Процесс производства и контроля качества лекарственных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:53, лекция

Описание

Система QA предназначена для того, чтобы предприятие могло гарантировать, что
- разработка, испытания и изготовление ЛП произведено с учетом требований GLP (Good Laboratory Practice – Правила доклинической оценки безопасности фармако-логических средств), GCP(Good Clinical Practice – Правила проведения клинических испытаний) и GMP,
- должностными инструкциями определена ответственность руководства за качество готового продукта,
- производство обеспечено технологической документацией, утвержденной и соответствующей требованиям GMP,
- контроль качества исходного сырья, вспомогательных, упаковочных и маркировочных материалов произведен на стадиях их изготовления и/или поставки и перед применением в производстве,
- проведена регистрация всех контрольных испытаний, постадийного контроля, калибровки и валидации,
- готовый продукт произведен в соответствии с регламентом,
- реализация готового продукта произведена только после разрешения ОКК,
- имеется документация позволяющая контролироать условия хранения продукта в течение срока годности у производителя, а также при транспортировке и до валидации.

Содержание

- Введение.
- Определения.
- Управление качеством.
- Персонал.
- Здания и помещения.
- Оборудование.
- Процесс производства.
- Валидация.
- Рекламации и отзыв продуктов с рынка.
- Самоинспекция.

Работа состоит из  1 файл

Процесс производства и контроля качества лекарственных средств.docx

— 47.21 Кб (Скачать документ)

Класс С.

  • комбинезон,
  • куртки и брюки (рукава собраны на запястьях, воротник выполнен в виде высокой стойки – для комбинезона то же),
  • шапочка или косынка,
  • маска (при необходимости).
  • сменная обувь или бахилы, надеваемые на обувь.

 ТО для классов  D и С должна быть выполнена из х/б или льняной ткани.

Классы А и В.

  • комбинезон с воротником-стойкой, стянутый на поясе, с плотными манжетами на руках и ногах, без складок и карманов,
  • шлем-капюшон, полностью закрывающий волосы, нос, рот и подбородок,
  • перчатки из резины или эластичных полимеров,
  • простерилизованная обувь,
  • бахилы, полностью закрывающие ступню.

Нижняя часть  брюк должна быть заправлена в бахилы, а рукава – в перчатки.

Ни одна часть тела или  нижнего белья не должна быть открыта.

 

ТО должна быть удобной  и пригнанной по фигуре. Она должна быть изготовлена из ткани, обладающей минимальным ворсоотделением.

 

При входе и  возвращении в помещения А,В  и С каждому выдается стерильный комплект ТО (при производстве стерильных ЛП – одноразового использования). Для класса D используется свежевыстиранная ТО, причем при возвращении ТО можно использовать повторно..

 

Для стирки ТО на предприятии  желательно иметь специализированную прачечную.

Чистая и стерильная ТО должны храниться в условиях, исключающих её загрязнение.

Передача чистой ТО в  производственные помещения должна осуществляться через воздушный  шлюз.

 

Перчатки и руки во время  работы следует регулярно обрабатывать дезинфицирующими веществами.

 

11.4.6. Условия работы персонала  «чистых» помещений.

 

Персонал «чистых» помещений

  • минимизирует входы и выходы из «чистой» зоны и численность персонала в ней,
  • минимизирует перемещения и резкие движения в «чистой» зоне,
  • не располагается «чистой» зоне, нарушая ламинарное движение потока воздуха,
  • не наклоняется над открытым продуктом или открытыми емкостями, не прикасается к ним,
  • не поднимает и не использует упавшие на пол предметы,
  • не ведет посторонних разговоров,
  • общается с внешним миром через переговорное устройство.
  • Немедленно сообщает руководству обо всех нарушениях климатических и сангигиенических условий.

 Перед входом в  «чистую» зону персонал 

  • снимает косметику, украшения, уличную одежду,
  • принимает душ,
  • надевает ТО.

При повторном  входе в«чистые» зоны А-С повторно принимается душ и используется чистая ТО.

 

11.5. Здания и помещения.

 

Здания и  сооружения должны быть спроектированы и построены и содержаться  так, чтобы обеспечивать рациональные и нормальные санитарно-гигиенические  условия (СГУ) при проведении производственных процессов.

Использование помещений производства ЛП для получения  пестицидов и гербицидов запрещается.

Фармацевтические предприятия  должны быть размещены вне СЗЗ.

 

11.5.1. Конструктивные особенности.

Производственные  здания и сооружения должны быть спроектированы в соответствии с требованиями СНиП, данного ОСТ и  «Инструкции  по строительному проектированию предприятий  медицинской промышленности»  (ВСН 64-064-88 М., Минмедбиопром, 1988г.

Планировка производственных помещений должна обеспечивать

  • поточность процесса с кратчайшими расстояниями между технологически связанными помещениями,
  • исключение взаимопересечения путей следования персонала и технологических потоков и персонала,
  • максимальную группировку помещений одного класса чистоты,
  • размещение оборудования, исключающее перекрестную контаминацию и перепутывание,
  • соблюдение требуемых СГУ,
  • исключение использования производственных помещений для хранения, а санбытовых помещений для прохода посторонних лиц,
  • защиту сырья, материалов и готового продукта от загрязнений при перемещении внутри помещений и вне их,
  • соблюдение норм ТБ и ППБ,
  • использование отдельных помещений при работе с опасными веществами.

 

Помещения должны быть объединены в функционально-технологические  блоки, при необходимости с автономными  системами инженерного обеспечения.

Все производственные помещения классифицируются по степени  загрязнения воздуха механическими  частицами микроорганизмами. Классы чистоты определяются в соответствии с требованиями Приложения А1 к ОСТ.

 

Классификация помещений  производства лекарственных средств

 

 

Класс чистоты

Максимально допустимое количество частиц /1м3, размером мкм

Максимально допустимое количество микроорганизмов/1м3

³ 0.5

³ 5

³ 0.5

³ 5

Оснащенное состояние*)

Функционирующее состояние**)

A

3 500

0

3 500

0

Менее 1

B

3 500

0

350 000

2 000

10

C

350 000

2 000

3 500 000

20 000

100

D

3 500 000

20 000

Не определяется

200-500


*) Помещение готово к  работе, персонал отсутствует.

**) Помещение готово к  работе, персонал присутствует.

 

Стены «чистых» помещений не должны прилегать к  ограждающим конструкциям, а классов  А и В – быть капитальными. «Чистые помещения нельзя размещать  в подвальных помещениях и цокольных  этажах. Помещения более высокого класса следует окружать помещениями  меньшего класса.

 

Помещения для производства и контроля качества ЛП должны:

  • использоваться строго по назначению,
  • быть достаточно просторными и исключать перекрестную контаминацию и смешение,
  • иметь гладкие внутренние поверхности,
  • быть непроницаемыми для жидкостей и легко доступными для мытья,
  • быть отделаны материалами
    • непылящими,
    • легко моющимися,
    • негорючими и
    • устойчивыми к воздействию дезинфицирующих веществ.
  • Иметь трубопроводы, светильники и вентиляционные отверстия доступные для мытья и дезинфекции. Их техническое обслуживание желательно осуществлять вне «чистого» помещения,
  • Подвергаться ежедневной и генеральной уборке в соответствии с письменной инструкцией,
  • Иметь возможность дезинфекции с помощью УФ-облучения,
  • Иметь минимальное количество оборудования и мебели,
  • Иметь освещение и климатический режим не оказывающий вредного действия на продукт и здоровье персонала,
  • Иметь локальное оборудование удаляющее пыль в местах её образования в технологическом процессе.

 

К «стерильным» помещениям предъявляются следующие  дополнительные требования:

  • не должно быть неокрашенных деревянных поверхностей,
  • стыки между поверхностями должны иметь закругленную форму,
  • подвесные потолки должны быть тщательно загерметизированы,
  • для уплотнений должны применяться непылящие прокладки и строительные герметики,
  • не допускаются открытые коммуникации (за исключением природного газа) и воздуховоды,
  • в них должен быть подпор воздуха,
  • не должны использоваться  раковины и сливные трубы,
  • ФТО должны располагаться в месте ввода воздухе,
  • не допускается использование скользящих дверей,
  • использование транспортеров допустимо только для передачи материалов из более чистых помещений,
  • для переговоров должны иметься переговорные устройства,
  • перемещения материалов и персонала должны осуществляться через воздушные шлюзы, оборудованные
    • блокировкой одновременного открытия входной и выходной дверей,
    • подачей стерильного воздуха по системе «сверху-вниз»,
    • самозакрывающимися дверями с уплотненным притвором.

 

Помещения для  упаковки ЛП и склады должны быть достаточно просторными. Они должны

  • находиться под охраной, вход в них разрешается только обслуживающему персоналу.
  • отвечать правилам хранения и обращения с опасными веществами,
  • Быть сухими и чистыми,
  • Иметь необходимое освещение и климатические условия,
  • иметь отдельные помещения
    • для отбора проб для контрольных анализов.
    • для взвешивания порций сырья и материалов,

 

Состав санитарно-бытовых помещений  определяется характером производственных процессов.

Для хранения уличной, переходной и технологической одежды предусматриваются отдельные гардеробные. Первые два вида размещаются при  входе в здание.

Душевые, помещения  для мытья рук и приёма пищи, туалеты должны быть изолированы  друг от друга и от производственных помещений.

Помещения для  подготовки персонала могут иметь  класс чистоты на ступень ниже помещения к которому они примыкают  и соединяться с ним через  вторые душевую и гардеробную, того же класса, что и производственное помещение.

Помещения для подготовки персонала должны быть оборудованы

  • умывальниками с горячей и холодной водой,
  • устройствами для сушки рук,
  • закрытыми контейнерами для использованной технологической одежды,

снабжены средствами для  мытья и дезинфекции рук.

 

Механические  мастерские должны быть максимально  удалены от производственных помещений. Необходимые для текущей работы приспособления, устройства и инструменты  должны храниться в специальных  помещениях или шкафах.

 

11.5.2. Отопление, вентиляция, кондиционирование. 

 

Отопление, вентиляция, кондиционирование проектируются, строятся и эксплуатируются в  соответствии с требованиями СНиП, данного ОСТ и  «Инструкции  по строительному проектированию предприятий медицинской промышленности»  (ВСН 64-064-88 М., Минмедбиопром, 1988г.

 

Производственные помещения  должны быть оборудованы 

  • эффективными системами приточной и вытяжной вентиляции с воздухозабором в месте с максимальной чистотой воздуха,
  • трех ступенчатой очисткой воздуха (для класса D возможна двухступенчатая)
  • приборами для измерения
    • температуры,
    • влажности,
    • эффективности фильтрации и
    • перепада давления на фильтрах.

Соседние помещения разных классов  чистоты должны иметь перепад  давлений, как правило, 10-15 Па. Внутренние поверхности вентиляционных систем должны допускать дезинфекцию.

Воздушные фильтры должны периодически проверяться и заменяться в зависимости от изменения их сопротивления.

Системы воздухообеспечения  в помещениях производства пенициллиновых антибиотиков должна быть полностью  изолирована от других систем.

Информация о работе Процесс производства и контроля качества лекарственных средств