваться преимущественно в мозговом веществе (энцефалит), в синусах (тромбоз синуса), завершаться отграниченным скоплением гноя в веществе мозга (абсцесс мозга). В их основе лежит проникновение различных экзогенных и эндогенных микроорганизмов. Известно несколько сот патогенных и условно патогенных видов микробов, вирусов, грибков.
Введение………………………………………………………………………
3
1
Инфекционные заболевания центральной нервной системы……….
5
2
Менингит……………………………………………………………….
6
3
Энцефалиты, менингоэнцефалиты, энцефаломиелиты, хорея………
10
4
Полиомиелит……………………………………………………………
18
5
Невриты, полиневриты………………………………………………...
21
6
Сифилис нервной системы…………………………………………….
27
7
Туберкулезные поражения нервной системы ………………….…….
30
8
НейроСПИД……………………………………………………………
33
Вывод………………………………………………………………………….
34
Литература………………………………
32
Реферат
По дисциплине: «Невропатология »
По теме: «Инфекционные болезни нервной системы »
ПЛАН
Введение………………………………………………………… | 3 | |
1 | Инфекционные заболевания центральной нервной системы………. | 5 |
2 | Менингит………………………………………………………… | 6 |
3 | Энцефалиты, менингоэнцефалиты, энцефаломиелиты, хорея……… | 10 |
4 | Полиомиелит………………………………………………… | 18 |
5 | Невриты, полиневриты………………………………………………. | 21 |
6 | Сифилис нервной системы……………………………………………. | 27 |
7 | Туберкулезные поражения нервной системы ………………….……. | 30 |
8 | НейроСПИД……………………………………………………… | 33 |
Вывод………………………………………………………………… | 34 | |
Литература…………………………………………………… | 35 |
ВВЕДЕНИЕ
Инфекционно-воспалительные заболевания головного мозга могут развиваться преимущественно в мозговом веществе (энцефалит), в синусах (тромбоз синуса), завершаться отграниченным скоплением гноя в веществе мозга (абсцесс мозга). В их основе лежит проникновение различных экзогенных и эндогенных микроорганизмов. Известно несколько сот патогенных и условно патогенных видов микробов, вирусов, грибков.
От инфекции (оспы, холеры, энцефалитов, менингитов и др.) еще в начале ХХ века умирало около 50% населения, в настоящее время – менее 5%. На долю энцефалитов, абсцессов мозга и тромбозов синусов приходится около 6% органических заболеваний нервной системы.
Все инфекционно-воспалительные заболевания нервной системы подразделяются на первичные и вторичные. К первичным вирусным формам относят, прежде всего, комариные и клещевые энцефалиты, к вторичным – энцефалиты сыпнотифозный, коревой, при скарлатине, оспе и т.д., а также абсцессы мозга и синус-тромбозы.
Всесторонне изучение инфекционно-воспалительных заболеваний центральной нервной системы началось во второй половине XIX века после основополагающих открытий в области микробиологии.
В начале исследования касались вторичных энцефалитов (малярийного, сыпнотифозного и др.). С середины 30-х годов ХХ в. в связи с успехами вирусологии началось активное изучение вирусных энцефалитов – комариных и клещевых. Большая заслуга в исследованиях этиологии, эпидемиологии и клинике весенне-летнего клещевого энцефалита принадлежит Л.А. Зильберу, Е.Н. Павловскому, М.П. Чумакову, А.Н. Шаповалу, А.Г. Панову, Л.И. Оморокову и многим другим замечательным русским ученым.
Абсцессы мозга и синус-тромбозы были описаны в конце XIX – начале ХХ в. К. Вестфалем, Г. Оппенгеймом, а также русскими неврологами и нейрохирургами – В.К. Хорошко, Н.В. Бурденко, П.Г. Корнянским, И.Я. Раздольским и др. [6].
1. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
К группе учеников, подлежащих переводу в специальные школы, в большинстве случаев относят детей, перенесших менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты и другие формы нейроинфекций. В отдельных случаях встречаются дети с теми или иными формами поражения нервной системы в результате перенесенного сифилиса, туберкулеза, а также ревматизма.
Возбудителями болезней являются различные виды микробов и вирусов, преимущественно поражающих нервную систему и объединяемых в клинике под общим названием нейроинфекций. В отдельных случаях нервная система может также страдать вторично в результате воздействия ряда общих инфекций.
Перенесение ребенком указанных заболеваний часто сопровождается поражением различных нейропсихических функций — зрения, слуха, речи, интеллекта, приобретающих иногда стойкий характер, что препятствует обучению таких детей в обычных школах.
Особенности патологических симптомов, развившихся в результате болезни, зависят от целого ряда условий: интенсивности болезнетворного агента, характера локализации болезненного процесса, степени выраженности защитных свойств организма и др. Очень важное значение в указанном смысле имеет возраст ребенка, в котором он перенес мозговое заболевание. Так, наблюдения показывают, что для ранних форм свойственна более тяжелая картина остаточных явлений, особенно недоразвитие психических функций. При более поздних формах заболевание иногда может протекать сравнительно легко; в этом случае быстрее происходят положительные сдвиги за счет компенсаторных возможностей мозга [3].
Перейдем к описанию отдельных форм заболеваний.
2. МЕНИНГИТ
Менингит— воспаление мозговых оболочек. Заболевание вызывается различными бактериальными формами, но чаще всего группой кокков (менингококки, стрептококки, пневмококки). Одной из наиболее часто встречающихся форм менингита является цереброспинальный менингит, вызываемый особой группой менингококков. Заболевание это чаще распространяется в виде эпидемических вспышек в зимнее и весеннее время.
Резервуаром и источником меиингококковой инфекции является зараженный человек. Во внешней среде под действием солнечного света, температуры возбудители заболевания (менингококки) быстро погибают. На слизистой оболочке носа здоровых детей они могут находиться довольно длительное время, и этим обусловливается так называемое бациллоносительство.
Заражение может распространяться при попадании носовой слизи бациллоносителей на кожу или слизистые оболочки других детей, находящихся в контакте (во время игры, при поцелуях, через общее полотенце, носовой платок и другие предметы, которыми пользовался бациллоноситель).
Острая картина болезни довольно характерна. Обычно заболевание начинается с высокой температуры, сопровождается рвотой, сыпью на коже, сильными приступами головной боли, иногда бессознательным состоянием. Характерными признаками болезни являются позы больного: откинутая назад голова из-за патологического напряжения затылочных мышц (ригидность затылка), подогнутые к животу, полусогнутые в коленных суставах ноги (симптом Кернига), повышенная кожная чувствительность (гиперестезия), светобоязнь.
Продолжительность острого периода, за исключением молниеносных и затяжных форм, обычно 1 — 2 недели, после чего может наступить выздоровление или смерть. В прошлом смертность от менингита составляла от 25 до 50%. В связи с применением антибиотиков и сульфамидных препаратов сократилось время течения болезни, и резко уменьшилась смертность. Картина резидуальных (остаточных) явлений выражается теперь в более легкой степени.
Для менингита характерно развитие различных осложнений, которые могут возникать в период острого протекания болезни или выявляться после перенесенного заболевания как остаточные явления. Так, на фоне самого заболевания у детей могут возникнуть судорожные приступы, указывающие на заинтересованность в процессе самого вещества мозга. Воспалительный процесс может переходить с оболочек головного мозга на периферические нервы — слуховой и зрительный, реже отводящий и тройничный, создавая определенную клиническую картину. Очень рано, на высоте острой симптоматики, развивается гидроцефальный синдром, сохраняющийся впоследствии в разной степени, в зависимости от возраста больного и степени тяжести заболевания.
Расстройство высшей нервной деятельности после менингита, перенесенного в более позднем возрасте, может также характеризоваться целым рядом патологических особенностей. Однако в этих случаях они выражены слабее. Это касается интеллектуальных расстройств, которые носят временный характер и чаще проходят по типу своеобразной астении: дети становятся очень рассеянными, жалуются на головные боли, быстро истощаются, нередко отмечается ослабление памяти.
Различные инфекционные болезни оставляют след в состоянии нервной системы. Возможны различные осложнения, степень выраженности которых зависит от времени воздействия на растущий организм (внутриутробно перенесенное заболевание или болезнь после рождения) этиологического фактора (возбудителя болезни), своевременности диагностики и соответствия лечебных мероприятий.
В клинике нервных болезней в качестве последствия перенесенных заболеваний описывают микроцефалию и гидроцефалию, интеллектуальную недостаточность (олигофрению), расстройства зрения, слуха, речи, моторики и другие психопатологические расстройства.
Микроцефалия. Обычно при микроцефалии наблюдаются тяжелые формы олигофрении. Характерной чертой является малый размер черепа и мозга, особенно недоразвиты большие полушария. Вес мозга очень мал — 200 — 400 г. Отмечается упрощенный рисунок борозд и извилин. При гистологическом исследовании обнаружены неправильное расположение клеток в слоях коры, недостаточность их количества, бедность волокон. Со стороны физического развития наблюдается диспластичность телосложения, отставание роста от средних возрастных норм. Характерна походка — больные ходят, согнувшись вперед. Дети-микроцефалы подвижны, однако эта подвижность дефектна, здесь много лишних нецелесообразных движений, отсутствует устойчивость. Характерна общая гипотония, разболтанность суставов. Со стороны психики отмечается тяжелое слабоумие, чаще в форме имбецильности или глубокой дебильности. По характеру эти дети веселы и добродушны. Речь обычно недоразвита. Последние годы во вспомогательных школах делают попытки обучать некоторых микроцефалов (с менее выраженной формой умственного недоразвития) в специальных классах для имбецилов.
Олигофрения инфекционного происхождения. Указанные формы олигофрении встречаются наиболее часто. Причиной в данном случае является перенесение ребенком внутриутробно или после рождения нейроинфекций. Эта форма олигофрении нередко сопровождается нарушением моторики и резкими отрицательными сдвигами со стороны эмоциональной сферы, что, по-видимому, связано и с поражением подкорковых узлов. Причем в одних случаях характерным является наличие синдромов повышенной возбудимости, моторной расторможенности, резко выраженных низших влечений, склонность к аффектам. В других — имеет место общая заторможенность, вялость (торпидные формы). В более легких случаях, особенно когда нет выраженной картины воспалительного процесса, а неблагоприятное влияние инфекции сводится преимущественно к нерезко выраженной интоксикации, указанная симптоматика проявляется в более умеренной степени.
Наряду с детьми-олигофренами, у которых имеются те или иные степени недоразвития коры мозга после органических поражений центральной нервной системы, встречаются дети, отстающие в развитии, имеющие низкую успеваемость. Иногда их смешивают с подлинными олигофренами и направляют во вспомогательные школы. Эти дети чаще всего не переносили мозговых заболеваний или переносили их в легкой степени (легкие черепно-мозговые травмы, интоксикации и др.).
Главным отличием таких детей от олигофренов является то, что их малая психическая активность, выражающаяся, прежде всего в сниженной успеваемости, чаще носит временный характер, и постепенно такие дети выравниваются, некоторые из них нормально продолжают обучаться в массовой школе [3].