Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 09:05, курсовая работа
Согласно действующему законодательству правом обращения в суд обладает любой дееспособный гражданин, если действиями или бездействием ответчика нарушены его права или причинен вред. В сфере здравоохранения обычно речь идет о причинении вреда здоровью пациента (иными словами, о нарушении прав граждан на качественное и безопасное лечение). По таким делам досудебное рассмотрение жалобы не обязательно - можно сразу обращаться в суд без лишней траты времени.
1.Введение…………………………………………………3стр. 2.Факт нарушения прав пациента……………………….4стр. 3.Обращение в суд…………………………..…………....6стр. 4. Судебные жалобы и судебный иск…………………….7стр. 5.Алгоритм для обращения в суд………………………..10стр. 6. План искового заявления……………………………...12стр. 7.Образец искового заявления по "медицинскому делу"15стр. 8. Сроки исковой давности……………………………….17стр. 9. Срок на судебное обжалование………………………..18стр. 10. Судебный процесс…………………………………….…19стр. 11. Судебные доказательства……………………………..…20стр. 12. Экспертные организации…………………………….….23стр. 13. Судебное Решение……………………………………….27стр. 14.Заключение………………………………………….……28стр. 15.Список литературы………………………………………30стр.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение…………………………………………………
1.ВВЕДЕНИЕ
Согласно действующему законодательству правом обращения в суд обладает любой дееспособный гражданин, если действиями или бездействием ответчика нарушены его права или причинен вред. В сфере здравоохранения обычно речь идет о причинении вреда здоровью пациента (иными словами, о нарушении прав граждан на качественное и безопасное лечение). По таким делам досудебное рассмотрение жалобы не обязательно - можно сразу обращаться в суд без лишней траты времени.
В прежние годы досудебный путь играл основную роль разрешения любых, в том числе и медицинских конфликтов (вспомним известное "телефонное право", обращения в обком, горком и т.п.). Однако в настоящее время, с введением нового гражданского законодательства стала очевидной его ущербность и низкая эффективность по сравнению с судебным способом разрешения споров.
· Наиболее часто встречающимися нарушениями прав пациента являются:
· необоснованный отказ от оказания медицинской помощи (отказ от госпитализации в стационар, отказ в оказании амбулаторной помощи, отказ от перевода из одного лечебного учреждения в другое, неоказание медицинской помощи в экстренных ситуациях, в частности, связанных с дорожно-транспортной, производственной, бытовой травмой);
· оказание медицинской помощи низкого качества;
· причинение вреда жизни и здоровью пациента при оказании медицинской помощи;
· нарушение условий и режима лечения;
· предоставление недостаточной или неверной информации о заболевании;
· разглашение врачебной тайны;
· необоснованное взимание или требование платы за лечение;
· профессиональные и должностные злоупотребления со стороны медицинских работников;
· дефекты в оформлении медицинской документации.
2.Факт нарушения прав пациента
Казус 2. Пациент Мазеин Юрий Ефимович, житель Мотовилихи, обратился в участковую поликлинику по поводу боли в лучезапястном суставе правой руки, которая возникла после физической нагрузки. В поликлинике сделали рентгеновский снимок и поставили диагноз "перелом лучевой кости в типичном месте", в связи с чем наложили гипс сроком на месяц. Через пару недель рука под гипсом стала нестерпимо болеть, пальцы отекли, пропала чувствительность. Однако, несмотря на просьбы пациента, гипс в поликлинике не меняли, а когда, наконец, через 29 дней сняли, оказалось, что пальцы на руке не действуют - возникла "компрессионная нейропатия" (повреждение нервов от сдавления). Пришлось Юрию Ефимовичу долго лечиться от этой "нейропатии", в том числе и в стационаре.
При
повторном рассмотрении рентгеновских
снимков у больного не обнаружилось
никакого перелома! Просто, рентгенолог
в самом начале ошибся, затем (как
было установлено судом) допустили
дефекты лечащие врачи, не ослабив
гипс при возникновении отека
руки. В результате человек с изначально
нетяжелым растяжением связок был
выключен из нормальной жизни почти
на 2 года. Для защиты своих прав он
обратился в органы здравоохранения
- к чиновникам, наивно полагая, что в 1997
году они быстро во всем разберутся и примут
его сторону. При этом, будучи человеком
добрым по натуре, он просил только одного:
признать допущенные нарушения и извиниться
перед ним. Однако ведомство здравоохранения
никаких ошибок за собой не признало. За
1,5 года Мазеин прошел 6 "досудебных"
ступеней:
- администрация поликлиники;
- городское управление здравоохранения;
- областное управление здравоохранения;
- экспертная комиссия при фонде обязательного
медицинского страхования;
- комиссия профессоров в ПГМА;
- Министерство здравоохранения (в Москве).
Полученные ответы были похожи один на другой по смыслу, и отличались разве что стилистическими вариациями и допущенными в тексте опечатками. Их смысл был един: никаких нарушений при лечении перелома у пациента не было. При таком ответе в прежние времена можно было бы поставить точку.
Однако
Ю.Е. Мазеин обратился к полномочному
представителю Президента РФ, который
дал адрес Пермского
В результате рассмотрения дела Мотовилихинский суд г. Перми признал обоснованными исковые требования Ю.Е. Мазеина, и обязал ответчика выплатить денежную компенсацию морального вреда, имущественного ущерба и судебных расходов, полностью обеспечив тем самым соблюдение прав пациента. Таким образом, человек получил не только моральное удовлетворение от самого факта достижения результата, но и денежную компенсацию причиненного вреда.
Однако самый главный результат этого дела, как считает сам Юрий Ефимович, заключается в том, что этот случай продемонстрировал реальную возможность судебной защиты гражданина даже в такой "неприкасаемой" ранее области, как система здравоохранения.
3.Обращение в суд.
Если нарушение прав действительно существенное, надо сразу обращаться в суд.
Однако, обращение в суд - это право, а не обязанность гражданина. Никто не может заставить человека судиться, если он сам этого не хочет. Но в таком случае пациенту вряд ли кто-то сможет оказать эффективную правовую помощь.
В
сознании тех граждан, чьи права
так и остались нарушенными, бытует
мнение, что судебное разбирательство
- это хлопотное и
В Мире нет более цивилизованного, справедливого и, если хотите, интеллектуального способа отстоять свои права, чем гражданский судебный процесс. Суд является органом государственной власти, наделенный властными полномочиями для разрешения любых спорных отношений, что позволяет считать судебный процесс главенствующим звеном в системе защиты прав пациентов. Человек, заходя в здание суда, должен испытывать чувство радости от того, что именно здесь ему предоставляется реальная возможность защитить справедливость, отстоять свои нарушенные права.
Около 82% граждан, обратившихся в суд с иском о причинении вреда здоровью результате врачебной небрежности, получили денежную компенсацию причиненного вреда. Для того, чтобы обратиться в суд оформляются либо "исковое заявление", либо "жалоба на неправомерные действия органа (должностного лица)":
4. Судебные жалобы и судебный иск
Жалобы составляют примерно 1/10 часть всех судебных дел и обычно связаны с отказом органов МСЭ (медико-социальной экспертизы) установить группу инвалидности пациенту. Такое право на обжалование в судебном порядке решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного управления, общественных объединений и должностных лиц закреплено в ч.2 ст. 46 Конституции РФ. Более детально данное право раскрывается в Законе РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.93 (в ред. от 14.12.95). В соответствии с ним любой гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями или решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и их должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
В случаях причинения вреда здоровью (жизни) пациентов судебная защита прав граждан начинается с подачи искового заявления.
Судебный иск- это материально-
Дела
по случаям причинения вреда в
здравоохранении
Правом подачи иска обладает сам пострадавший, а также родители (опекуны) в защиту несовершеннолетних (недееспособных) граждан и прокурор - в защиту любого гражданина.
При
подаче искового заявления необходимо
иметь в виду, что далеко не каждый
отрицательный результат
Следовательно, не всегда факт ухудшения здоровья, либо смерти пациента будет признан судом как нарушение прав граждан и повлечет ответственность больницы с выплатой компенсации.
Прежде,
чем подавать исковое заявление,
необходимо определить для себя, какова
причина неблагоприятного исхода:
- либо - это естественное течение тяжелого
заболевания;
- либо - это несчастный случай в медицине;
- либо - это недостатки лечебно-диагностического
процесса.
Только 3-я причина может явиться основанием
для удовлетворения исковых требований.
Для правильного определения причин неблагоприятного исхода поможет экспертиза в страховой компании, консультация независимого специалиста ("3-е мнение"), сведения из научной медицинской литературы и т.д.
При подаче искового заявления желательно подготовить доказательства, подтверждающие причинно-следственную связь между дефектами медицинской помощи и наступившими последствиями. Подготовка доказательств - очень важный компонент судебного процесса, поскольку в РФ (как и во всех нормальных странах) действует принцип "состязательности сторон". Согласно этому правилу стороны в процессе сами должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются. Суд может помочь в сборе доказательств, но, как правило, по ходатайству (просьбе) участников заседания: например, направить судебный запрос, назначить судебную экспертизу и т.д. В качестве доказательств по "медицинскому" делу используются любые медицинские документы, заключения экспертов, показания свидетелей и специалистов. Чем больше их будет собрано в судебном процессе, тем выше вероятность выиграть дело.
Для
достижения цели необходимо, чтобы
ваши исковые требования были обоснованными,
иными словами, вытекать из реально
причиненного вреда в юридическом
понимании этого термина. По нашему
опыту, очень часто претензии
пациентов обусловлены двумя
другими причинами:
- либо грубым отношением медперсонала
к больному и родственникам;
- либо неэтичными "подсказками" других
врачей в отношении ошибок, якобы, допущенных
коллегами.
В
этой связи следует помнить, что
сама по себе грубость отдельных маловоспитанных
медработников не является правовой
категорией и, к сожалению, не служит
основанием для применения юридических
санкций. Что касается устных высказываний
некоторых врачей по поводу чужих
ошибок, то они не являются доказательствами
по делу, до тех пор, пока не будут
оформлены в письменном виде, например,
как экспертное заключение или показания
свидетеля (специалиста). Подавляющее
большинство таких "суфлеров"
отказывается в дальнейшем подтвердить
свое мнение письменно, либо в суде,
предпочитая из-под тишка
Напротив,
вызывает уважение только тот специалист,
который, несмотря на пресловутую "честь
мундира", не побоится выступить
в защиту пациента, действительно
пострадавшего в результате небрежности
отдельных медицинских
Исходя из изложенного, следует с особой тщательностью относиться к подготовке доказательной базы ваших претензий, не перекладывая эту обязанность на судебные органы в надежде, что "суд сам во всем разберется". В этой связи будет очень полезной помощь вашего представителя - профессионального юриста, который вовремя подскажет как поступить в той или иной ситуации.
Информация о работе Правовой порядок возмещения ущерба причиненный ненадлежащим оказанием мед. услуг