Половое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:53, реферат

Описание

Половое воспитание — система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Задача полового воспитания — способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения и нравственным межполовым отношениям, содействовать укреплению брака и семьи. Поэтому половое воспитание не может рассматриваться обособленно от общих вопросов воспитания, готовящего молодое поколение не только к труду и общественной деятельности, но и к личной жизни. Вместе с тем «половой вопрос» — это и социально-гигиеническая проблема, связанная со здоровьем, работоспособностью, настроением людей, оздоровлением их семейного быта.

Работа состоит из  1 файл

Половое воспитание.docx

— 19.00 Кб (Скачать документ)

    Половое воспитание — система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного  отношения к вопросам пола. Задача полового воспитания — способствовать гармоничному развитию подрастающего  поколения и нравственным межполовым отношениям, содействовать укреплению брака и семьи. Поэтому половое  воспитание не может рассматриваться  обособленно от общих вопросов воспитания, готовящего молодое поколение не только к труду и общественной деятельности, но и к личной жизни. Вместе с тем «половой вопрос»  — это и социально-гигиеническая  проблема, связанная со здоровьем, работоспособностью, настроением людей, оздоровлением  их семейного быта.

    Сексуальность — нормальное качество здорового  человека. Реализация его сексуальных  возможностей не должна осуществляться в отчужденных, обезличенных формах. Половое воспитание должно противостоять  бездуховному сексу.

    Сведения, относящиеся к сфере межполовых отношений, принципиально отличаются от сведений иного рода тем, что они  тесно связаны с базисными  жизненными процессами: духовным и  физическим благополучием человека, жизнеспособностью общества, Эти  сведения всегда личностно ориентированы. Интимная жизнь человека уязвима  и легко ранима. Поэтому велика ответственность тех, кто эти  сведения должен сообщать школьникам. Здесь, как нигде, необходима сдержанность, чувство меры, такт.

    Система представлений о возможном и  должном в сфере межполовых отношений  у каждого человека складывается постепенно. Процесс этот происходит разными темпами, на фоне различной  заинтересованности в получении  соответствующих сведений. То, что  для одного является преждевременным, для другого — пройденным этапом. Это касается и взрослых, и подрастающего поколения, в том числе учащихся одного и того же класса. Человеку необходимо дорасти до понимания некоторых вещей, и искусственно ускорять или замедлять этот процесс вредно: результат будет деформированным. Необходимо лишь заложить его правильные основы.

    Ответы  на одни вопросы из сферы межполовых отношений человек должен уяснить  в школе, другие — из бесед с  родителями, третьи — наедине с  самим собой и хорошей книгой.

    Задача  школы — заложить основы, расставить некоторые общезначимые ориентиры, избегая бестактности и навязчивости, не придавая этой сфере воспитания чрезмерно опережающего характера, но вместе с тем, учитывая особенности  возраста и характер физиологических  сдвигов в организме учащихся.

    В половом  развитии подрастающего поколения  есть существенное противоречие, которое  определяет сложность полового воспитания. Это большой разрыв во времени  между половым и гражданским  созреванием и еще больший  — между половой зрелостью  и экономической самостоятельностью человека. Девочки в половом отношении  созревают к 14—15 годам, большинство  мальчиков к 16—17. Однако, половая  зрелость в этом возрасте находится  в дисгармонии с физическим и  психическим развитием. Разрыв этот составляет пять и более лет. Одна из задач полового воспитания —  сформировать у юношей и девушек  понимание смысла этой дисгармонии, воспитать волю, умение руководить своими чувствами.

    При осуществлении  полового воспитания необходимо придерживаться следующих принципов:

    Половое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всеми другими  направлениями учебно-воспитательной работы школы. Оно не должно быть обособленным.

    Необходимо, чтобы содержание, формы и методы полового воспитания соответствовали  возрастным особенностям учащихся (в  том числе и этапам полового развития), а также уровню их знаний по конкретным темам. Они имеют право получать исчерпывающие (на их уровне) нравственно  направляющие ответы на все возникающие  у них вопросы.

    Учащиеся, интересующиеся более глубокими  и специфическими вопросами, должны получать требуемую информацию индивидуально  или в небольшой группе из бесед  с приглашенными специалистами.

    Семейные, супружеские, интимные отношения —  как бы их ни называть и какие  бы аспекты их не рассматривать, все  это — различные уровни и формы  духовного и физического единения. Человек, с детства проявляющий  склонность и способность к взаимопониманию, будет более состоятельным и  в данной специфической сфере  взаимоотношений. Поэтому формирование таких способностей — как черты  личности — необходимо рассматривать  в качестве базисной задачи полового воспитания учащихся, начиная с младших  классов.

    Половое воспитание старшеклассников должно затрагивать  более специфические вопросы, включая  различные аспекты психологической  и физиологической совместимости  будущих супругов, непосредственные вопросы подготовки к созданию семьи, а также соотношение биологических, физиологических, психо-сексуальных  качеств человека с определенными  явлениями общественной жизни.

    С учетом сложившейся в стране ситуации задачи полового воспитания должны быть сформулированы следующим образом:

    привитие  учащимся обоего пола основных навыков  общения и взаимопонимания, а  также способности принимать  осознанные решения;

    формирование  у учащихся позитивного отношения  к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;

    защита (методами воспитания) физического  и репродуктивного здоровья учащихся;

    обеспечение учащихся грамотной и систематической  информацией, которая даст им возможность  понять, что с ними происходит, а  также поможет адаптироваться к  изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими  психологическими потерями этот непростой  этап взросления.

    Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом  противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и  общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение  нельзя предоставлять самому себе или  оставлять в сфере влияния  «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать  или обсуждать не на фронтальных  или групповых занятиях, а индивидуально. Введение особого и обязательного  для всех учащихся учебного предмета «Половое воспитание» на данном этапе  развития общества и школы нецелесообразно.

    Необходимо  использовать в половом воспитании различные формы и методы. Это  и включение соответствующих  сведений в различные учебные  предметы, и беседы классного руководителя и специалистов различного профиля  с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники правоохранительных органов).

    Организационными  формами могут быть:

    фрагменты уроков и отдельные уроки в  рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история; с этой целью необходимо вводить соответствующие изменения  в учебные программы, учебники и  методические пособия по названным  предметам без нарушения общей логики структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана;

    факультативные  занятия: необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которые  предъявляются к такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного  изучения, разработанные разными  авторами и авторскими коллективами;

    семинары  для родителей; тематика, содержание и организация таких семинаров  должны отвечать их запросам;

    консультации, организуемые для учащихся и родителей  в специальных центрах.

    Учитель должен быть способен давать точные и  ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые  конкретные моменты взаимоотношений  учащихся разного пола в течение  всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно  в школе — важный и необходимый  элемент системы полового воспитания.

    При решении  вопросов полового воспитания необходимо считаться также с особенностями  отечественной (евразийской) цивилизации, которая отличается специфическим  отношением к вопросам пола, учитывать  национально-религиозную специфику.

    Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться  в тесной связи с вопросами  здоровья. Хорошим вариантом приобщения россиян к международному опыту  в сфере межполовых отношений  является использование достижений личной гигиены и ухода за телом, что необходимо для сохранения и  укрепления здоровья, в том числе  и репродуктивного. Все это может  и должно быть использовано в качестве элементов в специфически российской системы гигиенического и полового воспитания в соответствии с принципом: культура должна быть самобытной, а цивилизованность — современной.

    При реализации программ полового воспитания как нигде  необходимо тесное сотрудничество учителя  и школы в целом с родителями учащихся.

    Деятельность  школы в сфере полового воспитания должна осуществляться в связи с  работой особых центров, имеющих  характер учреждений консультативной  и социальной помощи подросткам (например, в случае ранней беременности). Учащиеся должны быть ознакомлены с подобными  центрами и характером их работы и  быть готовы в случае необходимости  воспользоваться их помощью.

    Многие  предыдущие попытки решения проблемы полового воспитания учащихся наталкивались  на неподготовленность учителей и недоработанность самих программ и пособий. Достаточно отметить, в частности, трудности  при реализации в школе предмета «Этика и психология семейной жизни». Необходимо повышение компетентности учителя в сфере межполовых отношений, его способности руководить нравственно  ориентированным процессом духовного  развития учащихся как будущих супругов и родителей. Для студентов педвузов следует создать спецкурс с примерным  названием «Гигиеническое и половое  воспитание с элементами сексологии»  и разработать соответствующее  Руководство и пособия. Содержание этого курса должно войти и  в программу повышения квалификации учителей. Соответственно, необходимо усиление работы по созданию книг и  пособий для родителей. Лучшие из этих книг должны быть включены в Федеральный  комплект наряду с учебниками по предметам.

    Необходимо  предусмотреть проведение фундаментальных  и прикладных исследований по проблеме полового воспитания учащихся России. Следует признать, что мы плохо  знаем подрастающее поколение с  точки зрения его взглядов, убеждений, ценностных ориентаций в сфере межполовых отношений. Бесполая педагогика и бесполая психология и не предполагали исследования подобных вопросов. Несомненно, что наряду со скандальными проявлениями половой деморализации (см. выше) могут быть обнаружены и тенденции противоположного плана, на которые следует опираться я.

    Теоретически  сложным является вопрос о соотношении  полового воспитания и полового (сексуального) просвещения. дело в том, что и  первое, и второе основано на информации, получаемой учащимися. Если эта информация остается лишь на уровне знаемого, приходится говорить только о просвещении. Если же эта информация способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентаций и устойчиво сказывается на поведении, то можно говорить и о воспитании. Поэтому отделить «воспитующее»  от лишь «просвещающего» или «обучающего» не всегда легко, как невозможно разорвать  на части целостную жизненную  ситуацию. Для того, чтобы информация обретала воспитующее значение, она  должна сообщаться в яркой, образной, эмоциональной форме. Важны также  степень ее новизны и возраст, в котором она получена впервые. И естественно, такая информация должна быть нравственно безупречной, чтобы воспитание возвышало личность.

    Необходимо  учитывать и такую особенность  усвоения информации: некоторые сцены, образы, ситуации , воспринимаемые в  возрасте, когда ребенок еще неспособен к какой-либо нравственной их оценке, могут фиксироваться в памяти как таковые, сами по себе и вместе с тем, как образцы будущего поведения  в аналогичной ситуации. Поэтому  подрастающее поколение должно быть ограждено от сцен насилия и порнографии , даже если взрослым и кажется, что  они еще «ничего не понимают».

    Реализация  данной концепции потребует от педагогов  и родителей совместных целенаправленных усилий: лучшего знания учащихся и  понимания мотивов их поведения, повседневной и последовательной воспитательной работы. Необходимо также и повышение  сексологической грамотности старшего поколения — родителей и учителей в первую очередь.

Информация о работе Половое воспитание