Инфекционные болезни нервной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:46, реферат

Описание

Инфекционно-воспалительные заболевания головного мозга могут развиваться преимущественно в мозговом веществе (энцефалит), в синусах (тромбоз синуса), завершаться отграниченным скоплением гноя в веществе мозга (абсцесс мозга). В их основе лежит проникновение различных экзогенных и эндогенных микроорганизмов. Известно несколько сот патогенных и условно патогенных видов микробов, вирусов, грибков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
3
1
Инфекционные заболевания центральной нервной системы……….
5
2
Менингит……………………………………………………………….
6
3
Энцефалиты, менингоэнцефалиты, энцефаломиелиты, хорея………
10
4
Полиомиелит……………………………………………………………
18
5
Невриты, полиневриты………………………………………………...
21
6
Сифилис нервной системы…………………………………………….
27
7
Туберкулезные поражения нервной системы ………………….…….
30
8
НейроСПИД……………………………………………………………
33
Вывод………………………………………………………………………….
34
Литература………………………………

Работа состоит из  1 файл

Инфекции НС (реферат).doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЭНЦЕФАЛИТЫ, МЕНИНГОЭНЦЕФАЛИТЫ, ЭНЦЕФАЛОМИЕЛИТЫ, ХОРЕЯ

 

 

К группе энцефалитов относятся воспалительные процессы, поражающие головной мозг независимо от локализации, кото­рая может быть различна.

Течение энцефалита сопровождается как общемозговыми симптомами, так и очаговыми (гнездными). К общемозговым относятся: потеря сознания от легкого затемнения до полного его выключения, головная боль, головокружение, рвота, из­менение пульса и дыхания. Очаговые симптомы могут быть различны в зависимости от локализации болезненного про­цесса в различных областях мозга. Так, могут иметь место двигательные, речевые расстройства, эпилептиформные при­падки.

Энцефалиты в медицинской практике делятся на первич­ные, или эпидемические, и инфекционные; некоторые из ин­фекционных относятся к аллергическим. К первичным энце­фалитам, распространение которых носит эпидемический ха­рактер,  относят:  эпидемический энцефалит А (летаргический). Течение его сопровождается, помимо целого ряда общих симптомов, свойственных энцефалитам, тяжелыми расстрой­ствами сна. Энцефалит Б (японский), переносчиками вируса которого являются комары. Заболевание протекает тяжело, может осложняться психозами и стойким снижением интел­лекта. Возбудитель (вирус) клещевого, или весенне-летнего, энцефалита передается через укусы лесных клещей. Типич­ным является поражение шейных отделов спинного мозга, в результате чего возникают параличи мышц, шеи и рук.

Описан и ряд других вирусных энцефалитов, носящих эпидемический характер. Инфекционные энцефалиты и энцефаломиелиты, возникающие как осложнение детских ин­фекций, характеризуются в своем течении многими общими чертами, хотя могут иметь место и особенности, свойствен­ные той или иной инфекции, вызвавшей энцефалит.

Заболеванию энцефалитом способствует ряд причин, обусловливающих ослабление защитных свойств детского организ­ма. К этим причинам относятся: врожденная неполноценность нервной системы, общая соматическая ослабленность, рахит, неблагоприятные условия быта и слабость иммунобиологичес­ких свойств организма. Рассмотрим некоторые формы энцефа­литов.

Эпидемический энцефалит (энцефалит А). Заболевание эпидемическим энцефалитом связано с проникновением в ор­ганизм особого нейровируса, поражающего центральную нервную систему. Заболевание носит характер эпидемии и бывает чаще зимой. Однако отдельные случаи эпидемическо­го энцефалита могут встречаться в любое время года. Болезнь свойственна любому возрасту, но чаще ею заболевают дети. Изучение детского состава специальных школ, а также лите­ратурные данные показывают, что в последнее время выра­женные формы этого заболевания у детей стали встречаться сравнительно редко.

Для начального периода болезни наиболее типичными симптомами являются: повышение температуры до 38 — 39°, головная боль, двоение в глазах и расстройство сна. Некоторые больные находятся беспрерывно в сонливом состоянии. Их бу­дят для приема пищи, потом они вновь погружаются в сонное состояние. У других выражена бессонница. Характерен ряд навязчивых движений подкоркового типа, дети что-то переби­рают руками, иногда наблюдаются подергивания отдельных мышц (миоклония). Отмечаются некоторые вегетативные рас­стройства — усиленное слюнотечение, жировые выделения на коже лица.

Течение болезни может осложняться нарушениями от­дельных функций в области двигательной сферы, речи, пси­хики, которые и формируют сложный симптомокомплекс так называемых остаточных явлений. Характер этих послед­ствий после эпидемического энцефалита в значительной сте­пени зависит от того, какие области мозга были поражены бо­лезненным процессом наиболее интенсивно. Эпидемический энцефалит чаще поражает подкорковую область (стрио-паллидарную систему) и межуточный мозг. Отсюда в картине ос­таточных явлений часто наблюдаются расстройства двига­тельных функций, эмоциональной сферы, а также наруше­ние обмена веществ. Расстройства двигательной сферы раз­личны, иногда имеет место своеобразная заторможенность движений, сопровождающаяся дрожанием рук, головы, реже бывают параличи и парезы. Обычно наблюдается довольно характерная картина: лицо ребенка амимично, взгляд непо­движен,  устремлен вдаль, общая заторможенность движе­ний, слюнотечение. Речь монотонная, лишенная модуляций и эмоциональной выразительности. Однако подобные случаи своеобразной адинамии в детском возрасте редки. Чаще кар­тина остаточных явлений после эпидемического энцефалита проявляется в таком нарушении нервной деятельности, кото­рое характеризуется общей двигательной расторможенностью в связи с ослаблением регулирующей роли коры на под­корковые образования, наличием гиперкинезов. В этих слу­чаях в поведении детей получают преобладание низшие эмо­ции в виде аффектов гнева, повышенной сексуальности, пре­обладает неустойчивое, чаще мрачное настроение. В педаго­гической практике специальных детских учреждений у неко­торых детей отмечаются случаи ненормально повышенного аппетита или жажды (булимия, полидипсия), сексуальных извращений  патологической злобности, жестокости, своеоб­разной навязчивости.

Степень выраженности патологических изменений в облас­ти эмоционально-волевой сферы и характера последствий эпи­демического энцефалита может быть различна. Иногда эти нарушения могут быть тяжелыми, что отражается на учебной де­ятельности ребенка, — резкая неуспеваемость, срывы дисцип­лины, частые конфликты в семье и школе. Правильно органи­зованные педагогические и лечебные мероприятия могут зна­чительно сглаживать указанные последствия болезни.

Вестибулярная форма энцефалита харак­теризуется такими симптомами, как головокружение, расст­ройство походки, сопровождаемые тошнотой, рвотой, что свя­зано с нарушенной функцией вестибулярного аппарата. Обыч­но это заболевание протекает сравнительно благоприятно, оставляя иногда в качестве остаточных явлений парезы глазных мышц. В других случаях в качестве остаточных неврологичес­ких симптомов наблюдаются тикозные подергивания в мыш­цах, особенно лица, шеи. Описаны формы особых приступов частой икоты (эпидемическая икота), которая рассматрива­лась некоторыми как проявление абортивно протекающего эн­цефалита.

Сенсорная форма энцефалита (Г.Е. Сухаре­ва) развивается в связи с перенесенными детскими инфекци­ями, а иногда — постепенно и без видимых причин. Начало заболевания острое: повышение температуры до 40°, голов­ная боль, иногда боли в животе, расстройства восприятия, менингеальные симптомы. Со стороны нервной системы от­мечается асимметрия лицевых мышц, нарушение мышечно­го тонуса, иногда скоропроходящие монопарезы, непостоян­ные патологические рефлексы. Острая стадия может быть ко­роткой — 10—12 дней, после чего начинается вторая, подострая стадия, которая может продолжаться значительное вре­мя и протекать по типу периодических приступов недомога­ния. Для этой стадии характерно разнообразие сенсорных расстройств. Чаще нарушаются зрительные и пространствен­ные восприятия. Иногда предметы воспринимаются в изме­ненной форме или только их отдельные части, наблюдаются фотопсии, искры, огненные зигзаги и т.п. Дети часто видят цветные точки, шарики, круги, жалуются на изменение ок­раски окружающего: все видно как сквозь туман, сетку либо чересчур резко окрашено в цвета радуги (красная окраска указывалась чаще других). Акустические расстройства выра­жаются в изменении интенсивности, тональности звука, че­ловеческий голос воспринимается то тихо, то громко, кажет­ся то близким, то далеким. Имеет место также извращение вкуса, реже обоняния. В школьной практике у таких детей отмечены расстройства письма и чтения. Грубые расстройст­ва интеллекта встречаются редко, чаще наблюдались истощаемость, неспособность к интеллектуальному напряжению. Частым симптомом при этом заболевании являются голо­вные боли, головокружение. Болезнь может протекать дли­тельно и сопровождаться нестойкими периодами улучшения.

Инфекционный энцефалит (менингоэнцефалит, энцефало­миелит). Под инфекционными энцефалитами в клинике под­разумеваются воспалительные, чаще токсические процессы, возникающие в результате перенесения ребенком различных инфекционных заболеваний. Болезненный процесс в этих слу­чаях захватывает не только различные области головного моз­га (рассеянная локализация), но и спинной мозг. Отсюда эти заболевания чаще протекают по типу менингоэнцефалитов и энцефаломиелитов.

В настоящее время известно, что любая инфекция при соответствующих условиях может вызвать заболевания энцефа­литом. Однако чаще последние возникают после обычных дет­ских инфекций (кори, скарлатины, краснухи, коклюша). На­иболее часто встречаются энцефалиты, обусловленные коре­вой инфекцией. Если клиника инфекционных энцефалитов как в острой, так и в резидуальной стадии достаточно изуче­на, то механизмы возникновения этого заболевания еще не совсем ясны и трактуются различно. Одни исследователи по­лагают, что инфекционный энцефалит обусловлен проникно­вением в головной мозг возбудителя, вызвавшего основную инфекцию; другие считают, что основная инфекция лишь ос­лабляет организм и защитные структуры мозга, что способст­вует проникновению в центральную нервную систему специ­ального вируса.

Острый период инфекционного энцефалита характеризу­ется различно. Иногда на фоне тяжело протекающей основ­ной инфекции (корь, скарлатина) отмечается ухудшение общего состояния, знаменуемое резким подъемом температу­ры, бессознательным состоянием, судорогами, появлением менингеальных симптомов (ригидность затылочных мышц, симптом Кернига и т.п.). Эти случаи иногда могут оставаться нераспознанными и трактоваться как тяжелое течение основ­ной инфекции. В других случаях сравнительно легко проте­кающая инфекция в исходной стадии внезапно дает резкое ухудшение в своем течении: подъем температуры, ухудше­ние общего состояния, менингеальные явления.

Инфекционный энцефалит характеризуется как общемоз­говыми, так и очаговыми симптомами, причем некоторые оча­говые симптомы начинают появляться даже в острой стадии (развитие парезов, судорог, афазии). Другие могут отмечаться позже.

Резидуальная стадия вторичного энцефалита нередко ха­рактеризуется обилием патологических симптомов. Здесь мо­гут встречаться двигательные расстройства (паралич, парезы, гиперкинезы), речевые нару­шения в виде сенсорных и мо­торных афазий, дизартрии (псевдобульбарная дизартрия) и др. Эти дефекты встречаются чаще и выражены нередко бо­лее массивно, чем при эпидеми­ческом энцефалите.

Характерные изменения на­блюдаются со стороны психи­ческой деятельности, особенно страдает интеллект, в отличие от эпидемического энцефали­та, при котором интеллекту­альные расстройства выраже­ны значительно слабее, а ино­гда и отсутствуют. Характер изменений психической деятельности после перенесенных вторичных энцефалитов также в значительной степени обус­ловливается возрастом, в котором перенесено указанное забо­левание. Так, при рано перенесенных энцефалитах, характе­ризующихся тенденцией к разлитой локализации (в связи с анатомо-физиологическими особенностями мозга ребенка раннего возраста), чаще наблюдается значительное снижение интеллекта по типу олигофрении. Хотя следует отме­тить, что олигофренам с подобной этиологией чаще, чем другим, свойственны и некоторые локальные нарушения. Эти де­ти характеризуются также тяжелыми нарушениями со сторо­ны эмоционально-волевой сферы и характера, что в значи­тельной степени сближает их с детьми-олигофренами, пере­несшими эпидемический энцефалит. Физиологическими ме­ханизмами указанных расстройств являются резкие наруше­ния нейродинамики, ослабление внутреннего коркового тор­можения, в связи, с чем происходит усиление подкорковых влияний (растормаживание подкорковой области). В поведе­нии детей, перенесших энцефалит, возникает ряд патологиче­ских особенностей, в какой-то степени аналогичных тем, которые были описаны при характеристике резидуальной ста­дии эпидемического энцефалита. Это в основном склонность к аффективным вспышкам, неустойчивому настроению, усиле­нию низших физических влечений, что ведет к большим труд­ностям при осуществлении воспитательной работы.

Лечебные мероприятия при менингитах и энцефалитах раз­нообразны. Обычно применяют антибиотики, уротропин, сульфамидные препараты, сыворотки. В резидуальной ста­дии — физиотерапию, лечебную гимнастику, логотерапию.

Хорея — заболевание нервной системы (головного мозга) вызываемое ревматической инфекцией. Заболевание чаще происходит в сырое и дождливое время — осенью, весной. Обычно ему предшествует перенесение ангины, полиартри­та, иногда гриппа. Начало подострое. Первым признаком бо­лезни является заметное изменение в характере детей, кото­рые становятся в этих случаях повышенно раздражительны­ми, капризными, склонными к аффектам гнева, слезливы­ми. В школе отмечаются рассеянность, безразличное отно­шение к занятиям. Постепенно развиваются насильственные движения (гиперкинезы) в мышцах лица, рук, ног, ту­ловища.

В связи с развитием гиперкинезов движения ребенка стано­вятся затрудненными, меняется почерк, вещи падают из рук, появляются различные насильственные движения мышц в ли­цевой мускулатуре, напоминающие гримасы. Постепенно гиперкинезы распространяются и на нижние конечности, поход­ка становится затрудненной. Резко меняется речь из-за за­труднения движений языка. Заболевание сопровождается повышенной температурой. Так как хорея является ревматичес­ким поражением головного мозга — энцефалитом, то ему со­путствуют изменения со стороны сердечно-сосудистой систе­мы (пороки сердца).

Исследование мозга больных, умерших от ревматического энцефалита и порока сердца, выявило поражение подкорки, в частности стриатума. Небольшие изменения находили и в ко­ре головного мозга.

В большинстве случаев хорея протекает относительно благополучно и заканчивается полным выздоровлением. Ис­ключение составляют редкие формы, при которых наблюда­ются стойкие осложнения сердечной деятельности. Однако заболевание, даже и в легкой степени, требует постельного режима и соответствующего лечения. При недостаточном лечении и режиме у ребенка надолго остаются отдельные по­дергивания в мышцах, усиливающиеся при волнении, а так­же фиксируются патологические черты характера в форме неустойчивого настроения, склонности к аффектам, агрес­сивности. Отдаленным последствием хореи может быть раз­витие заикания [3].   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПОЛИОМИЕЛИТ

 

Раньше считали, что это острое инфекционное заболевание центральной нервной системы, преимущественно серого ве­щества спинного мозга, свойственно главным образом детско­му возрасту. Еще в 1883 г. проф. А.Я. Кожевников впервые высказал предположение об инфекционной природе этой бо­лезни и в своих лекциях дал описание клиники полиомиелита. Затем более точное и подробное изучение заболевания бы­ло дано Д. Гейне и О. Медином, за что впоследствии оно стало носить название болезни Гейне—Медина. В настоящее время доказано, что заболевание вызывается фильтрующимся виру­сом. Полиомиелит относят теперь к общим инфекциям, по­скольку наблюдаются формы заболевания без поражения нервной системы.

Информация о работе Инфекционные болезни нервной системы