Морально-психологический климат взаимоотношений в лечебно-профилактическом учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 14:04, доклад

Описание

Решение важнейших задач - повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской деонтологии. Врач, как личность в социальном и психологическом плане, не ограничивается узкой лечебно-профилактической деятельностью, а участвует в решении сложных проблем воспитания и повышения общего культурного уровня населения.
Пренебрежение этикетом в ЛПУ свойственно сегодня медицинским работникам во всем мире, и такое пренебрежение вредно отражается на взаимоотношениях больных и врачей, результатом чего являются конфликты.

Работа состоит из  1 файл

Морально-психологический климат.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  здравоохранения и социального  развития

Чувашской Республики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад

по дисциплине «Биомедицинская этика»

на тему:

«Морально-психологический  климат взаимоотношений  в лечебно-профилактическом учреждении» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 5 курса повышенного  

уровня среднего профессионального образования  

Квалификация: медицинская сестра   

с углубленной  подготовкой     

Направление углубленной подготовки:   

«Организация  сестринского дела»    

Руководитель:         
 
 
 
 
 
 
 

г. Чебоксары

Введение

     Решение важнейших задач - повышение качества и культуры медицинской помощи населению  страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких  профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов  медицинской деонтологии. Врач, как личность в социальном и психологическом плане, не ограничивается узкой лечебно-профилактической деятельностью, а участвует в решении сложных проблем воспитания и повышения общего культурного уровня населения.

     Пренебрежение этикетом в ЛПУ свойственно сегодня медицинским работникам во всем мире, и такое пренебрежение вредно отражается на взаимоотношениях больных и врачей, результатом чего являются конфликты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Врачебная этика и медицинская  деонтология

     Термин  «этика» происходит от греческого «ethos», что означает - обычай, нрав. Почти такое же значение имеет латинский термин «moralis» - мораль. Поэтому оба термина этика и мораль обычно применяются вместе.

     Этику определяют как науку о морали и нравственности или науку, определяющую нравственные ценности человеческих стремлений и поступков.

     С этим мы связываем нормы нравственности и морали, такие как, добро, любовь, сострадание, уважение, милосердие, противление злу, насилию.

      Понятие деонтологии насчитывает столько  же веков, сколько и медицина. Медицинская деонтология обоснована уже в трудах Гиппократа. Английский правовед И.Бентам в своей получившей известность книге “Деонтология или наука о морали (начало ХIХ века) впервые ввел термин деонтология — наука о должном поведении или о морали поведения индивида для достижения должной для него цели, своего рода свода правил.

      Медицинская деонтология - это наука о должном поведении медработника.

      Врачебная этика и медицинская деонтология  - это выражение высокого долга, общечеловеческой гуманности в специфических условиях профессиональной деятельности.

      Специфика заключается в том, что в медицине допустим лишь этический максимум, нужно быть и хорошим врачом и хорошим человеком одновременно. У медиков, как ни в какой другой специальности, присутствует готовность к самопожертвованию, установление интересов больного выше интересов собственных. Поэтому медицинскую этику и деонтологию можно рассматривать как единую доктрину и дать им определение:

      Медицинская этика и деонтология, как органически связанные понятия, имеют дело с моральными и нравственными нормами и, основанными на них принципами и правилами поведения медицинских работников выполняющих свой гражданский и профессиональный долг.

      Для избегания равнодушия, пассивности, снижения профессионального уровня, вводятся эти понятия в сознание каждого врача. Сегодня это тем более необходимо из-за изменений, происходящих в обществе. Развивается научно - технический прогресс, изменяется законодательная база. Бурное развитие техники и ее столь же стремительное внедрение в медицину наряду с положительными моментами, раздвинувшими возможности направленного воздействия на здоровье человека, особенно диагностику и лечение, создали проблему посредника между врачом и пациентом. Таким посредником оказались сотни технических средств, приборов, лабораторных и других анализов, все более и более растущее число обследований с применением новейших технических средств. Все это делает современную лечебную помощь все более дорогостоящей. Возникают нравственные и этические проблемы, связанные с возможностью получить эту помощь. Но эта же ситуация связана с явлением, которое называют отчуждением. Это явное проявление дегуманизации в медицине. Ее объясняют тем, что все более ослабляется и сокращается из-за растущей «агрессии» посредника непосредственный контакт между врачом и пациентом. Особенно ослабевает психологический контакт, возможность внимательного персонального наблюдения за больным, установления его индивидуальных особенностей. Нарушается один из главных принципов медицины - индивидуальный подход к больному. Больной уходит из поля зрения и от внимания врача, как неповторимое, психосоматическое целое, как индивидуальность. По этим причинам такой большой интерес сегодня обращен к врачам общей практики, семейным врачам.

      Медицинские учреждения получили легальное право на платные услуги. Более того, они - финансовая основа добровольного медицинского страхования. В результате такой ситуации ушли в небытие постулаты о свободе врача от коммерческих отношений с пациентами, об отсутствии почвы для бизнеса в медицине, о свободных, не связанных коммерческими интересами этических, моральных отношениях с пациентами. Сегодня существуют проблемы этики и деонтологии мирового сообщества. В этих условиях роль изучения врачебной этики и медицинской деонтологии как науки о моральном и нравственном поведении медработника неизмеримо возрастает. Становятся важными такие меры, как государственное регулирование платных услуг, тарифов на медицинскую помощь, создание общественных союзов за права пациентов, врачей, роль страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС по контролю за работой врачей и врачебных учреждений. Особое значение приобретают комиссии и комитеты по этике, которые предусмотрены современным законодательством и которые еще очень медленно развиваются. 

     Профилактика  конфликтных ситуаций

     при оказании медицинских  услуг.

     Проведенные исследования жалоб в многопрофильном стационаре-тысячнике позволили выделить следующие факторы риска, влияющие на возникновение конфликтных ситуаций.

     К ним можно отнести:

  • Внешний вид медработника - это элемент установления доверительных отношений между врачом и больным. Наличие неопрятного вида, несвежего халата, отсутствие бейджика с указанием должности фамилии и отчества, непричесанные волосы, грязные ногти на руках не способствуют установлению доверия к медицинскому работнику.
  • Стиль речи, которым медработник общается с больным. Он может быть ровным, насмешливым, эмоциональным или, наоборот, академическим или полусленгом - любым, который совместим с характерами конкретного больного и медицинского работника. Но каким разговор никогда не должен быть - так это неуважительным по отношению к больному, каким бы антипатичным этот больной ни казался. Бранный стиль разговора, угрозы, запугивания, повышение тембра голоса не способствуют престижу работника в глазах пациента и слушателей этой беседы.
  • Наличие вредных привычек. Стойкий запах дыма от сигареты или накануне употребленной ароматической пищи. Разговор на фоне жвачки или сигареты, не удаленной перед беседой с пациентом, не могут повысить авторитет медработника.
  • Морально-психологический климат в ЛПУ. Психология и поведение медицинского работника зависят не только от личных качеств конкретного человека, но и от медицинского социума, который представляет собой сложноорганизованное общество. В медицинском социуме люди объединены друг с другом в разнообразные группы, за счет подчинения по вертикали и горизонтали, в большие и малые. Личность каждого человека зависима от психологии и отношений, существующих в малых и больших группах, где отношения складываются различным образом: и положительно, и отрицательно. В процессе достижения взаимопонимания часто возникают трудности, то есть отношения в группах могут быть конфликтными. Нервозность в коллективе, нездоровая обстановка часто могут переходить и отражаться на взаимоотношениях с пациентами и проявляться психологической непереносимостью или предвзятостью к пациенту.
  • Клинический этикет нужен не столько больному, сколько самому медработнику. Если маска этикета на лице только для того, чтобы понравиться больному, - это лицемерие, которое больные легко распознают и которое для медработника тягостная обязанность. Соблюдение традиционных внешних правил поведения медицинского персонала, повышает и качество лечебного процесса, т.е. улучшает его результаты, и - главное - способствует реанимации психологического контакта между больным и врачом.
  • Средства массовой информации. В последние годы, в связи с развитием рыночных отношений и коммерциализацией медицинских услуг, этот фактор оказывает все большее влияние на пациентов. Через телевидение, радио и газеты, в условиях высокой конкуренции, идет усиленная борьба не за пациента, а за его кошелек. Используется реклама "кто лучше", с привлечением не только медицинских работников, но и популярных артистов. Раздаются обещания о быстром и качественном избавлении от болезней. Часто они не соответствуют действительности. Создается ситуация конфликта интересов, в которой с одной стороны пациент, желающий получить качественное лечение, с другой стороны ЛПУ, вводящие в заблуждение пациента, но желающие получить его деньги. Такая ситуация сложилась из-за отсутствия законодательной базы.
 

Применение  медицинской деонтологии  в практике врача

      Общепризнанным  считается, что ответственность врача в его деле огромна. По мере становления специалиста профессиональные обязанности становятся частью его «Я» и ответственность, которую человек возлагает на себя добровольно, поступая в медицинский институт и получая звание врача, превращается в его право, а право, в свою очередь, в долг, поэтому у врачей так высоко чувство моральной ответственности при выполнении своих обязанностей. Понятие профессиональной ответственности имеет не только моральный, но и юридический смысл. Моральная ответственность конечно выше, но юридическая часто ставится врачами на первое место из-за возможных серьезных последствий для них. Поэтому наряду с этико-деонтологическими вопросами врач обязан изучать и правовые вопросы.

      Тот, кто получает право на врачебную  деятельность, должен работать так, как того требует закон и традиции медицины, а если врач начинает спускаться ниже должного профессионального уровня, прежде всего ему об этом напомнит чувство профессиональной чести, а если он переступает через свою честь, то тогда ему об этом напомнит закон.

      Врач  должен дорожить своей профессиональной репутацией, потому что это имеет  двойную цену. Во-первых, врачу, как каждому человеку, дорого уважение людей. Во-вторых, хорошая репутация создает врачебный авторитет, что не маловажно при формировании доверия пациента к врачу. Но каким бы авторитетным врач не был, пациент оценивает его сам, только одному ему известными критериями. Это и внешний вид врача, и доброжелательность, и участие. Но самое главное - профессиональное достоинство. Оно напрямую связано с профессиональной подготовкой, мастерством и с нравственным самосознанием. Нравственное самосознание движет всем поведением врача. Исполняя свой профессиональный долг, возлагая на себя ответственность, врач переводит требования пациента в мотивы своего поведения.

      По  данным исследований, 61% врачей нарушают нравственные нормы взаимоотношений  с больными и коллегами, 30% не соблюдают  врачебную тайну, постоянно ведут, не считаясь с обстановкой, разговоры  о больных в частных беседах, называя фамилии пациентов. Среди причин нравственного характера, вызывающих неудовлетворенность медицинской помощью, 37% опрошенных жаловались на невнимательность врачей, 6% — на грубость.

Осваивать деонтологию врач обязан всю жизнь. Этот процесс самовоспитания, включает получение знаний, умений, достижение мастерства, освоение общей культуры и культуры своей специальности, творческие искания, а также воспитание уважения к природе, такта и мудрости.

      Для того, чтобы избежать возможных многочисленных ошибок в правилах поведения врача, медицинской сестры независимо от их специальности, целесообразно пользоваться «Кодексом врачебной этики РФ (Одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.), «Этическим Кодексом медицинской сестры России» (принят Российской Ассоциацией медицинских сестер, 1997 г.) 

Врач  и общество

  1. Предметом особой заботы государства и общества являются обеспечение, сохранение жизни и здоровья граждан. Полноценная охрана здоровья народа и обеспечение условий, позволяющих ему достойно существовать и развиваться, являются критериями нравственной политики государства. В осуществлении этой социальной задачи большая роль принадлежит врачу, его профессиональной деятельности и нравственной позиции.
  2. Главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) - сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях. Свои обязанности врач выполняет, следуя голосу совести, руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами мирового сообщества по этике, ст. 41 Конституции России и законодательством РФ "О праве граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь".
  3. Врач несет всю полноту ответственности за свои решения и действия. Для этого он обязан систематически профессионально совершенствоваться, памятуя, что качество оказываемой больным помощи никогда не может быть выше его знаний и умений. В своей деятельности врач должен использовать последние достижения медицинской науки, известные ему и разрешенные к применению МЗ РФ.
  4. Мотивы материальной, личной выгоды не должны оказывать влияния на принятие врачом профессионального решения.
  5. Врач не должен принимать поощрений от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов за назначение предлагаемых ими лекарств.
  6. Врач должен при назначении лекарств строго руководствоваться медицинскими показаниями и исключительно интересами больного.
  7. Как в мирное, так и в военное время врач должен оказывать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других немедицинских факторов, включая материальное положение.
  8. Врач должен добросовестно выполнять взятые на себя обязательства по отношению к учреждению, в котором он работает.
  9. Врачи, обучающие студентов и молодых специалистов, своим поведением и отношением к исполнению своих обязанностей должны быть примером, достойным подражания.
  10. Врач обязан доступными ему средствами (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и пр.) пропагандировать здоровый образ жизни, быть примером в соблюдении общественных и профессиональных этических норм.
  11. Врач может заниматься какой-либо иной деятельностью, если она совместима с профессиональной независимостью, не унижает достоинства врача и не наносит ущерба пациентам и его врачебной деятельности.
  12. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ в условиях государственных лечебно-профилактических учреждений врач оказывает пациентам помощь бесплатно.
  13. Право на частную практику врача регулируется законом.
  14. Бесплатное лечение других врачей и их ближайших родственников, а также вдов и сирот является долгом российского врача и элементом профессиональной нравственности.
  15. Гуманные цели, которым служит врач, дают ему основание требовать законной зашиты его личного достоинства, достаточного материального обеспечения, создания условий для осуществления профессиональной деятельности, как в мирное, так и в военное время.
  16. Участвуя в организационных (предусмотренных законодательством РФ) формах протеста, врач не освобождается от обязанности обеспечивать необходимую медицинскую помощь пациентам, находящимся под его наблюдением.
  17. Врач обязан содействовать врачебным объединениям и ассоциациям, активно участвуя в их работе, а также выполняя их поручения.
  18. За свою врачебную деятельность врач, прежде всего, несет моральную ответственность перед больным и медицинским сообществом, а за нарушение законов Российской Федерации - перед судом. Но врач, прежде всего, должен помнить, что главный судья на его врачебном пути - это его собственная совесть.
  19. Контроль за соблюдением врачебной этики осуществляют профессиональные ассоциации и созданные при них этические комитеты (комиссии).
  20. Российская медицинская ассоциация и ее этический комитет (ЭК) отстаивают и защищают в СМИ, обществе (государстве) и в суде честь и достоинство врача, если коллегиально принято такое решение.

Информация о работе Морально-психологический климат взаимоотношений в лечебно-профилактическом учреждении