Морально-психологический климат взаимоотношений в лечебно-профилактическом учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 14:04, доклад

Описание

Решение важнейших задач - повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской деонтологии. Врач, как личность в социальном и психологическом плане, не ограничивается узкой лечебно-профилактической деятельностью, а участвует в решении сложных проблем воспитания и повышения общего культурного уровня населения.
Пренебрежение этикетом в ЛПУ свойственно сегодня медицинским работникам во всем мире, и такое пренебрежение вредно отражается на взаимоотношениях больных и врачей, результатом чего являются конфликты.

Работа состоит из  1 файл

Морально-психологический климат.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

в) и  конечный этапы.

     На  начальном этапе происходит ориентация, больной и сестра знакомятся друг с другом. И хотя больной захвачен своими проблемами, но в интересах  приспособления к новой среде  он вынужден вступать в контакт с  окружающими его лицами, принимать во внимание местные обычаи, особенности. Сестра и врач в ходе работы получают представление о поведении больного. Возникает связь между ними и больным. Познают они и отношение больного к своей болезни. Важны не только свойства личности больного. Очень полезно изучение и тех реакций, которые вызывает больной у врача, сестры.

     На  развернутом этапе лечащий и  лечащийся познакомились друг с  другом. Дальнейшая работа уже зависит от сформировавшегося контакта между ними. Изменяющаяся картина болезни, все происходящее с больным могут вызвать появления страха, неуверенности, связанных с этим болезненных фантазий, иронию, горькую насмешливость, придирчивость; все это можно уменьшить или вообще устранить, проявляя внимание к больному, беседуя с ним, выслушивая его.

     На  конечном этапе трудности обычно возникают при выписке из больницы. Больной обеспокоен, он боится покинуть стены, где был надежно защищен  от опасности. Не раз приходится слышать: «Больной не хочет выписываться...» Больного в таких случаях мучают сомнения: «Что будет со мной дома?» «Как смогу я выдерживать диету?» «Что будет, если...?» и пр. Больной должен быть соответствующим образом подготовлен к выписке. Неоднократные занятия, беседы обо всем том, что беспокоит его, что вызывает опасения и страхи в связи с выпиской, все это способствует устранению тех затруднений, которые часто связаны с выпиской больных из больницы.

     Личность  сестры, метод ее работы, стиль ее, умение обращаться с больными, владение техникой психологической работы с  больными - все это, как и в случае врача, - само по себе может служить лекарством, оказывать исцеляющее действие. Однако приходится считаться и с побочными действиями этого «лекарства», с его иногда вредными воздействиями, с проблемами соответствующей его «дозировки».

     Сестре  приходится выполнять и руководящую, воспитательную, просветительную деятельность. Прием больного в лечебной учреждение, его знакомство с распорядком жизни больницы, сообщение ему необходимых во время его пребывания здесь сведений, выполнение назначений врача, - все это выполняется через сестру, с ее помощью. Врач не имеет возможности по нескольку раз объяснять больному одно и то же. Его представителем, его послом среди больных является сестра, она-то и «переводит» больным все, что было ими неправильно понято, вообще не понято или не так воспринято, как это следовало бы. Очень важно умение сестры видеть, что и как понял больной, в чем состоит недоразумение, способность умело разъяснить ему недопонятое или плохо понятое.

     Больной очень многое может узнать о неправильности своего образа жизни, сама болезнь требует от него по-новому вести себя, приспособиться к новым условиям. Сестра, способствуя осуществлению на практике этого нового, здорового образа жизни, физической и психической гигиены, помогает больному развиваться. Эта ее работа может быть эффективно только в том случае, если она хорошо знает своих больных. Ведь необходимо знать, кому, что и как следует объяснять. Ее взгляды и мнения должны соответствовать тому общему духу, который господствует в отделении. Ошибки ее, недостатки личности, столкновения с коллегами и больными очень мешают работе.

     Все очерченные выше задачи могут быть выполнены сестрой в наше время  лишь при постоянном совершенствовании  ею своих знаний и навыков. Кроме  изучения той области, в которой она работает, сестре постоянно необходимо заниматься и повышением своего культурного уровня, совершенствованием своей личности.

Отношения: медсестра – пациент

     В 1997 г. Ассоциацией медсестер России был разработан и принят Этический кодекс медицинской сестры. Создание этого документа стало важным этапом реформы сестринского дела в нашей стране, основной целью которой явилось утверждение автономии и самодостаточности этой профессии. Этический кодекс составлен с учетом новых идей, определяющих содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медсестры, в частности. Кодекс в развернутом виде отразил современные представления о правах пациента, которые как бы диктуют содержание конкретных обязанностей медсестры, определяют формулу ее морального долга. Он составлен на основе Устава ВОЗ (1946), Этического кодекса медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973) и ряда других международных документов, в том числе Кодекса профессиональной этики психиатра (принят Российские обществом психиатров в 1993 г).

     В соответствии с этими документами, медсестры являются не просто помощниками  врача, исполнителями его поручений, а представителями самостоятельной  профессии, которые владеют навыками комплексного, всестороннего ухода за пациентами, облегчения их страданий, реабилитации, располагают знаниями в области психологии и психотерапии в пределах своей компетенции. Вспомним еще раз слова медицинской сестры Флоренс Найтингейл, сказанные ею почти 100 лет назад; «Сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную - для понимания больных, научную - для понимания болезней, техническую - для ухода за больными».

     Каждый  из нас хотя бы раз находился в  больнице или обращался в поликлинику, и впечатление о лечебном учреждении зависело не только от того, какое лечение было проведено, но и от того, как нас встретили врач и медсестра. В условиях лечебного учреждения первый с контакт пациента с медицинским персоналом и, в частности, с медсестрой имеет особо принципиальное значение; именно он в дальнейшем определяет взаимоотношения с обеих сторон, чувство доверия или недоверия, приязни или неприязни, наличие или отсутствие партнерских отношений.

     Все в медсестре должно располагать  к себе пациента, начиная с ее внешнего вида (подтянутость, аккуратность, прическа, выражение лица). Совершенно неприемлемо обращение «больной», как будто пациент потерял право на имя и отчество. Чтобы между медсестрой и пациентом сложились партнерские отношения, пациент с должен чувствовать, что вы хотите ему помочь. Только тогда возникает тот доверительный диалог, во время которого медсестра узнает необходимые ей сведения о пациенте, особенностях его личности, его мнение о заболевании, стационировании, надеждах на выздоровление, планах на будущее. Во время таких бесед выявляются отношение пациента к родственникам, работе, другие проблемы, а все эти сведения дают медсестре возможность поставить свой сестринский диагноз.

     При всем этом медсестра постоянно должна помнить, что партнерские отношения  с больными не должны переходить в панибратские: ведущая роль всегда остается за ней. Она сочувствует больному, между ними устанавливается ток называемая эмпатия, т.е. медсестра способна познать суть и глубину переживаний и страданий пациента, но она не идентифицирует себя с его переживаниями. Пациент всегда должен быть уверен, что их беседы носят конфиденциальный характер.

     Зная  особенности переживаний больного, его личности, медсестра тактично объясняет пациенту не только его  права, но и обязанности, рассказывает в доступной для больного форме о необходимых обследованиях, подготовке к ним, о предстоящем лечении.

     Отказ пациента от того или иного вида обследования или лечения не должен вызывать к нему негативного отношения  со стороны медицинского персонала.

     Обязанность медсестры - быть честной и правдивой по отношению к пациенту, но разговоры о диагнозе, особенностях заболевания не могут выходить за рамки, обозначенные лечащим врачом. Это относится и к беседам медсестры с родственниками пациентов.

     Взгляды врача и медсестры на какие-то особенности ухода за больным могут не совпасть. Тогда нужно очень тактично обсудить спорные вопросы с врачом, и, если согласие будет достигнуто, это облегчит работу. Обговаривать же такие ситуации с другими лицами или сразу обращаться с жалобами к руководству не стоит - это может привести к взаимным обидам, нежелательной обстановке в коллективе. Право отстаивать свою точку зрения должно сочетаться с высокой требовательностью к себе, способностью признавать и исправлять свои ошибки, обнаруженные самостоятельно или коллегами.

     Гуманизм  профессии создает основу для  защиты личного достоинства медсестры, ее физической неприкосновенности, права  на помощь при исполнении профессиональных обязанностей. Кстати, и ее жизненный  уровень должен соответствовать  статусу ее профессии. Медицинских работников и медсестер, в частности, нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях.

Психотерапевтическая  роль медсестры

     Психотерапевтическая  роль медсестры очень велика, где  бы она ни работала. Не случайно вначале, когда институт медсестер только создавался, они назывались сестрами милосердия, так как заботились не только о теле, но и о душе больных.

     Искусство сестринского дела заключается в  гармоничном сочетании творческого  подхода и научной обоснованности процедур, пособий, словесных воздействий и бесед в процессе ухода за больным; в умении порой защитить пациента от обуревающих его негативных мыслей и чувств, как известно, существенно затягивающих выздоровление, Такая защита важна для людей любого возраста, но особенно для детей и престарелых.

     Чтобы осуществить ее, медсестра должна быть готова к сопереживанию, должна проявлять доброту, отзывчивость, участие. Но в ряде случаев просто хороших  человеческих качеств недостаточно. Чтобы применять их профессионально, а значит, с высокой степенью надежности, надо усвоить определенные элементы медицинской психологии и психотерапии.

     Психотерапевтическая  деятельность медсестры территориальной  поликлиники прежде всего должна быть направлена на такой сложный  патопсихологический комплекс, каким является внутренняя картина болезни, т.е. понимание пациентом характера своего заболевания. Отношение больного к своей болезни может носить гипернозогнозический или анозогнозический характер; кроме того, возможно множество переходных состояний.  
 
 

Врачебная этика и медицинская  деонтология в  деятельности руководителей  лечебно-профилактических учреждений

      Главой  медицинского коллектива является главный  врач. Он и его заместители находятся  постоянно на виду у людей. Их поведение, работа и отношение к ней, общение с персоналом, в виде примера, воздействует на врачей, медсестер и других членов коллектива. С другой стороны, их взаимоотношения с больными становятся органической частью коллективной деятельности и по их поведению и поступкам судят обо всем коллективе.

Анализируя  деятельность многих учреждений здравоохранения, можно отметить, что при одинаковых кадровых и материальных возможностях, успехи отдельных ЛПУ, значительно  различаются. Следовательно, дело здесь  не только в объективных условиях, но и в личности руководителя. Поэтому очень важно, что это за личность.

      Каждый  руководитель это личность и индивидуальность. Но существуют общие установки и  требования, которые следует учитывать.

Главные качества необходимые руководителю ЛПУ:

  • высокая нравственность;
  • широкий кругозор;
  • профессиональная подготовленность.

Личностная  характеристика:

  • гибкий ум;
  • сильная воля;
  • терпеливость;
  • тактичность и внимательность к людям;
  • вежливость;
  • коммуникабельность;
  • аккуратность;
  • интеллигентность;
  • точность;
  • высокая требовательность к себе и подчиненным;
  • хорошее владение словом;
  • ответственность;
  • принципиальность;
  • настойчивость в делах;
  • предприимчивость;
  • хорошее здоровье, и выносливость;
  • работоспособность.

      Эти качества позволяют руководителю создать правильный стиль руководства.

      В основу руководства коллективом  должны быть положены следующие принципы:

  • объективность;
  • оптимальность и эффективность принимаемых решений;
  • строгое соблюдение законности.

Информация о работе Морально-психологический климат взаимоотношений в лечебно-профилактическом учреждении