Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:53, реферат
Половое воспитание — система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Задача полового воспитания — способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения и нравственным межполовым отношениям, содействовать укреплению брака и семьи. Поэтому половое воспитание не может рассматриваться обособленно от общих вопросов воспитания, готовящего молодое поколение не только к труду и общественной деятельности, но и к личной жизни. Вместе с тем «половой вопрос» — это и социально-гигиеническая проблема, связанная со здоровьем, работоспособностью, настроением людей, оздоровлением их семейного быта.
Половое
воспитание — система медико-
Сексуальность — нормальное качество здорового человека. Реализация его сексуальных возможностей не должна осуществляться в отчужденных, обезличенных формах. Половое воспитание должно противостоять бездуховному сексу.
Сведения, относящиеся к сфере межполовых отношений, принципиально отличаются от сведений иного рода тем, что они тесно связаны с базисными жизненными процессами: духовным и физическим благополучием человека, жизнеспособностью общества, Эти сведения всегда личностно ориентированы. Интимная жизнь человека уязвима и легко ранима. Поэтому велика ответственность тех, кто эти сведения должен сообщать школьникам. Здесь, как нигде, необходима сдержанность, чувство меры, такт.
Система представлений о возможном и должном в сфере межполовых отношений у каждого человека складывается постепенно. Процесс этот происходит разными темпами, на фоне различной заинтересованности в получении соответствующих сведений. То, что для одного является преждевременным, для другого — пройденным этапом. Это касается и взрослых, и подрастающего поколения, в том числе учащихся одного и того же класса. Человеку необходимо дорасти до понимания некоторых вещей, и искусственно ускорять или замедлять этот процесс вредно: результат будет деформированным. Необходимо лишь заложить его правильные основы.
Ответы на одни вопросы из сферы межполовых отношений человек должен уяснить в школе, другие — из бесед с родителями, третьи — наедине с самим собой и хорошей книгой.
Задача школы — заложить основы, расставить некоторые общезначимые ориентиры, избегая бестактности и навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем, учитывая особенности возраста и характер физиологических сдвигов в организме учащихся.
В половом
развитии подрастающего поколения
есть существенное противоречие, которое
определяет сложность полового воспитания.
Это большой разрыв во времени
между половым и гражданским
созреванием и еще больший
— между половой зрелостью
и экономической
При осуществлении полового воспитания необходимо придерживаться следующих принципов:
Половое
воспитание должно осуществляться во
взаимосвязи со всеми другими
направлениями учебно-
Необходимо, чтобы содержание, формы и методы полового воспитания соответствовали возрастным особенностям учащихся (в том числе и этапам полового развития), а также уровню их знаний по конкретным темам. Они имеют право получать исчерпывающие (на их уровне) нравственно направляющие ответы на все возникающие у них вопросы.
Учащиеся, интересующиеся более глубокими и специфическими вопросами, должны получать требуемую информацию индивидуально или в небольшой группе из бесед с приглашенными специалистами.
Семейные,
супружеские, интимные отношения —
как бы их ни называть и какие
бы аспекты их не рассматривать, все
это — различные уровни и формы
духовного и физического
Половое
воспитание старшеклассников должно затрагивать
более специфические вопросы, включая
различные аспекты
С учетом сложившейся в стране ситуации задачи полового воспитания должны быть сформулированы следующим образом:
привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;
формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;
защита (методами воспитания) физического и репродуктивного здоровья учащихся;
обеспечение учащихся грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.
Объективная
сложность проблемы полового воспитания
заключается в
Необходимо использовать в половом воспитании различные формы и методы. Это и включение соответствующих сведений в различные учебные предметы, и беседы классного руководителя и специалистов различного профиля с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники правоохранительных органов).
Организационными формами могут быть:
фрагменты
уроков и отдельные уроки в
рамках таких учебных предметов,
как биология, литература, обществоведение,
история; с этой целью необходимо
вводить соответствующие
факультативные занятия: необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которые предъявляются к такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами;
семинары для родителей; тематика, содержание и организация таких семинаров должны отвечать их запросам;
консультации, организуемые для учащихся и родителей в специальных центрах.
Учитель
должен быть способен давать точные и
ясные ответы на вопросы учащихся,
а также обладать умением своевременно
и правильно реагировать на любые
конкретные моменты взаимоотношений
учащихся разного пола в течение
всего периода их обучения. Умелое
воздействие педагогического
При решении
вопросов полового воспитания необходимо
считаться также с
Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья. Хорошим вариантом приобщения россиян к международному опыту в сфере межполовых отношений является использование достижений личной гигиены и ухода за телом, что необходимо для сохранения и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного. Все это может и должно быть использовано в качестве элементов в специфически российской системы гигиенического и полового воспитания в соответствии с принципом: культура должна быть самобытной, а цивилизованность — современной.
При реализации программ полового воспитания как нигде необходимо тесное сотрудничество учителя и школы в целом с родителями учащихся.
Деятельность школы в сфере полового воспитания должна осуществляться в связи с работой особых центров, имеющих характер учреждений консультативной и социальной помощи подросткам (например, в случае ранней беременности). Учащиеся должны быть ознакомлены с подобными центрами и характером их работы и быть готовы в случае необходимости воспользоваться их помощью.
Многие
предыдущие попытки решения проблемы
полового воспитания учащихся наталкивались
на неподготовленность учителей и недоработанность
самих программ и пособий. Достаточно
отметить, в частности, трудности
при реализации в школе предмета
«Этика и психология семейной жизни».
Необходимо повышение компетентности
учителя в сфере межполовых отношений,
его способности руководить нравственно
ориентированным процессом
Необходимо предусмотреть проведение фундаментальных и прикладных исследований по проблеме полового воспитания учащихся России. Следует признать, что мы плохо знаем подрастающее поколение с точки зрения его взглядов, убеждений, ценностных ориентаций в сфере межполовых отношений. Бесполая педагогика и бесполая психология и не предполагали исследования подобных вопросов. Несомненно, что наряду со скандальными проявлениями половой деморализации (см. выше) могут быть обнаружены и тенденции противоположного плана, на которые следует опираться я.
Теоретически
сложным является вопрос о соотношении
полового воспитания и полового (сексуального)
просвещения. дело в том, что и
первое, и второе основано на информации,
получаемой учащимися. Если эта информация
остается лишь на уровне знаемого, приходится
говорить только о просвещении. Если
же эта информация способствует формированию
взглядов, убеждений, ценностных ориентаций
и устойчиво сказывается на поведении,
то можно говорить и о воспитании.
Поэтому отделить «воспитующее»
от лишь «просвещающего» или «
Необходимо учитывать и такую особенность усвоения информации: некоторые сцены, образы, ситуации , воспринимаемые в возрасте, когда ребенок еще неспособен к какой-либо нравственной их оценке, могут фиксироваться в памяти как таковые, сами по себе и вместе с тем, как образцы будущего поведения в аналогичной ситуации. Поэтому подрастающее поколение должно быть ограждено от сцен насилия и порнографии , даже если взрослым и кажется, что они еще «ничего не понимают».
Реализация
данной концепции потребует от педагогов
и родителей совместных целенаправленных
усилий: лучшего знания учащихся и
понимания мотивов их поведения,
повседневной и последовательной воспитательной
работы. Необходимо также и повышение
сексологической грамотности