Морально-психологический климат взаимоотношений в лечебно-профилактическом учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 14:04, доклад

Описание

Решение важнейших задач - повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской деонтологии. Врач, как личность в социальном и психологическом плане, не ограничивается узкой лечебно-профилактической деятельностью, а участвует в решении сложных проблем воспитания и повышения общего культурного уровня населения.
Пренебрежение этикетом в ЛПУ свойственно сегодня медицинским работникам во всем мире, и такое пренебрежение вредно отражается на взаимоотношениях больных и врачей, результатом чего являются конфликты.

Работа состоит из  1 файл

Морально-психологический климат.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

      Главный врач и его заместители должны быть гарантами соблюдения прав человека и действующего законодательства.

      Каждый  руководитель, независимо от стажа  работы, должен:

  • повышать свой культурный и профессиональный уровень (следить за периодической медицинской печатью и литературой, быть в курсе достижений медицинской науки, хорошо знать управленческий процесс);
  • знать состояние в любом функциональном подразделении и учитывать реальные возможности при принятии решения;
  • отличать главное от второстепенного;
  • пользоваться моральным и материальным стимулированием труда подчиненных (нужно иметь ввиду, что благодарность за успехи в работе, поздравление со знаменательным событием в жизни, имеет большое воспитательное значение, хотя на первый план вышел материальный фактор);
  • уделять внимание перспективному планированию работы ЛПУ и работе с кадрами, включая их воспитание, правильный подбор и расстановку, а также, повышение их квалификации, что является подготовкой резерва и исключает конфликтные ситуации в коллективе, связанные с карьеризмом;
  • изучать состав больных и заболеваемость обслуживаемого населения, владеть качественными показателями работы учреждения и уметь их планировать (это дает возможности на перспективу и возможность своевременного и эффективного выявления недостатков в отдельных подразделениях с принятием необходимых мер).

      Сегодняшняя ситуация в здравоохранении требует  от руководителей ЛПУ хорошей  подготовки по организации и экономике  здравоохранения, знаний страховой  медицины, в работе с кадрами, хорошей  правовой подготовки.

      Одним из наиболее эффективных методов  в арсенале руководителя ЛПУ, является управление по отклонениям. Это система деятельности, основанная на выявлении и доведении до сведения руководителя только тех сигналов, которые требуют его личного внимания.

      Управление  по отклонениям позволяет главному врачу заниматься только важной работой, например, планированием, заслушиванием отчетов, анализом и решением задач, требующих творческого подхода, а не создавать впечатление занятости, устраивая суету вокруг дел, с которым может справиться рядовой сотрудник или заместитель.

      Руководителю  ЛПУ, необходим и аутогенный менеджмент, т.е. самоуправление.

      Речь  идет о постановке цели, планировании работы и распределении времени, ресурсов, систематизации, организации  работы, контроле.

      Все это тесным образом связано с собственным поведением, с собственными привычками и воспитанием.

      Руководство ЛПУ, должно выступать как надежная система сохранения в неприкосновенности личного достоинства подчиненных, как гарант их конституционных прав и обязанностей. Оно должно разумно соотносить государственные, коллективные и личные интересы.

      Поставленных  целей добиться невозможно без строгого соблюдения норм нравственности.

      Нравственность, как общественное понятие расчленяется на два уровня, - отношение и сознание.

      Под нравственностью можно понимать направленность отношений личности к людям, к материальным и духовным ценностям, к окружающей природе и ко всему живому миру.

      Нравственность  отражает меру ответственности личности перед обществом за свое поведение, за исполнение своих обязанностей и реализацию прав.

      Каждый  руководитель должен постоянно регулировать свое поведение, контролировать мотивы и мысли, которые возникают при  формировании поступков. Какими чертами  он должен обладать как нравственная личность? Их несколько.

      Итак, гуманизм, справедливость, долг, честь и совесть – основы нравственного сознания человека, которые должны гармонично сочетаться в нем. Общественное признание главного врача коллективом ЛПУ, зависит от наличия всех этих качеств.

      Конечно вновь назначенный на должность главный врач, имея в своем арсенале нравственные начала, развитые в нем в той или иной степени, в процессе работы и приобретения опыта, будет развивать эти качества и в процессе самосовершенствования добьется желаемого результата. Это и показатели работы ЛПУ, это и доверие, и уважение коллектива, это и нравственное здоровье самого коллектива.

      Тут существует прямая связь между общей  культурой и воспитанностью руководителя с его нравственными качествами.

      Возвышенность нравственных качеств руководителя – дело его собственных усилий. Главное не упускать из-под собственного контроля состояние своего нравственного здоровья. Постоянно в процессе работы обогащать общие, конкретные и специфические нравственные качества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Деонтология является частью врачебной этики  и представляет собой совокупность исторически сложившихся норм, современных  правовых актов и регламентированных требований, предусмотренных практической, профессиональной деятельностью врача. К деонтологии очень близко примыкают такие проблемы, как врачебная тайна, врачебная ошибка, проведение медицинского вмешательства без согласия больного, испытания на людях, морально-этические проблемы пересадки органов, вопросы репродукции и генной инженерии и другие. Поэтому деонтология ближе всего расположена к закону. И до тех пор, пока закон не изменен, он приоритетен в оценке действий или бездействия людей, каким бы антигуманным он ни казался обществу при изменившейся морали.

     Говоря  о правилах поведения медицинских  работников, основанных на нравственных нормах, при выполнении ими своего гражданского и профессионального долга, следует отметить, что каждый врач должен руководствоваться клятвой врача, которую дает при окончании высшего медицинского учебного заведения. Это требование закреплено в статье 60 ФЗ "Основы законодательства об охране здоровья граждан". Текст клятвы утвержден Верховным Советом Российской Федерации.

     В заключение в целях профилактики и снижения риска возникновения  конфликтных ситуаций при оказании медицинских услуг мы можем порекомендовать следующее:

  1. Повышение культурного уровня медицинского персонала ЛПУ, которое должно состоять из повышения уровня индивидуального и коллективного. Это включает в себя внешний вид, форму общения, доступность в общении и т.д. Достигается путем разбора конкретных случаев на еженедельных общебольничных конференциях, собраниях трудовых коллективов отделений.
  2. Формирование в коллективе доверительных отношений на всех уровнях взаимодействия между медицинскими работниками, пациентом, управленческим звеном и обслуживающим персоналом.
  3. Проведение тренингов с медицинскими работниками, в первую очередь с врачебным и руководящим составом, для формирования терпимости к больному, правильного построения беседы с пациентом, умения формировать у больного веру в себя.
  4. Формирование у медицинского персонала внимательного отношения к больному, которое включает в себя:
    • своевременное предоставление информации о состоянии здоровья больному;
    • обсуждение с больным тактики лечения, обследования, прогноза заболевания и т.д.;
    • исключение предоставления информации о состоянии больного без его разрешения родственникам и другим лицам;
    • правильное, обоснованное, аккуратное ведение медицинской документации - в первую очередь истории болезни.
  5. Проведение разъяснительной работы и повышение общего культурного уровня пациентов по планируемым результатам лечения с целью предупреждения формирования синдрома "несбывшихся желаний".

      Безусловно, перечисленные рекомендации носят  общий характер, и для практического  применения целесообразно в ЛПУ организовать психологическую помощь для разрешения конфликтных ситуаций. Однако это потребует финансовых расходов. Поэтому по сложившейся практике решение данных вопросов ложится на плечи администрации ЛПУ и юрисконсульта из-за отсутствия штатной психологической поддержки. 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Деонтология в медицине. Под ред. Б. В. Петровского. — М., 1988. - Т. 2. - С. 390.
  2. Международный кодекс медицинской этики. // Врач. — 1994. - № 4. - С. 47.
  3. Бойко Ю.П. и др. Элементы психотерапии в общесоматической поликлинике.//Медицинская сестра. – 2000. - №2.
  4. Куприянова Г.Г. Этика медсестры психиатрического учреждения. // Медицинская сестра. – 2000. - №3.
  5. Яровинский М.Я. Медицинский работник и пациент. // Медицинская помощь. – 1996. - №3.
  6. Островская И.В. Медсестра и пациент: общение для обмена полезной информацией. // Медицинская сестра. – 2000. - №4.
  7. Островская И.В. Вербальный способ общения. // Медицинская сестра . – 2001. - №7.
  8. Остапенко А.Л. Деонтология медицинской сестры при проведении некоторых диагностических манипуляций. // Медицинская сестра. – 1994. - №1.

Информация о работе Морально-психологический климат взаимоотношений в лечебно-профилактическом учреждении