Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 14:04, доклад
Решение важнейших задач - повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской деонтологии. Врач, как личность в социальном и психологическом плане, не ограничивается узкой лечебно-профилактической деятельностью, а участвует в решении сложных проблем воспитания и повышения общего культурного уровня населения.
Пренебрежение этикетом в ЛПУ свойственно сегодня медицинским работникам во всем мире, и такое пренебрежение вредно отражается на взаимоотношениях больных и врачей, результатом чего являются конфликты.
Врач и пациент
Коллегиальность врачей
Врачебная тайна
Взаимоотношения в медицинском коллективе
Всем известно, что больничная среда очень отрицательно влияет на больного человека. Это влияние зависит, прежде всего, от тех отношений, которые формируются в медицинском коллективе. Прежде всего, речь идет о едином духе коллектива, духе доброжелательности по отношению к больному. Это и единый стиль поведения членов коллектива от младшего медперсонала до руководителей, включающий в себя сотрудничество с пациентом и высокий профессионализм.
Но не менее важную роль играет и психологический климат в коллективе. Практика показывает, насколько важным являются хорошие отношения между врачами и сестрами, врачами между собой. Между врачом и сестрой должны быть отношения товарищей по работе, специалистов, работающих над одной проблемой. В отношениях не должно быть места заносчивости, презрения, подчеркивания своего превосходства в положении, приказного типа поведения. Но не менее вредны фамильярность и чрезмерная непосредственность отношений.
Споры между сотрудниками в присутствии больных, громкие замечания, презрительность тона, нотации недопустимы.
Ни в коем случае нельзя принижать роль медсестры. Нужно помнить, что проводником идей врача больному, исполнителем лечебного процесса - является медсестра. Да и времени у постели больного она проводит больше. В таком ключе и надо воспитывать медсестер, помогать им, как можно полнее, раскрывать свои способности. Это относится и к врачам, особенно молодым.
Трудовой коллектив лечебного учреждения - это особый коллектив, где сплоченность, дружеское взаимопонимание всех членов коллектива, оказывает влияние на психологическое состояние больных и на всю организацию лечебно - диагностического процесса в целом. Это и коллектив интеллигентов, что выражается в известной субординации, уважении труда каждого человека, в честной, откровенной критике, в коллегиальности. Все это и создает тот благоприятный климат, который благотворно влияет на качество работы и на больного.
И наоборот, интриги разлагают коллектив. Он распадается на враждебные группы, что становится зачастую известно больным, Такой коллектив становится трудноуправляемым и его уже нельзя назвать коллективом в точном смысле этого слова.
Часто
внутренней причиной интриг, является
карьеризм или какие либо узкокорыстные
устремления отдельных
В тех случаях, когда руководители избегают делать замечания и попросту закрывают глаза на назревающий конфликт или на «вопиющие факты», чтобы не испортить взаимоотношений, могут тем самым, своей беспринципностью усложнить взаимоотношения в коллективе и способствовать ухудшению обстановки.
Таким образом, можно сказать, что атмосфера в лечебном учреждении создается деятельностью руководителя, средой и тем эмоциональным тоном, который выработан сотрудниками данного учреждения. Лечебный коллектив должен быть командой единомышленников. В благоприятном случае результатом всего этого является дружеская, располагающая обстановка, которой окружены больные.
Значительную
роль в системе взаимоотношений
медицинского работника и пациента
играют личностные данные врача, медсестры,
пациента, особенности его заболевания.
Характеристика деятельности медицинской сестры
1. Сестра-рутинер. Этот тип оставлен нам в наследие от прошлого, представлен пока относительно самым большим числом сестер. Наиболее характерной чертой является механическое выполнение своих обязанностей. Порученные задачи такие сестры выполняют с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя часто невиданную ловкость и умение. Выполняется все, что нужно для ухода за больным, но самого-то ухода и нет. Такие сестры работают автоматически, подобно машинам, безлично, не переживая с больными, не сочувствуя им. Они делают все, упуская из виду одно — самого больного.
2. Тип сестры, «играющей заученную роль». Этот тип заслуживает особого внимания. Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Если же такое поведение переходит допустимые границы, исчезает непосредственность, появляется неискренность. Следуя идеалу человечности, такая сестра вдруг начинает играть роль благодетельницы, часто проявляя незаурядные “артистические” способности в исполнении этой роли. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между сестрой и больным. Именно от таких сестер нередко можно слышать: «...напрасно я ему внушала...», «часами его воспитывала...» и пр.
3. Тип «нервной» сестры . Как об особом типе, о ней можно говорить, если нервозность эта проявляется в работе. Эмоционально лабильная личность сестры, склонной к невротическим реакциям, может явиться серьезной помехой в успешной работе с больными. Результатом этой напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющие на больных. Не раз можно видеть хмурую, с обидой на лице сестру среди ни в чем не повинных больных. Тревожность у таких сестер может принять и форму ипохондрии. Часто в подобных случаях мы встречаемся с боязнью инфекции, рака. В других случаях невроз сестер может проявиться во время занятий с больными или в отказе от выполнения различных заданий: «подъем тяжестей», «больничная суета» тяжелы для нее. (Не раз можно слышать такие заявления, как «ноги-то у меня не казенные».) Часто такие сестры не выходят на работу по причине различных соматических жалоб – «желчной колики», «засорения желудка», «простуды», «безлихорадочного гриппа» и пр.
Более серьезную проблему означает психопатия. Значительная импульсивность, выраженная агрессивность уже требуют вмешательства и помощи психиатра, психотерапевтического перевоспитания или - в более серьезных случаях - даже отстранения от работы. Именно этому типу сестер чаще всего угрожает и опасность наркомании.
4. Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Довольно хорошо известен в медицинской практике. Больные уже издали по походке узнают таких сестер, отмечая их появление словами: «Идет гренадер!» Этот тип сестры знаком нам и по широко известной фигуре старшей сестры из популярных английских кинокомедий, рассказывающих о больничной жизни: там эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестра с такой решительной личностью может стать прекрасным организатором, хорошим педагогом. О таких сестрах их воспитанницы нередко говорят: «Строга, но справедлива...». При недостатке же культуры, образованности, более низком уровне развития сестра слишком негибка, часто груба и даже агрессивна с больными.
5. Довольно часто встречаемся мы и с сестрами материнского типа, выполняющих свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Часто это милые толстушки, бесшумно «перекатывающиеся» по палатам. Они успевают повсюду, и несмотря на свою седину, часто в живости и подвижности не уступают двадцатилетним. Работа для них — неотъемлемое условие жизни. Забота о больных для них жизненное призвание. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как «милая сестрица». Часто заботой о других, любовью к людями пронизана и их личная жизнь.
6. Тип сестер, которых можно назвать типом специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, которые благодаря какому-то особому свойству личности, особому интересу получают специальное назначение. Такие сестры обычно бывают прекрасными секретарями, часто посвящают свою жизнь выполнению сложных технических задач, например, работе в специальных лабораториях. Иногда это очень странные люди, чудаки, фанатики своей узкой деятельности, неспособные ни на что, кроме выполнения этой работы, ничем кроме нее не интересующиеся.
Необходимо остановиться и на этапах установления отношений между сестрой и больным в период пребывания его в лечебном учреждении.
Можно различать:
а) начальный,
б) развернутый